Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 27 (590) от 1 июля 2004  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Вселенная

Маэстро Виктор Васютин - летящий под созвездием красоты

Маргарита Пархоменко

Говорить с Виктором Васютиным мне легко: он мигом воспламеняется, «летает» в своих фантазиях, шутит, негодует, и над всем царит его неистовая мечта - создание Театра Оперы и Балета.

Журн.: - Виктор Федорович, Русский Культурный Центр в Париже предложил нашему городу провести Дни культуры в столице Франции. Реакции, кроме как «Нет денег», никакой. Что, нет у нас патриотов?

В.Ф.: - Вы задали глобальный вопрос.

Журн.: - А вам слабо?

В.Ф.: - Да что вы! Наша Хореографическая школа готова танцевать на берегах Сены. Последнее десятилетие нас унижают и наше правительство, и власти на местах также. Когда блестяще выступил Тихоокеанский симфонический оркестр, я вышел на сцену, им всем поклонился и сказал: «Спасибо, что вы не уехали». Россия никогда не обеднеет талантами.

Я убежден: если депутат, человек власти, прошел через воздействие искусства, он никогда не будет пошляком. Великий Мольер, реформатор балета, сказал: «Все несчастья людей, все коллизии человеческие, поражения полководцев, промахи политиков совершались потому, что они не умели танцевать».

Руководителя на сцену!

В.Ф.: - В воинскую часть села Дроздов приехали офицер с женой. Оба они закончили Ленинградское хореографическое училище им. А. Вагановой. И в гарнизонном клубе они открыли хореографический кружок. Я, третьеклассник, туда записался. Со всего поселка я один ходил в этот кружок. Меня «балериной» дразнили, обзывали «цаплей длинноногой», в игры не принимали, презирали, а я упорно ходил и занимался. А потом, когда я стал танцевать, они же говорили: «Пойдем в клуб, сегодня Витя выступает».

Журн.: - Почему такое пренебрежительное отношение было?

В.Ф.: - А сейчас тоже так. Это от недостатка культуры. И никто не виноват - в семье не воспитывали. Если в семье есть любовь к искусству, тогда возможно понимание. Мама у меня была народная артистка... села Дроздова (смеется). Если Лидии Емельяновны нет на свадьбе, то это не свадьба. Без нее ни одна гулянка не обходилась, наряжалась цыганкой - ворожеей, всю правду рассказывала. Мама меня сразу же поняла и поддержала.

Журн.: - В вашей творческой судьбе возникает Спасск. Это взлетная площадка к признанию, к успеху?

В.Ф.: - Почему я оказался в Спасске? Мама заболела тяжело, и чтобы быть рядом с ней и помогать, я приехал работать в Спасск, в Дом пионеров. Создал там большой ансамбль песни и пляски - было сто хористов и пятьдесят танцоров, потом показал его на смотре в Уссурийске. И первое признание в 1961 году было там. Весь зал в ДСА встал и кричал: «Руководителя, руководителя!», не давая вести программу. Ведущий вышел и сказал: «Руководитель представится в конце». А в конце концерта была моя молдавская сюита Жок. Зритель взорвался, и опять крики: «Руководителя, руководителя».

А я, молодой, стесняюсь. Меня вытолкнули на край сцены, я встал там, и вдруг зритель замер. Мертвая тишина. Мальчишка какой-то вышел. Я стою и зал молчит. Все ждали мастера, убеленного сединами. Ведущий не растерялся, вывел меня на середину сцены и сказал: «Тварищи - это руководитель». И тогда гром аплодисментов разразился.

Надо верить в свою звезду

«Покуда мы верим в свою мечту, ничто не случайно» - написал некогда Ричард Бах. Вдали от столичных театров и концертных залов в Приморском селе с чарующим именем Дроздов маленький мальчик Витя мечтал стать артистом. А позже, когда подросток нашел родственную душу в мечтаниях писателя Александра Грина, он прозрел художественные видения необычных пространств: среди золотых труб и синих цветов он сходил по белой сверкающей лестнице, под сталактитами хрустальных люстр, озаряющих растения, как бы перенесенные из тропического леса цветы среди блестящего мрамора.

А впереди, посреди паркета огромной залы, где расхаживало много народа, мужчин и женщин, одетых во фраки и красивейшие бальные платья. Музыка, касаясь души холодом и огнем, несла все это, как ветер несет корабль в Замечательную страну. Так возникал прекрасный образ Хореографической Школы.

