Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 25 (744) от 20 июня 2007  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Вселенная

Энергия духовности

Вера Аксенова

8 июня в городе Артеме прошла презентация новой книги известного приморского писателя, члена СП России Василия Литвина - «Последний сын Гипербореи». Наши постоянные читатели знакомы с этим самобытным автором, и хочется, чтобы его новая книга не осталась незамеченной. Вот почему мы обращаем к нему свой взор из нашей гостиной.

Среди каменной пустыни большого города высоко над землей светится окно одинокой кельи, где, склонившись над кипой бумаг, сидит Мастер. И думает он не о Маргарите. Он думает о судьбах России, ищет ответ на вопрос - как и почему великий народ дал себя оболванить, обмануть, обобрать? Почему мы сумели победить такого мощного врага, как нацистская Германия, но не смогли противостоять, не сумели защитить, спасти от растления души наших детей и внуков?

Мастер думает и в голове рождаются строки;

«Дуло, дуло, дуло в лица
Прямиком из-за границы...
Верещали в поле птицы на
весь белый, белый свет
Дуло целых 30 лет».

Из-за границы шла нечисть, нежить, вселялась в русского человека, вытесняя из него душу.

«Чтоб не пикнуть, и не крикнуть,
Чтобы внутрь души проникнуть
И немедля, как хламьё,
Взять и вытеснить её.
Пострашнее дальше будет:
Вроде бы по виду люди,
А черево отвори -
Нежить черная внутри!»

Это строки из нового произведения Приморского писателя Василия Литвина, над которым он сейчас работает.

У этого поэта свой, только ему присущий почерк, его сказку не спутаешь ни с чем. Разве что сравнишь с «Федотом-стрельцом» Леонида Филатова или «Коньком-горбунком» Ершова. Но здесь — другое. Здесь нечто более близкое пушкинскому «Евгению Онегину». Тоже энциклопедия русской жизни, но нашего, перестроечного и постперестроечного времени. А каков язык!

Можно сказать словами Пушкина Александра Сергеевича: «Там русский дух, там Русью пахнет!» Талантище! А на вид обычный человек с взъерошенной шевелюрой густых волос, вечно озабоченный, куда-то спешащий.

А какая работоспособность! Какая сила воли и духа! Захотел бросить курить - бросил! Решил, что горячительные напитки не на пользу - все, в рот не берет даже на презентациях собственных и чужих книг.

А ежедневные обливания холодной водой! Мало кто из нас может этим похвастать. Мелочи жизни? Да нет. Это жизненная позиция. Это цельность характера. Отсюда и произведения такие - ёмкие, сильные, смелые и необычные.

Жизнь его не баловала. Родился в военное лихолетье в многодетной семье. И, по сути, сделал себя сам. Горный техникум, Львовское политическое училище (факультет журналистики), пединститут.

Он не был паинькой, не был приспособленцем. Всегда говорил в глаза человеку все, что о нем думает. А таким людям во все времена живется непросто. Но, может быть, если бы ему легко жилось, не узнали бы мы такого сильного, такого самобытного писателя, как Василий Литвин.

Ведь плохой человек навряд ли может стать хорошим писателем.

Помню первое погружение в мир его души. Вернее, не его, а его персонажей. Как будто в холодную воду с обрыва бросаешься. Такой разный мир! Страшный, полный отчаяния и боли, переходит в загадочный, мистический с налетом легкой грусти; сарказм - в юмор. Из пессимизма каким-то невообразимым образом рождается оптимизм. Все его произведения составляют единое целое, с плавным переходом из одного состояния — в другое, каждый раз высвечивая все новые и новые грани его таланта.

И ему веришь, потому что видишь, как разрывается его неравнодушное сердце от боли за народ русский, за поруганные святыни его. Даже язык у Василия Литвина особенный. Исконно русский, с употреблением слов и выражений, какие сейчас мало встречаются или не встречаются вовсе.

Василий рос болезненным мальчиком. Годы военные, когда он родился, большая семья, когда кусок хлеба приходилось делить на всех, не могли не сказаться на здоровье ребенка. Но он, еще будучи мальцом, усвоил одну очень важную для себя истину. Помочь себе человек может и должен сам. Когда учился на втором курсе горного техникума в г. Сучан (ныне Партизанск), врач вызвал к себе и спросил: «Что, будем отчислять по состоянию здоровья?»

