Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 48 (611) от 25 ноября 2004  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Вселенная

Беслан отменил интервью с Сергеем Юрским

Маргарита Пархоменко

Фестивали бывают разные - Венецианские, Каннские, Тихоокеанские... мир велик. Масштабы перформансов разновелики. Одного из устроителей II Международного кинофестиваля “Меридианы Тихого” во Владивостоке я попросила устроить встречу с председателем жюри Сергеем Юрским.
- Хочу взять интервью.

Есть драматургия отношений.

Мне пообещали.

ПИР ВО ВРЕМЯ ЧУМЫ

1 сентября открылся кинофестиваль в Венеции, совпавший со страшными событиями в Беслане. Все участники фестиваля, а там были кинематографисты Европы и Америки, потрясенные российской трагедией, встали в скорбной минуте молчания. Далекий от них по географии осетинский город рванулся болью в их сердца и стал близким.

“Так не бывает - в детей не стреляют”.

3 сентября начал отсчет кинофестиваль “Меридианы Тихого” во Владивостоке. Погода была отменная - “бабье лето” отметило зачин осени. У кинотеатра “Океан” возле широких маршей лестницы беспечно стояли зеваки-зрители и разнообразные СМИ. Солнце жарило, как на Лазурном берегу. Это не помешало многим знаменитым гостям из Москвы продефилировать по “звездной дорожке” в вечерних туалетах, ярких, как крылышки порхающих бабочек. Сейчас, по прошествии времени, видится костюм жены губернатора мистически зловещим —с алой накидкой на плечах и волосы, пронизанные солнцем, с рубиновым отсветом.

Третий день пульсировала в мире боль, а мы, владивостокцы, не отзывались. Да и гости из Москвы, прошедшие через Норд-Ост, не вспоминали пронзительные стихи Межелайтиса:

Где бы на планете ни стреляли,

Пули все мне в сердце попадали.

Подъезжали к “звездной дорожке” на мерседесах и лимузинах, один оригинал появился на открытом военном автомобиле. Кто-то был небрит, а кто-то навеселе. Одна актриса крикнула, что она приморцев обожает. Многих не узнавали, потому в представлении путали их имена.

По лестнице восходили друзья и “деловые партнеры”. Их, естественно, не называли. В согбенной фигуре Сергея Юрского было что-то нездоровое, может быть, от затаенной боли.

На церемонию открытия в зале кинотеатра “Океан” я не попала. На все воля Божия! Но, говорят, церемония была так коротка, что наш азиатско-тихоокеанский кинематограф не встал ни на минуту в скорбном молчании, как в Венеции. Отмечу лапидарность речи Олега Табакова, который, как президент фестиваля, прилетев всего на два дня во Владивосток, наметил великие цели II Международного фестиваля “Меридианы Тихого”. Самым трудным шагом является второй, так как нужно подтвердить уровень притязаний. Не попав на просмотр фильма Владимира Машкова “Папа”, я вернулась домой и включила радиостанцию “Маяк”. Первые слова диктора заставили меня нажать кнопку диктофона. Речь шла о видеопленке из Беслана, которая была показана по каналу ТВ.

Журн.: - Пленка посвящена действиям террористов, которые снимали ее для себя. Мы видим, как минируют зал, подключают провода, как стоит человек, ногой наступивший на книгу (очень похоже на нее), рядом с которой находится взрыватель - очень похоже.

Ведущий: - Видеозапись производит страшное впечатление. Вы целиком ее давали в эфир?

Журн.: - Мы понимали, что это ужасное зрелище, хотя это был первый день, и дети чувствовали себя еще хорошо, даже террористы ведут себя более или менее прилично. Потом поведение резко изменилось по отношению к детям. И понимая это, мы показали ее всего один раз и не собираемся больше крутить ее в эфире - чтобы не нанести моральный вред людям, которые потеряли детей. Мы хотели показать, что было за стенами этой школы, может быть, кому-то было важно увидеть своих детей хотя бы еще раз. Говорить-то об этом тяжело, поэтому мы показали эту пленку только в одной программе.

Весь мир был взбудоражен событиями в бесланской школе. Мужчины плакали. Из жалости и бессилия. И понимали, что нужны не слезы, а действия.

Владивосток, начиненный гостями со всего мира, не реагировал. Вероятно, надо было корректировать программу по движению сердца.

Москва отменила праздничные мероприятия в честь дня города, а у нас в субботу 4 сентября все-таки провели гала-концерт на водной станции КТОФ с трансляцией по ТВ. Билеты уже были проданы на московских «звезд». Я никого не сужу – упаси Бог! Просто факты – упрямая вещь. Концерт провели с минутой молчания. Это правда.

ГОЛОСА ИЗ ТОЛПЫ

Я провела блиц-опрос горожан: как вы относитесь к фестивалю? Наиболее типичные ответы:

- Да никак. Мы с работы на пляж и с пляжа – на работу.

