Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 40 (1020) от 2 октября 2012  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Посиделки

Ах, фестиваль, фестиваль…

Сергей ПРОКОПЬЕВ

И кого только не встретили на прошедшей кинофестивальной неделе в городских кафе, парках, на набережных и переулочках Владивостока. Вот сама Дэрил Харра под пристальными и суровыми взглядами своих вечно угрюмых и многозначительных секьюрити выбирает дальневосточные сувениры для американских родственников. Вон и Александр Олешко с обречённым видом подписывает вторую сотню автографов барышням – поклонницам «бальзаковского возраста».

О чём-то о своём девичьем пересмешничают за чашечкой приморского экспрессо Людмила Нильская с Натальей Варлей. А вот и Ольга Хохлова своим декольте ввела в явный ступор зазевавшегося японского оператора, оцепеневшего прямо на разделительной полосе посреди Светланской… Невдалеке такси безуспешно пытается обогнать неугомонного Артемия Троицкого, умудряющегося одновременно бывать на своих презентациях, мастер-классах и выставках.

Под занавес неумолимо уходящего сентября заканчивался и фестиваль «Меридианы Тихого», проходящий в этот раз под девизом «Кино для всех, кино для каждого». Нынешний его,более демократичный и более креативный формат, явно разнился с предыдущими, несколько регламентно-академическими оргмероприятиями. В этот раз горожане, гости и зрители могли оценить такие новые формы, как выставка-перфоманс известного канадского художника Карлито Дальседжио и программу «Тропы», дружеский футбольный матч между сборной актеров кинофестиваля и командой Приморского края и выставку детского рисунка «Дракон удачи во Владивостоке», проект «Открываем новый город» и показ короткометражек в 20-футовых контейнерах на Спортивной набережной, программу «Видеорасширение» и проект о водной стихии Liquidity, площадку StepbyStep и собственно сами конкурсные кинопоказы.

В рамках фестиваля были организованы и с общепризнанным успехом как среди зрителей, так и представителей СМИ прошли в галерее «Арка»фотовыставка «Живопись. Музыка. Кино», а в музее им. В. Арсеньева «Кино и мода» из коллекции Александра Васильева. Там же, буквально «на бис» с аншлагом, Отар Иоселиани совместно с московской галереей «Дом Нащокина» представлял свою экспозицию графики и фотографии.

Пока же международное жюри во главе с председателем Кристианом Жаном скрупулёзно и вдумчиво отбирала из нескольких сотен претендентов лучшее (а сие, поверьте, изнуряющая, буквально «каторжанская» и невидимая зрителям работа), наш российский кинематографический десант из дюжины актёров и актрис осваивал приморскую глубинку. Традиционные творческие встречи с участием Натальи Варлей, Валерия Баринова, Александра Пяткова, Марины Яковлевой, Льва Прыгунова и Татьяны Абрамовой состоялись в Арсеньеве и Уссурийске, Шкотово и Находке, посёлках и воинских частях.

На излёте фестивальной недели пришло время подведения итогов и, увы, неизбежного закрытия фестиваля, чересчур быстро заканчивающегося, впрочем, как и любой праздник… И вновь дорожка к кинотеатру «Океан» устлана синей звёздной дорожкой.

Эти ступени помнят цоканье каблучков Людмилы Гурченко и поступь Жерара Депардье, башмачки Лайзы Минелли и восхождение Никиты Михалкова, крадущуюся походку азиатского кинобомонда и комиссарский шаг Микеле Плачидо.

Так что задержка церемонии закрытия фестиваля на целых 45 минут по очевидной вине губернатора, «обслуживающего» очередных инспектирующих Приморье московских VIPов, практически не омрачила настроения собравшихся зрителей и любителей кино, в отличие от искушённых и помнящих организации предыдущих церемоний приморских журналюг. К слову сказать, у них было своё, особое мнение, ближе к недоумённому, и по целесообразности присутствия целого взвода полицейских в новомодных чёрных мундирах в комплекте с табельным оружием и наручниками среди нарядной улыбающейся публики, декольтированных гостей в вечерних платьях и мужчин во фраках…

