Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 27 (798) от 2 июля 2008  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Мост в никуда

С.А. Лисняк

Автору этой статьи совершенно точно известно, что если уж решено на государственном уровне вбухать сумасшедшие деньги в какой-нибудь гипер-проект, так оно и будет! В 2012 году, во Владивостоке решено провести саммит АТЭС. Для этого предполагается обустроить о-в Русский, где решено построить комплексы для встреч, океанариум, гостиницы и многое другое.

Простая человеческая логика требует грубого прагматизма: а кто и что из этого будет иметь, и что от меня для этого будут брать? Любой экономический проект должен же иметь хоть малую, но всё же выгоду.

Всё очень красиво и заманчиво: три мостовых суперперехода, да вот только содержание их обойдётся городу больше чем в полбюджета. В сумме они убыточны (–20%).

Вся топология проведения саммита АТЭС–2012 представлена на фрагментах карт г. Владивостока и острова Русский: Фиг.1, Фиг.2.

Позиции 4 обозначают дороги и мостовые переходы. По мостовым переходам, как минимум, набирается 11,8 км мостов. И всё для того, чтобы обеспечить 3-4 тысячи участников Саммита в течение 3-4 дней.

Места проведения саммита АТЭС–2012 малозаселённые. А мост должен быть самоокупаемым! Для обеспечения комфортности проведения АТЭС и отдыха гостей решено построить через пролив Босфор Восточный подвесной или вантовый мост, наподобие моста «Золотые Ворота» в Сан-Франциско (США,1937г, 27 мая).

Анализ построенных и проектируемых висячих мостов позволяет определить удельную стоимость моста в зависимости от его длины, и она составляет 0,75-1,20 млрд.$/1000 метров. (Но менее чем за 1 млрд.$/км, в текущих ценах построить мосты никому не удавалось).

Мост через Босфор Восточный будет самым большим в мире, так как основной пролёт моста будет более 1600 метров, а общая длина около 4700 метров! Высота пролёта составит 75 метров над уровнем моря. Общая масса моста составит около 3 млн тонн стали!

Мост на мыс Чуркин будет практически равен Золотым Воротам. И его масса также будет не менее 800 тыс. тонн стали.

Если строительство моста на м. Чуркин оправдано разгрузкой автомагистралей внутри города, то строительство гигантского моста на о. Русский не оправдано ничем, кроме амбиций. Так как мост становится дорогой только в конечную малонаселённую, неиндустриальную, неделовую и некурортную точку всех дорог от федерального шоссе М–60.

Совершенно не важно, какого типа будут эти два висячих моста: вантовые или подвесные, ванты и кабели должны удерживать пролётные строения мостов, и их масса практически будет одинакова для обоих вариантов. Стоимость только стали (а ее необходимо 3800000 тыс.тонн) при цене 30.000 руб./тонна: 3.800.000 х 30.000 руб./т = 114 млрд. руб.!

И это без учёта стоимости работ, выплаты за отчуждаемые объекты и землю, транспортные расходы и т.д. Практически стоимость их должна удвоиться и быть порядка 230 млрд. руб. или 10 млрд. $.

Население Приморья составляет примерно 2,1 млн. человек. Строительство мостов эквивалентно вложению по 110.000 руб. на каждого человека…

После проведения АТЭС мост на остров должен, по меньшей мере, быть самоокупаемым при эксплуатации в течение 10-20 лет, а далее работать на прибыль. Принято решение, что для движения автомобилей мост будет шестиполосным. Через мост, даже в самые напряжённые дни, из 300 тыс. зарегистрированных автомобилей смогут проехать не более 30 тыс. авт/сутки.

Если период окупаемости моста принять в среднем 15 лет, то максимальная себестоимость моста не должна превышать 6,0 млрд. рублей. При 30% стоимости строительно-монтажных работ, стоимость материалов составит не менее 4,0 млрд. руб. (удельная стоимость стали должна составлять при этом не более 1,3 руб./кг, что нереально, т.к. самая захудалая сталь стоит не менее 10-30 руб./кг). В эту стоимость не включены средства, требуемые для выплат за отчуждение земли и объектов под строительство моста. В этом случае окупаемость составит около 150 лет!

“Золотые Ворота” в Сан-Франциско
Поскольку в нашем месте преобладают ветры южного и северного направлений в летнее и зимнее время соответственно, и со скоростью не менее 25 м/сек, то в проливе, из-за его геометрии, они бывают и более 40м/сек. При таком боковом ветре даже стоящий автомобиль сносит с дороги, а грузовой - тем более. Не завидую водителям тяжеловесных фур! А если учесть, что при таком ветре воздух насыщен морской водяной пылью – крайне агрессивной средой, то стоит и вопрос о долговечности такого моста и прочая!

Кроме всего прочего, на острове настоящего лета всего три месяца: июль, август и сентябрь. Остальное время: ветреная зима, пасмурная весна, туманные и холодные апрель, май и июнь.

