Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 20 (844) от 20 мая 2009  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Вселенная

Валерий Гергиев: «Просто жить — это и есть счастье»

Маргарита Пархоменко

Кто не знает Валерия Гергиева, зайдите к нему в Мариинку в Санкт-Петербурге. В холле – портрет великого Маэстро, который приглашает: заходите, я предлагаю вам чудо! Только поверьте.

Однажды я так и попала на всемирно известный, и стало быть недоступный, Гамбургский балет. Подошла к кассе, где было человека три-четыре, передо мной – японец, который не смог приобрести два билета из-за дороговизны. Я дерзко бросаю кассирше: «Мне, пожалуйста, самый лучший билет... и самый дешевый». Мне и выдали, как просила, прекрасный билет за 80 рублей! Питерские друзья до сих пор недоумевают, как это было возможно? А чему тут удивляться: ведь сам Валерий Гергиев пригласил!

1 мая во Владивостоке был неповторимый музыкальный праздник. Триумфально начался у нас Московский Пасхальный фестиваль Валерия Гергиева (художественный руководитель). Зрителей порадовало, восхитило и растрогало исполнительское мастерство совсем юных посланников из Академии молодых певцов Мариинского театра.

С именем великого Гергиева возникает Южная Осетия – большая трагедия маленького народа.

Восьмое августа восьмого месяца восьмого года третьего тысячелетия (08.08.2008). На экране телевизора бомбежка, танки скрежещут, адский смерч. И голос комментатора: «Город Цхинвал стерт с лица Земли».

И выдающийся концерт оркестра под руководством Валерия Гергиева в Цхинвали. Музыка сердца Гергиева и его симфонического оркестра рассказала об истинности события больше, чем все комментаторы мира.

Гергиев объявил фестиваль «За мир на Кавказе». Он собрал тогда грузин и армян, азербайджанцев, дагестанцев, чеченцев и кабардинцев. Ему обидно было видеть разрушенный Цхинвал. Все было разрушено, разбомблено. И через музыку ему захотелось донести эту боль.

В.Г.: «Это был неоднозначный момент. Я понимал, что это огромная трагедия для всей России и Осетии. Как такое может быть, как это в наше время, черт побери, возможно? Я считаю, что совершенно правильно сделал, что поехал туда играть. То, что спасли столько людей, – это величайшая помощь российская, проявление дружеского, заботливого отношения России. Но в этой ситуации мир не понял Россию совершенно, и наш концерт сыграл еще и роль информационного взрыва».

Гергиеву за это досталось от европейской, особенно английской и французской, прессы. Она буквально атаковала его. Припомнили наши танки в Европе, в Будапеште и в Праге, а теперь танки в Грузии. Дезинформация о событии была шквальной. Наши соотечественники из Парижа писали мне: «Так врут о России, что хочется швырнуть ботинком прямо в экран телевизора».

Гергиев заявил о своей гражданской позиции, рискнул и вышел победителем.

В.Г.: «Это было очень трудное испытание для меня и коллектива. Я так благодарен оркестру, что они не испугались, ведь мы оказались в разрушенном городе, где погибло огромное количество людей, где буквально одни руины остались. Этот концерт станет большой эмоциональной поддержкой со стороны России, великой страны – той небольшой горстке людей – всего несколько тысяч людей там было, но их могли уничтожить полностью... Из политиков есть ненормальные, которых надо изолировать. Политики отдают приказы, регулярная армия начинает исполнять их, – вот это страшно.

Я сыграл Пятую симфонию Чайковского, ее самую восторженно-красивую часть (вторую), потому что это великий дар – просто жить на земле. И мне кажется, Чайковский в этой музыке выразил свое полное ощущение всеобщего счастья. На самом деле, просто жить – это и есть счастье. Мы также играли первую часть Седьмой симфонии Шостаковича. Она еще называется Ленинградской. При чем тут Гитлер, нацисты? Я считаю, что Седьмая симфония Шостаковича (а я, наверное, знаю лучше западных журналистов, я ею многократно дирижировал и записал диск, который слушали тысячи людей во всем мире, я занимаюсь творчеством Шостаковича уже десятки лет, много думаю, о чем произведения Шостаковича сегодня говорят) – против зла, насилия в человеческой жизни. То есть то, что мы имели в симфонии Чайковского – ощущение вселенского счастья – сломлено нашествием зла. Я не говорю о Гитлере и Сталине, считаю, что и Шостакович не думал о них. Он вообще думал о том, почему человечество должно испытывать такое колоссальное потрясение?

Нынешний Пасхальный фестиваль, а это уже восьмой сезон, – яркий пример блестящего воплощения художественного кредо Гергиева.

Какой весенний праздник нам устроили представители Академии молодых певцов Мариинского театра (художественный руководитель Лариса Гергиева)! «Бис», «Браво», «Молодцы!» – согласитесь, не так уж и часто мы можем одарить таким восторгом молодых исполнителей. В Большом зале Приморской краевой филармонии был настоящий триумф молодости, красоты и прекрасной музыки на сцене.

Андрей Серов (бас), Элеонора Виндау (сопрано), Андрей Бондаренко (баритон) – эти молодые таланты уже сейчас могут выступать на ведущих европейских сценах.

Все три солиста Академии Пасхального фестиваля Гергиева красивы, обаятельны и замечательно голосисты. Андрей Серов исполнил знаменитую «Вдоль по Питерской» с таким размахом, характерностью и мощным звучанием баса, что его овациями задержали на сцене некое время, а он с искренним смущением кланялся и кланялся. Элеонора Виндау грациозно и артистично блеснула в романсе П. Булахова, за что и удостоилась прелестного букета. Андрей Бондаренко в арии Елецкого, редко исполняемой баритонами (П. Чайковский «Пиковая дама»), порадовал тонким прочтением сложной партии, несмотря на свою молодость. Им аккомпанировал Государственный концертный оркестр Якутии под управлением главного дирижера Натальи Базалевой с несравненным солистом Дмитрием Швецовым (балалайка).

Но об этом в следующий раз...

Маргарита Пархоменко.


Другие статьи номера в рубрике Вселенная:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100