И о них, счастливчиках, регулярно посещающих всевозможные фестивали как очередные светские тусовки, кто с мамками и няньками, кто с любовницами и собачками. А что, если организаторы следующих кинофестивалей не будут более услаждать дармовыми билетами вкусы местной столоначальнической бюрократии и власть предержащих номенклатурных бонз? Полагаю, что и работники Дальзавода или морского порта, учителя местных школ или же врачи краевых медучреждений не в меньшей степени интересуются премьерами российского кино и новыми талантливыми именами в нём. И для них возможность «засветится» вкупе с прочими приближёнными и окультуриваемыми в порядке бонуса за верноподданничесткое служение чиновниками – отнюдьне самоцель и самоутверждение своего статуса в глазах некоего околосветско-канцелярского сообщества краевого розлива…

И вот наступил долгожданный момент истины – объявление лучших из лучших. Отчасти компенсировал свою «недисциплинированность» В. Миклушевский, зачитавший собравшимся в зале «Океана» приветственную телеграмму от премьер-министра Д. Медведева.

Безусловным же триумфатором нынешнего кинофестиваля «Меридианы Тихого» стал фильм «Море людей», получивший Гран-при (режиссер Цай Шанцзюнь из КНР). Приз же «NetPack», кстати вручаемый впервые, также отправится в Поднебесную – он был вручён ленте «Песня тишины» (Китай, режиссер Чень Чжо).

Приз зрительских симпатий получил российский фильм «Рассказы» режиссера Михаила Сегала; а специальный приз Юла Бриннера вручили актрисе Саше Петровой за роль в фильме «Со мною вот что происходит» (режиссер Виктор Шамиров).

А основателю и бессменному почетному президенту МКФ в Пусане Ким Дон Хо была вручена награда «За вклад в Азиатский кинематограф». Подобная награда «За вклад в мировой кинематограф» ранее была вручена лишь дважды – Лайзе Миннелли и Жерару Депардье.

Лично же я, искренне радуясь за своих китайских соседей, отнюдь не боясь оказаться неким субъективным русофобом, не причисляя себя к профессиональным киноведам, хоть и «по-взрослому» увлекающийся киноискусством ещё с подросткового возраста, отдал своё зрительское предпочтение отечественным фильмам. Фильмам, оказавшим сильнейшее эмоциональное и эстетическое впечатление как игрой актёров, операторской работой, так и воплощением режиссёрами со сценаристами и художниками своих замыслов.

Это, конечно же, лента Андрея Смирнова «Жила была одна баба» со своей оголённой до шока киноправдой о сравнительно недавней российской действительности. Сам же режиссёр был удостоен почетного приза 22-го Открытого российского кинофестиваля «Кинотавр». Это и эпический фильм Андрея Прошкина «Орда», завоевавший, кстати, приз «Серебряный Георгий» за лучшую режиссерскую работу на 34-м Московском кинофестивале. А фильм Георгия Параджанова «Все ушли» своей лиричностью, ироничным юмором, тонкими зарисовками тбилисского быта и грузинских национальных традиций возвратил к некой ностальгии по навсегда ушедшему советскому времени.

Осмысливая эти произведения, понимаешь, что у нас есть не только тупо подражательное американское, а наше родное, бескрайне своеобразное российское кино, с его душой и неповторимостью, глубиной и искренностью, и от того весьма перспективное на мировых киноплощадках.

Впрочем, судить самим зрителям. Зрителям, невзирая ни на какие постперестроечные катаклизмы и до унылости бесконечные интриги в Союзе кинематографистов, всё-таки верящим в возрождение российского кино, зрителям помнящим его оскароносные шедевры, зрителям, обожающим своих кинокумиров и до сих пор поющим песни из своих любимых советских фильмов…

Ну а нам остаётся верить в дальнейшее продвижение «Меридианов Тихого» как в Азиатско-Тихоокеанском регионе, так и в остальной мировой киноиндустрии, с её далеко непростыми и достаточно жёсткими правилами игры. Удачи, долготерпения, если угодно, фарта, новых креативных и нестандартных идей (пусть даже с элементами здорового творческого авантюризма) всем организаторам и вдохновителям сего действа. Действа, столь желанного и необходимого всем нам, дальневосточникам.

А пока что всем нам – больше фестивалей, киношных и разных! Главное – непременно только талантливых!

Сергей ПРОКОПЬЕВ.
Фото автора.


Другие статьи номера в рубрике Посиделки:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100