Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 6 (465) от 7 февраля 2002  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Вселенная

Мир уже не будет прежним

ЛОРНАРИЭЛЬ

Окончание. Начало в №1.
К 110-летию Джона Роналда Руэла Толкина.

Часть 5. РОЛЕВИКИ

Теперь давайте поговорим о главном: об играх. Ибо поклонники (фэны) есть практически у всех известных писателей (а также актеров, певцов и так далее), но существуют они в рамках обычных действий (ну там портреты, собирание текстов и т.п.), а толкинисты породили ролевые игры как движение, как массовое явление: по подсчетам новосибирцев, сейчас в рамках ролевого движения находятся не менее 100 тысяч человек. И хотя движению уже 12 лет, до сих пор не совсем понятно, что же такое ролевая игра и кто такие ролевики - особенно тем, кто в играх не участвует.

Сложился некий облегченный стереотип (у тех, кто хотя бы слышал об играх): некоторые молодые люди не могут найти себя в нашем суровом мире, и вот они бегут из него в сказку, где создают себе видимость успеха и собственной востребованности. Возможно, так можно было сказать лет 10 назад, когда и игры только начинались, и мир наш только приобретал современный вид. Но сейчас, спустя десятилетие, большинство тогдашних неустроенных ролевиков-толкинистов давным-давно устроились и преуспели. На Хоббитских Игрищах возникла проблема: куда ставить автомобили “хишников”, если народу приехало более тысячи? Конечно, не вся тысяча - на машинах, но ссоры и обиды все-таки бывают. Прошли времена доспехов из полиэтиленовых ведер, жесть и алюминий (мечта 93-го года) презираются тоже - все стремятся сделать доспехи из стали, а кольчугу - из титановой проволоки. Плащи из занавесок тоже остались в прошлом, и скоро стремно станет из бархата костюмы шить (китайский! мебельный! фи!).

Но это все - внешние атрибуты. А что же такое все-таки сами игры? Что надо, чтобы игра состоялась?

Довольно малости,
Чтоб шла игра:
Набраться наглости,
Сказать: “Пора!”

И начинается действительно с малости: с решения игру провести. Это может решить один человек (если игра небольшая) или несколько. И эти люди объявляют: мы собираемся делать игру тогда-то и там-то, идея игры вот такая, от игроков мы хотим вот этого, и вот примерные правила. И находятся люди, которые говорят: да, нам это интересно, мы хотим приехать на вашу игру такими-то существами с такими-то свойствами, целями и интересами. Так участники игры делятся на мастеров (кто игру делает) и игроков. Затем правила дорабатываются с учетом заявок, а заявки дорабатываются с учетом правил. Обе стороны готовятся к игре морально и материально (костюмы, оружие, феньки, артефакты, игровая валюта и т.д.), и наступает день, когда все собираются в условленном месте - желательно подальше от населенных пунктов, чтобы не травмировать местных жителей своим странным видом и не отвлекаться самим на праздношатающихся цивилов. Начинается игра.

Основополагающие принципы игры сложились (скорее - проявились) уже на первой ХИ. Во-первых, это экспромт, импровизация. В театре есть текст роли, в игре - только характер, а все остальное зависит от тебя. Если твой герой победил “по книжке”, то никто не даст тебе гарантии, что ты победишь “по игре”. Ведь твой противник тоже готовился к игре, и вдруг лучше, чем ты? Во-вторых, на игре не может быть зрителей, возможны только участники - игра идет сразу на всех. В-третьих, игра - это реальные действия. Чтобы убить дракона, надо реально дотянуться до него оружием определенное правилами количество раз - и будь уверен, дракон не будет стоять и ждать, а постарается опередить тебя в этом реальном действии!

Некоторых привлекает в игре именно это - действие. Некоторых - романтика: ведь на игре создается другой мир, иная атмосфера. Некоторых... Некоторых - неизвестно что, потому что ролевая игра - это, если быть честным, неизвестно что!

Какова цель обычных клубов по интересам? Соревнования (если это спорт), выступления (если это художественная самодеятельность) или выставка (если это что-нибудь типа флористики). Ни одна из этих целей не годится для ролевиков! Игра - не то, не другое и не третье. А что же?

Сразу после возникновения РИ возникли Конвенты, и два из них выжили, несмотря ни на какие финансовые и прочие кризисы: Зиланткон на ноябрьские праздники в Казани и Сибкон в начале февраля в Томске. Каждый год на эти Коны приезжает игровой народ - и совещается. Выясняет, что же такое ролевая игра и ролевое движение. Обсуждают проблемы, заявляют новые игры... Иногда пытаются объединиться.

На двух таких попытках я присутствовала. В 94-м, когда была вроде бы организована Ассоциация клубов ролевых игр Сибири и Дальнего Востока - она скончалась, как только ее инициатор вынужден был слегка отойти от активной деятельности. И в 2001-м, когда было предложено преобразовать ролевое движение в политическую партию. Идея долго обсуждалась, но тоже не была реализована. Заняться реальной политикой - это стать такими, как все... А мы-то знаем, что мы - не такие, как все!

В какой-то момент, который я упустила, появился тезис, что ролевая игра - это искусство. И пожалуй, это наконец-то верно. Новый вид искусства, и потому ее очень сложно описать рациональным языком. Когда-нибудь, конечно, научимся - научились же худо-бедно всякие литературоведы прорываться сквозь текст повести, стихотворения или пьесы к авторскому замыслу и рациональным языком говорить о специфических средствах искусства.

Несмотря на филологическое образование и вроде бы накладываемые им некие обязанности, я все-таки предпочитаю прочитать книгу, посмотреть фильм, а не прочитать (или даже написать) статью о них. Что же касается ролевых игр...

Конечно, интересно бы знать, что же это на самом деле, но давайте лучше играть!

ЛОРНАРИЭЛЬ.


Другие статьи номера в рубрике Вселенная:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100