В.Ф.: - Мою балетную школу прикрепили к Дому пионеров на Светланской. Дали мне двух человек - сторожа и уборщицу, надо было все доставать, выбивать, привозить. Приведу один пример: надо было привезти стекла, я достал машину, мне краном погрузили стекла, а когда привезли - кому выгружать? Ни одного человека нет, и я под проливным дождем разгрузил два ящика стекла огромных размеров. Шофер, сидевший в машине, не помог. И на второй день я слег с воспалением легких и попал в больницу.

Когда я создавал училище, мне помогали многие, и первые - питерцы, наши педагоги, они вообще всегда мне помогали. Когда случилась беда, когда на меня надели наручники, когда в Питер приехали два следователя расследовать мое дело, то первые заступники за меня - Р.И. Гербик, Н.П. Сохновская, Н.М. Дудинская, Н.П. Базарова, К.М. Сергеев - все видные звезды нашего балета. Когда я у них учился, они меня всем сердцем приняли, были на равных со мной. И первые меня защитили.

Журн.: - Я подчеркиваю, что по законам божественных случайностей вам, Виктор Федорович, было предопределено учиться в Санкт-Петербурге в училище им. А. Вагановой, ныне академии, которое закончили ваши первые учителя, некогда приехавшие в Дроздов к мальчику Вите.

В.Ф.: - Здесь, на Фонтанке, мне уже многие помогали, и стало легче - дали завхоза, сторожей, уборщиков. Вместе со сторожами я ночевал здесь, строгал, пилил, выгребал грязь, а когда я родителей пригласил на воскресник и мы сидели в гостиной, где еще и полов не было, я вдохновлял их и говорил, что будет так и так... «Товарищи, только давайте разгребем всю эту кучу мусора». На меня саркастически смотрели, а потом, покрутив пальцем у виска, говорили: «С приветом Васютин, разве все это может быть, что он несет?».

Мне тогда многие помогали: К.Ф. Кравченко, Н.Н. Шугай. Голычев, глава Фрунзенского р-на, помог приобрести мебель (всю мебель в гостиной - он подарил, столовую подарил Черепков). Я уже в мыслях прибрасывал, что куда поставить, а пока все это оборудование на верхний этаж стаскивал в упаковках. И вдруг я в последний день вызвал родителей, мы распаковали мебель, все поставили. И когда в октябре пришли на открытие школы, все ахнули, раскрыв рты.

«В наше трудное время, чтобы создать такой культурный оазис, надо иметь огромную силу духа и талант организатора» - А. Брускин, директор, художественный руководитель труппы «Русский балет» (Санкт-Петербург).

«Эта школа заслуживает глубокой признательности и поддержки. Я этого не забуду. Это мой первый визит в школу такого уровня». - Гилен Домини, жена военного атташе Франции.

«Удивительно! И неожиданно! Балетная школа во Владивостоке, как ветка сирени в космосе». - Московский государственный театр «Русский балет» под руководством народного артиста СССР Вячеслава Гордеева.

Творческий человек не должен успокаиваться

В.Ф.: - Во Владивостоке был посол Франции с женой, и жене назначили экскурсию в нашу школу. Мы ей показывали свой концерт, она осталась довольна и в ответ вручила нам билет - приглашение на прием к французскому послу. И когда я явился на прием во фраке с бабочкой - это было явление. Знаете, это тоже раздражает.

Я никогда не ставил образование на первое место, главное - воспитание. Можно иметь два или три высших образования и быть хамом из хамов. Надо иметь воспитание.

Если президент понимает музыку, знает и любит балет, интересуется искусством, и если он сам прошел через это, он никогда не будет циником. А если он еще и патриот России, истинно русский человек, то таких преступлений, о которых рассказывают на экранах, в России не будет. Говорят, при чем тут президент? Извините, мы его избирали, мы ему доверили власть.

Если я завтра приду и мне скажут, что повар или заведующая столовой стащили десять килограммов мяса и дети остались голодными, я что на это скажу? Я ее уволю на второй день, а нашему президенту говорят, что миллиарды уходят за рубеж, а он сидит и молчит. Как можно с этим смириться?

Журн.: - Через несколько дней Виктор Федорович Васютин подарил мне свое стихотворение «Патриоты России»:

Верь: снизойдет Всевышнего Мессия
Святой звездой вселенской высоты,
И светло-православная Россия
Жить будет под Созвездьем Красоты.

Маргарита Пархоменко.

Фото Галины Смакота.


Другие статьи номера в рубрике Вселенная:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100