Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 25 (588) от 17 июня 2004  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Защита прав

Дом для ветеранов - платная тюрьма

Татьяна РОМАНЕНКО

Посещая Седанкинский дом-интернат для престарелых и инвалидов, а также беседуя с гражданами, проживающими там, мы обнаружили многочисленные и систематические нарушения гражданских и человеческих прав, закрепленных в Конституции РФ и в Европейской конвенции по правам человека.

Перечислим лишь некоторые, что называется, вопиющие факты.
Многие положения внутренних правил проживания в домах - интернатах не соответствуют нормам Конституции РФ.

Например, паспорт и все документы хранятся у паспортистки или в канцелярии дома-интерната, в случае необходимости паспорт по заявлению проживающего дается на руки на определенный и необходимый срок, затем снова сдается. Это означает, что проживающие не могут свободно без разрешения на получение паспорта уходить из интерната. Этим нарушается ПРАВО НА СВОБОДУ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ.

Все обязаны ходить на общие собрания, проводимые в интернате, на собрания в отделении, на лекции, беседы, проводимые медицинскими работниками. Уклоняющийся от этой повинности оказывается нарушителем правил внутреннего распорядка и может быть наказан администрацией. Это нарушение ПРАВА НА СВОБОДУ СОБРАНИЙ И АССОЦИАЦИЙ.

Из типовых правил: проживающие, в соответствии с трудовой рекомендацией врача дома-интерната, должны принимать участие в работе дома-интерната, включая посильные ремонтные работы по дому, в уборке жилых комнат и территории дома-интерната, по ремонту имущества, белья, по уходу за слабыми больными, посильная работа на пищеблоке, в благоустройстве территории, участие в общественно-полезной работе КБК, работа на штатных должностях. За работу на штатных должностях ветеранам выплачивается зарплата.

Хочешь - не хочешь, а работай, причем, зачастую работать принуждают значительно больше, а платят значительно меньше, чем положено по законодательству. Отказаться от работы - значит не только стать нарушителем правил внутреннего распорядка, но и испортить отношения с администрацией интерната. Этим нарушается ПРАВО НА СВОБОДНЫЙ ТРУД И ЗАПРЕТ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ТРУДА.

В Седанкинском доме-интернате нет общедоступного телефона и отсутствует порядок ведения телефонных разговоров. В доме-интернате установлены таксофоны. Но не все проживающие могут звонить по телефонным картам, у них нет возможности принимать звонки от родственников и знакомых. Общение необходимо любому, а престарелым и инвалидам - особенно, поскольку они живут в относительной изоляции, далеко от родственников, друзей и знакомых. Отсутствие соответствующих возрасту условий общения по телефону сводит к минимуму и без того ограниченные связи. Ограничение возможностей общения является не только нарушением права на частную жизнь, но и потенциальным ограничением возможности отстаивания своих интересов.

В доме-интернате отсутствует комната для приема посетителей. Свидания проходят в вестибюле или в комнатах проживающих. Не у всех есть возможность поговорить с посетителем наедине.

В доме-интернате в жилую комнату может войти любой сотрудник интерната в любое время суток. Переселение из одной комнаты в другую производится без согласия переселяемого, часто как наказание.

Этим нарушается ПРАВО НА ЧАСТНУЮ ЖИЗНЬ.

В этом же учреждении было обнаружено специальное помещение для изоляции нарушителей спокойствия и правил внутреннего распорядка. Нарушителей помещают в изолированную комнату, которую персонал учреждения и проживающие называют «карцером», где человека могут продержать под арестом в течение двух-трех суток. Комната уподоблена «карцеру» и по содержанию, и по отсутствию условий для достойного нахождения в ней: зарешеченные окна, железная дверь, вместо туалета - ведро.

Эти ограничения свободы проживающих учреждения являются грубым нарушением прав человека, в частности, нарушением ПРАВА НА НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ, а содержание в указанных условиях может быть приравнено к жестокому обращению, унижающему человеческое достоинство.

Среди форм унижения человеческого достоинства и использования ненормативных форм дисциплинарного воздействия нужно отметить применение лекарств, помещение в психиатрическую больницу, перевод в другие учреждения, перевод в другие комнаты.

Целая группа ветеранов, проживающих на Седанке, «запланирована» к переселению в другой дом-интернат - в Покровку. Причем для «легитимизации» переселения используется Советский районный суд, куда судье Склизковой подаются представления администрации на перевод. Одно из представлений уже удовлетворено. Решением суда практически без законных основании инвалида Ветрова принудительно должны переселить в спецотделение Покровского дома-интерната. Ожидают решения еще несколько заявлений администрации дома-интерната.

Кроме того, имеется много отступлений от существующих федеральных стандартов предоставления гарантированных государством социальных услуг. Не соблюдаются нормы предоставления жилой площади на одного человека. Положено 7 кв.м. Нет молельных комнат, условия для отправления религиозных обрядов создаются только для православных, не организован досуг. Не проводится психокоррекционная работа, не оказывается психологическая поддержка. Не проводятся мероприятия по обучению доступным профессиональным навыкам, восстановлению личного и профессионального статуса.

Проживающих, которые не могут передвигаться, не выводят на прогулки. Отсутствует система предоставления платных дополнительных услуг и взимания платы за социальные услуги с граждан, получающих пенсию в размере, превышающем величину прожиточного минимума.

И за все за это ветераны и инвалиды платят по 900 рублей в месяц, ежегодно (и далеко не добровольно) заключая договоры с администрацией.

Обзор подготовила Татьяна РОМАНЕНКО.

(Использована информация интернет-сайта
www.prpc.ru/library/civ_01/2_a01.shtml)


Другие статьи номера в рубрике Защита прав:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100