Всё перечисленное выше имеет здравый экономический смысл, если число жителей на острове будет не менее 80-100 тыс. человек и инфраструктурных объектов для посещения с «материка» не менее 50 тыс. человек в сутки (см. Фиг.2). Площадей и инфраструктуры для подобной экспансии цивилизации на острове нет. Строить «сезонный» и самый большой в мире мост для 5-10 тыс. человек (максимальная нагрузка для острова) абсолютно нерентабельно! Зато красотища неописуемая…

Если заменить “Golden Gate” на трубу-туннель шириной 21 м и высотой 5 м из стали толщиной 50 мм и просто уложить на дно пролива, то масса этой трубы составит всего 25.000 тонн! В 35 раз легче моста GG! И, если её изготовить из нержавеющей стали, то стоимость металла составит 5 млрд. руб. (200 млн. $)! Стоимость труда около 40%, и общая стоимость туннеля составит 280 млн.$. Подвесной же мост из обычной конструкционной стали обойдётся в 20-40 и более раз дороже стального туннеля.

Общие затраты на строительство туннеля составят около 5,5 млрд. руб., что соответствует первичному экономическому требованию окупаемости этого перехода в течение 10-15 лет.

Максимальная глубина в этом месте не превышает 50 метров, а толщина трубы обеспечивает её прочность даже при давлении на глубине до 500 метров и ударную волну атомного взрыва мощностью в 50 килотонн.

Труба-туннель будет лежать в идеальных условиях при температуре около 40С., и пролив будет виден во всей своей естественной красе, без украшений цивилизации.

Многие могут возразить такому решению транспортной проблемы на остров Русский, но мир строит метрополитены и их общая длина на порядки превышает длину мостов. Дешевле и долговечнее. И безопаснее!

Когда назрела необходимость поднять погибший атомный крейсер Курск, то не составило труда России за 1 (один) месяц построить плавдок для глубины в 130 метров для подъёма и буксировки 18.000-тонного корабля, за небольшие деньги и на одном предприятии.

“Золотые Ворота” в Сан-Франциско

Мы не предлагаем бурить землю, а «сварить туннель» – трубу на заводе и просто уложить её на дно. Возникает вопрос о наклонах этой трубы, о выезде – въезде в неё, это же решается просто спиральными (винтовыми) пандусами с перепадом высот до 15-20 метров. И не более! Строят же 20-этажные автомобильные стоянки, парковки и гаражи (Эти заметки основаны на патенте РФ № 2270297 от 20.04.2004 г., Вялых С.В., Лисняк С.А.). Взамен металла возможно и строительство таких систем из сборных железобетонных труб и др.

В дополнение к выше перечисленному можно добавить и то обстоятельство, что для граждан города Владивостока было бы замечательно с помощью таких труб-туннелей объединить главные острова: Русский, Попова, Рейнеке! Суммарная длина этих туннелей составит не более 4000 метров. Для московских метростроевцев это всего полгода работы за 18 млрд.руб. Вот тогда бы мы и гости нашего города, при минимальном достатке, на автобусе смогли бы прилично отдохнуть на чистом морском берегу!

Мостовой переход от ст.Седанка до п-ва Де-Фриза будет длиной не менее 5,0 км и тоже должен быть шестиполосным, да и по стоимости почти не уступит мосту на о-в Русский! Кто владеет элементарной арифметикой, посчитайте, определите стоимость этих сооружений. В совокупности с объектами Саммита АТЭС – 2012 цена может зашкалить за полтриллиона рублей! И освоить это всё необходимо в течение не более 42 месяцев!

Учитывая всё вышеизложенное, суконным, канцелярским языком можно утверждать, что даже по самым скромным расчётам только строительство мостов к АТЭС – 2012 обойдётся в кругленькую сумму:

Мост через Золотой Рог - 2,1 км = 2,2 млрд $ = 52.8 млрд. руб.

Мост на о. Русский - 4,7 км = 5,64 млрд.$ = 135,4 млрд. руб.

Мост на п-ов Де-Фриза - 5 км = 4 млрд.$ = 96 млрд. руб.

Итого: общая стоимость мостов без прочих затрат составит 284,2 млрд. руб.

А стоимость строительства сооружений для саммита АТЭС-2012 обойдётся не менее чем в 500 млрд. рубликов.

С.А. Лисняк, Владивосток, 27 мая 2008 г.

P.S. В 2006г. во Владивостоке был объявлен конкурс на строительство мостопереходов через Золотой Рог. К сожалению, автор этой записки не смог в нём участвовать по причине очень больших денег для входа в этот конкурс. Но представил для газеты «Золотой Рог» пространные материалы для обоснования строительства туннельных транспортных систем по Патенту РФ № 2270297 от 20.04.2004г. Обозреватель этой газеты г. Кудинов В.А. с сарказмом дал в газете коротенькое сообщение, якобы мы пытаемся загнать жителей Владивостока под воду. Но предоставил поллиста газеты для комментариев наших материалов господину Аникееву В. Там пошёл в основном разбор фантастики А. Казанцева. Ни экономики, ни расчётов, а просто очень большой трёп… После этого я обратился к Президенту Путину В.В. Ответ пришёл незамедлительно из Федерального Агентства по Строительству: исх. №ПГ – 1114 от 25.07.2007г. Цитирую:

«…Росстрой в настоящее время не располагает информацией о разработках проектов мостовых переходов через заливы и бухты Вашего региона… Ваша идея разработки проектов подводной транспортной системы должна иметь место на уровне с другими…»

В настоящее время обратился к президенту РФ Медведеву Д.А. с расчётами по предполагаемым мостам, с обоснованием того, что деньги будут потрачены несметные и для дорог в никуда. Из управления Президента Российской Федерации, исх.№А26-01-158736 от 28.05.2008г, получил уведомление, что мои материалы «…отправлены в Министерство транспорта Российской Федерации».


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100