И Василий стал заниматься бегом. Было невероятно трудно, задыхался. Но преодолел себя. А после, уже работая на шахте в г. Артеме, пошел в секцию бокса. Потом - секция борьбы. Служба в армии. И первая крупная победа по борьбе самбо. Их еще немало будет на его пути — больших и не очень, но каждая будет даваться потом и кровью.

Ничто не приходит само собой. Вот и книги свои он выстрадал. И даже, чтобы издать их, ему пришлось работать физически. Не так просто заработать деньги на издание книги. А спонсоры? Где они? Не каждый умеет просить.

Да и у кого просить? В наше время это очень сложно. И писатели, чтобы их книги увидели свет, вынуждены идти с протянутой рукой к воротилам бизнеса. Это ли не унизительно? Интеллектуальный труд у нас ничего не стоит. Где еще возможно подобное?

Вот и пишет В. Литвин такие произведения как «Великое похмелье» и «Просвет на тот свет». «Трагедия души», одним словом. Он не может смириться с существующим положением вещей. Как, впрочем, и всякий здравомыслящий человек в наше время. За его произведениями - будущее. Потому что все они проникнуты протестом против уничтожения русской нации как таковой.

Ведь ни для кого не секрет, что смертность в России превышает рождаемость, что уничтожается русский генофонд, потому что красивые русские девушки бегут за границу и не собираются возвращаться (Марьяна в «Сказке о том, как Иван-дурак искал потерянную душу»). А сколько сейчас таких Марьян путешествует по заграницам, продавая себя — кто в борделях, кто на содержании богатых «Кощеев»!

Впервые со стихами В.Литвина я познакомилась лет пять назад. Его произведения несут в себе прежде всего гражданственное звучание. Литвин призывает: «Проснитесь, люди русские! Опомнитесь!» Он заставляет нас задуматься о смысле бытия, о недопустимости продолжения такой бездумной жизни, какою живет сейчас большинство россиян.

«Подружился Тарарам с Безобразием,
Загуляла по борам Катавасия.
Народилось под кустом Лихолетие.
Бог светила свел крестом-
Не заметили».

Показывает, порой в гротескной форме, к чему приводит жизнь по поговорке «Моя хата с краю»:

«Лежу, гляжу вослед душе
Почти готовенький уже
На том последнем рубеже,
Который, если перейду,
То и в трехтысячном году
Потомок, битый и бездомный,
В нерусском городе Коломне,
Сырую паперть грея задом,
Припомнит трехэтажным матом,
Сотрет с лица холодный пот —
И наше время проклянет.
Лежу... трубит святая рать,
И нету силы, чтобы встать».

Но встать необходимо! К этому призывают и предки наши, которые жизнь положили за нас — детей своих, за Россию-матушку.

Все произведения В.Литвина — горячий призыв к русскому народу проснуться, вспомнить свои корни, возродить все самое лучшее, что есть у нас, и пойти дальше, чтобы не проклинали наше время потомки, а учились на наших ошибках. В своей книге он пишет:

«Пройдет, быть может, много лет, прежде, чем достойный историк, занимающийся периодом так называемой перестройки и гюстперестроечного периода русской истории, обратит внимание на сии скромные вирши.

Что было главным для уходящего в пучину времени моего поколения? А главным было стремление уберечь мятущуюся русскую душу от тлетворного влияния массовой западной «культуры». К этой проблеме, как я ее вижу со своей маленькой колокольни, я и прилагаю свою неокрепшую руку».

Его “Сказка о том, как Иван-дурак искал свою потерянную душу” — настоящая сказка для детей и для взрослых. Дети найдут там всех любимых героев русских сказок: Марьяну и бабу Ягу, Лешего и Кощея Бессмертного, Водяного и Чудо-юдо, Коня волшебного и меч—кладенец. А взрослые читатели увидят в ней наш современный мир во всех его противоречиях. Но если в двух первых книгах трилогии В.Литвин обнажил все язвы, все пороки этого сложного переходного периода прямо, жестко и зло, то в сказке он более мягок, лиричен, хотя и верен себе - все так же прямо и честно вскрывает нарывы на теле нашей многострадальной матушки - России.

Всякий без труда узнает здесь приметы нашего времени. Узнаваемы ближайшие соседи из Китая, которые разворовывают русскую тайгу, благодаря попустительству наших доморощенных толстосумов, потерявших честь и совесть, торгующих тем, что им не принадлежит, обворовывая своих потомков в десятках поколений. В Китай уходит все, начиная от деловой древесины и кедровых шишек и кончая лягушками.