- Фестиваль был низкого уровня. Он свелся к празднику для артистов.

- Благодарю фестиваль за то, что увидела много фильмов, которые бы нигде не увидела.

- Пир во время чумы.

- Такие затраты! На призы, подарки! А крыши как текли, так и текут.

САМЫЙ ОЗАРЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК

Сергей Юрский – главная фигура фестивальной элиты, на мой взгляд. Актер, режиссер, писатель, философ. У нас он был не фигурантом – это вершина. Ему действительно важно было сюда приехать – не прокатиться на дармовщинку, а поработать, познать, открыть.

С.Ю.: - Раз в год я обычно езжу на фестиваль и смотрю фильмы. У меня печальные ощущения от сегодняшнего кинематографа. И когда меня пригласили сюда, на восточный край страны, я сразу согласился. Мне действительно интересно посмотреть, что такое восточное кино. Здесь у меня надежда еще остается.

Напомню, что Сергей Юрский возрастал в судьбоносном для себя театре Г. Товстоногова – личности реликтовой для нашего сценического искусства. На спектакли Большого Драматического в Ленинграде с трудом можно было попасть, как позднее в театр Любимова на Таганке в Москве. Мне, к счастью, удалось посмотреть некоторые спектакли в БДТ не по блату, по судьбе. В чеховских «Трех сестрах» Сергей Юрский играл Тузенбаха. О, как в сегодняшнем контексте нам памятен внутренний выплеск в монологе «Тоска по труде, о Боже мой, как она мне понятна!»

Самый общественный человек в пьесе – Тузенбах. Именно в этом образе утверждается мечта и вера, по замыслу Товстоногова. У человека драма неразделенной любви, но сила его темперамента такова, что он умеет смотреть на жизнь широко. Он не только самый общественный, но еще и самый озаренный человек. По внутреннему складу они очень резонировали – Тузенбах и Юрский.

В 1969 году состоялась премьера спектакля по Шекспиру «Король Генрих IV». Король – Сергей Юрский, а подданные – выдающиеся артисты Е. Лебедев, Е. Копелян, В. Рецептер, О. Басилашвили, О. Борисов и др. Это был спектакль философского характера, который вызывал глубокие ассоциации. Там воплощалась важнейшая для пьесы мысль о жизни и смерти – «все там будем». Войны, суета, интриги – зачем все это? Главное – в познании истины. В дни международного терроризма как был бы актуален этот спектакль.

На пресс-конференции Сергей Юрский рассказал, что у него в «Новой газете» регулярно печатали рассказы (2001-2003). «Это было своеобразное отражение времени через человека, который весь из ХХ века, но вот начался ХХI, и он все мордой об стол бьется, с трудом понимая, где находится». Теперь он готовит из них книжку.

К Беслану со всего мира потянулись чужие сердца. Это же чудовищно! Дети пришли на праздник, а оказались на кладбище.

Один из политических руководителей нашего города сказал: «Да, Беслан – это боль, но жизнь продолжается». Другой человек мне сказал, что заплакал от этих слов, сказанных всуе.

В доме Переговоров 3 сентября гостей убойно угощали нашими драгоценными морепродуктами – гребешками, кальмарами, крабами королевскими. В развлекательной программе никому из гостей не пришло в голову отменить танец живота. И он прошел «на ура». Сергей Юрский нашел единственные слова. «Земляки, - сказал он на церемонии открытия фестиваля, - … ведь мы люди, живущие на одной Земле, и все, что происходит на ней, нас касается. Мы едины в наших радостях, тревогах и наших бедах. И поэтому всех нас волнует происходящее в Осетии, потому что все мы – земляки».

Сейчас, когда я пишу эти строки, радио сообщает, что из Москвы отправились в Беслан юные художники со своими учителями, чтобы разрисовать стены домов и площади города своими радостными и яркими рисунками. Эти маленькие мудрецы не слова говорят, а действуют. Вот что меня восхищает.

Ищешь Индию - находишь Америку

Вечером 8 сентября было закрытие II Международного кинофестиваля стран АТР с трансляцией события по ТВ. Праздник был весёлый и оживлённый, речи и славословие, награды, специальные призы и приглашения. Меня удивило-покоробило выступление Сергея Юрьевича Юрского. Он прочитал лицейские стихи Пушкина в оригинале, как они были написаны, по-французски с переводом на русский. Стихи звали к застолью и веселью. Вряд ли они приличествовали моменту. Скорбь по Беслану набирала обороты по всему миру. Я не склонна ни к каким моралите, просто у меня пропало желание взять интервью у обаятельного и достопочтенного Сергея Юрского.

Маргарита Пархоменко.


Другие статьи номера в рубрике Вселенная:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100