Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 52 (667) от 22 декабря 2005  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Политика

Дилетанты со скальпелем

Валерий КУЦЫЙ

Один из афоризмов младшего сержанта Бербеницкого, под руководством которого я постигал когда-то азы нелегкой солдатской службы, звучал так:
«Будь ты хоть кто, даже последний интеллигент, все равно можешь научиться дергать задницей гвозди из табурета».

Признаюсь, я несколько олитературил сентенцию моего командира отделения, но дело не в этом и даже не в излишне пренебрежительном, на мой взгляд, его отношении к работникам умственного труда, которые в то время вместе со всем народом строили коммунизм.

Важно другое: на протяжении своей дальнейшей жизни мне не раз приходилось убеждаться, что младший сержант Бербеницкий был бесконечно прав, и при наличии желания каждый из нас запросто может рулить страной, регионом, городом или отраслью народного хозяйства. Это царям с детства прививали качества государя, ответственного за судьбы России, а потом выяснилось, что все это ерунда на постном масле - государством могут управлять неудавшиеся адвокаты, недоучившиеся семинаристы, малограмотные кукурузоводы, коллекционеры Золотых звезд Героев Советского Союза и Социалистического Труда. Для начальников рангом пониже тоже считалось необязательным иметь соответствующие их должности знания и навыки; главным было попасть в номенклатурную обойму, что автоматически давало право руководить чем угодно - от районного банно-прачечного комбината до культуры в масштабе страны.

Насколько я понимаю, нечто похожее сохранилось по сей день. И хотя эксперимент, длившийся более семидесяти лет, оказался неудачным, номенклатура продолжает торжествовать, весело приплясывая на костях здравого смысла. Ну ладно, пусть главным выключателем страны работает Анатолий Чубайс, которого, как лермонтовского Демона, «никто не любит и все живущее клянет». Он, Чубайс, по крайней мере слывет (не знаю, насколько справедливо) выдающимся организатором и заранее предупредил правительство о надвигающемся энергокризисе.

Но что сказать о главном враче страны Михаиле Зурабове, который ни врачом, ни хорошим менеджером никогда не был, из-за чего, проводя каждую порученную ему реформу, уподоблялся Остапу Бендеру на шахматном турнире в Нью-Васюках? У меня не вызывает вопросов тот факт, что министром здравоохранения назначен именно он, а, например, не такой крупный специалист, такой признанный авторитет в области медицины, как детский доктор Леонид Рошаль. Тут все ясно – Рошаль не стал бы слепо исполнять верховную волю, у него есть собственное мнение, он считает глубоко ошибочным повсеместный переход здравоохранения на общую практику, которая показала свою неэффективность во многих странах мира. А Зурабов в ответ на любое указание, каким бы оно ни было некомпетентным, щелкнет каблуками: слушаюсь, экселенц, прямо сейчас бегу исполнять.

Признаюсь, меня уже перестало удивлять многое из того, что происходит сегодня. Я догадываюсь, отчего бывший разведчик Сергей Иванов стал сперва министром обороны, а теперь еще и премьер-министром, возглавляющим весь оборонный комплекс. Произошло это, думаю, не благодаря глубокому знанию военного дела и не по причине каких-то выдающихся организаторских качеств, а главным образом из-за той же безотказности и личной преданности.

Или возьмем назначение Сергея Кириенко руководителем атомной энергетики страны. Да, прежний ее глава господин Адамов крепко заворовался, честь упрятать его за решетку оспаривают теперь Россия и США, а Кириенко покуда в казнокрадстве замечен не был. По-моему, это единственный аргумент в его пользу.

Кстати, осуществлять технический надзор за деятельностью отрасли, которой отныне руководит бывший премьер федерального правительства, он же бывший полпред президента в Приволжском округе, будет его коллега – бывший полпред на Дальнем Востоке Константин Пуликовский, боевой генерал, куда более осведомленный в тонкостях военной стратегии, нежели в работе на своем новом посту – руководителем Гостехнадзора.

Бывает, разумеется, что кто-то выпадает из номенклатурной обоймы, но происходит это, как правило, против его воли и при чрезвычайных обстоятельствах.

Вспомним хотя бы бывшего своего аристократичного губернатора Евгения Наздратенко. Понадобился провал подготовки к зимнему сезону и доставка в край самолетами отопительных батарей, чтобы Приморье избавилось от оставшегося без высоких покровителей Евгения Ивановича. Впрочем, он еще оставался в кругу избранных, почему и был назначен председателем Госкомрыболовства, хотя до этого никогда в рыбной отрасли замечен не был.