Болит душа у автора и за Курильские острова, на которые давно предъявляют свои права жители Поднебесной, то бишь Японии.

«Ох ты, русская землица!
Видно, Бога не боится
Тот нерусский щедрый тать,
Кто решил тебя отдать...
Ты ж на вечные лета
Русской кровью полита!»

Но Иван-дурак одолел таки Чудо-юдо с помощью героев исконно русских сказок: Лешего, Коня, Ворона:

«Чудо-юдо в небо взвился,
Словно почвой подавился,
Он ее в те поры ел,
И, вихляя, полетел
На ближайшую границу.
Потирая поясницу,
Наш дурак вослед глядел,
Будто вымолвить хотел:
- Ой, вы гости, господа!
Не ходите никогда
на Россию. Это вам
будет, ох, не по зубам».

Иван победил Чудо-юдо, освободил русский лес от иноземных захватчиков. И в этой борьбе с врагами земли русской обрел, наконец, свою потерянную душу... И это символично! Так и должно быть. Василий Литвин верит в это и помогает поверить нам, своим читателям.

В своем следующем произведении автор задумывается о той силе, которая ведет политику уничтожения русского государства, русского народа, русской промышленности, сельского хозяйства, русской культуры и русского генофонда. Эта сила воплощена в сказочном персонаже Кощее Бессмертном.

Иван, защитник земли русской, хочет знать, в чем заключается сила Кощея, почему он бессмертен? И Кощей задумывается: «Если такой философский вопрос задает «дурак последний», каким он считает Ивана, то каков же тогда весь русский народ?»:

«Если вот такие бредни
Говорит дурак последний,
То сказать я не берусь,
Сколь ученой стала Русь.
Если столь учен народ,
Надо сделать укорот,
Непременно бахнуть сразу,
На века известь заразу.
Ишь куда подобрались,
Под мою копают жись,
Под бессмертие мое,
Беспародное хамье!
Голопузые эксперты!..»

В. Литвин верит, что русский народ в лице Ивана найдет, в чем заключается сила Кощея, что питает силы зла и как противостоять этим силам, как возродить достоинство и мощь русского государства, как вернуть русскому человеку его потерянную душу.

1985 год был очень тяжелым для Василия Литвина. Умерли отец и мать, погиб брат, распалась семья. И в минуту тяжёлой депрессии он сжег кипу рукописей, не имея возможности их издать из-за отсутствия денег. Из всего осталась только повесть «Тайна пади Лешего», издать которую писатель смог только в 2000 г. Вот что писал по этому поводу известный приморский писатель Станислав Балабин:

«Первым гостем литературной гостиной «Красного знамени» оказался Василий Литвин, преподаватель одной из школ города Владивостока, по образованию филолог. После окончания Новосибирского института Василий работал в школе, затем в газете. Но волею судьбы (отец после войны переехал жить в Приморье, в Лесозаводск) Василий возвращается «под родительское крыло». Снова преподает в школе. Здесь же в 1983 г. заканчивает повесть «На берегу», которую мне тогда удалось рецензировать.

Повесть, как сейчас помню, мне понравилась и образным видением жизни, и богатым, сочным языком. Но, как нередко случалось, даже добрая, положительная рецензия не помогла Василию Литвину издать повесть. Так и пылится она у него в столе до сих пор, как и другая, написанная позже, - «Трясина». Сейчас напечататься и подавно трудно, почти невозможно. Дальневосточное книжное издательство нынче, не побоимся этого слова, на последнем дыхании. Коммерческие издательства не то что не выплатят автору гонорар за его труд, как это принято во всем мире, но и «снимут» с него «последние штаны»...

Ох, как нелегко в наше время взойти на Парнас-обиталище Аполлона и муз. Поэтому пусть приглашение в нашу литературную гостиную станет для людей, у которых, несмотря на все нынешние невзгоды, не потух в душе творческий огонек, станет дебютом. Пусть они по-прежнему черпают вдохновение из живительного родника, пробитого копытами крылатого коня Пегаса. Да пусть не иссякнет в народе энергия духовности, одна из основных составляющих здоровья и неповторимости нации».

Вера Аксенова.


Другие статьи номера в рубрике Вселенная:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100