В результате такого перемещения ничего хорошего, как и следовало ожидать, не произошло: разразился криминальный скандал, связанный с распределением квот, и Евгения Ивановича без лишнего шума убрали от рыбы подальше, после чего он обнаружился в должности зампреда Совета безопасности. По моему мнению, этому способствовал не развеянный до сих пор миф о том, что экс-губернатор Приморья якобы отстоял значительные дальневосточные территории от присоединения к Китаю.

Трудно сказать, в какой ипостаси пребывает ныне господин Наздратенко – недавно в одной из телевизионных передач он был объявлен просто как «сотрудник Совбеза». По всей видимости, Евгений Иванович навсегда получил московскую прописку, хотя роскошный особняк, незаконно построенный для него за счет налогоплательщиков, продолжает как ни в чем не бывало стоять в лесопарковой зоне Владивостока.

История России сложилась так, что наша страна в отличие от других крупных европейских держав только во второй половине XIX века рассталась с крепостничеством, а в годы сталинского правления снова вернулась к нему. Крестьян лишили паспортов и тем самым фактически закрепили за колхозами и совхозами, отняв право избирать по собственной воле место жительства и работу. Это вместе с форсированной партийной пропагандой и всесилием карательных органов привело к тому, что сознание людей было отравлено рабской психологией, и до сих пор многие жаждут возврата к тем временам, когда все должны были идти в едином строю, а шаг влево или вправо приравнивался к побегу и карался расстрелом на месте.

Еще не обрели должного места в умах два величайших постулата, один из которых – «Не сотвори себе кумира», второй – «Все подвергай сомнению». Не это ли служит объяснением тому, что не стихают призывы изменить Конституцию ради избрания Владимира Владимировича Путина президентом на третий срок даже против его воли, а также что на всех выборах побеждает партия «Единая Россия», представляющая главным образом интересы коррумпированного чиновничества и не несущая никакой ответственности за происходящее в стране?

И не кажется ли вам, уважаемые читатели, что слишком уж часто важнейшие посты занимают не истинные профессионалы, которые умеют прогнозировать ход событий и вести государственный корабль по выверенному курсу, минуя подводные рифы всяческих дефолтов, непредвиденных инфляций и не продуманных реформ?

Коль я уже сослался в этих заметках на строки из поэмы «Демон» Михаила Юрьевича Лермонтова, позволю себе привести по памяти отрывок из его драмы «Маскарад». Обращаясь к князю Звездичу, главный герой произведения Арбенин говорит:

… Но чтобы здесь выигрывать решиться,
Вам надо кинуть все, родных, друзей и честь,
Вам надо испытать, ощупать беспристрастно
Свои способности и душу: по частям
Их разобрать; привыкнуть ясно
Читать на лицах чуть знакомых вам
Все побужденья мысли; годы
Употребить на упражненье рук,
Все презирать: закон людей, закон природы.
День думать, ночь играть,от мук не знать свободы,
И чтоб никто не понял ваших мук.
Не трепетать, когда близ вас искусством равный,
Удачи каждый миг постыдный ждать конец
И не краснеть, когда вам скажут явно:
“Подлец!”

Арбенин говорил это о картежной игре, но в равной степени сказанное, по моему глубокому убеждению, можно отнести к играм политическим, подковерным ли, скрытым от взора непосвященных, становящихся ли неожиданно явными и поражающих зрителей своей неприглядностью.

Восхищения достойна точность, с какой отозвался об этом другой поэт, Осип Мандельштам: «Власть отвратительна, как руки брадобрея». И это действительно так. До чего же в дни моей молодости, когда изредка доводилось бриться в парикмахерских, было неприятно ощущать прикосновение к своему лицу чужих рук, холодных или потных, пахнущих луком или, того хуже, чесноком!

Кто-то усомнится, можно ли стричь под одну гребенку все ветви государственной власти. Видимо, оправдано наше недоверие к милиции, прокурорам, судьям, которые, несмотря на систематическое повышение зарплаты, не перестают принимать презенты то купюрами зеленоватого цвета, то, по примеру гоголевского Ляпкина-Тяпкина, борзыми щенками.

Понятна и общенародная нелюбовь к чиновничьей братии, официальные доходы которой значительно уступают неофициальным, получаемым от мощения улиц брусчаткой, выдачи разного рода лицензий и квот, продажи и сдачи в аренду помещений, выделения земельных участков под строительство элитного жилья, офисов, супермаркетов и так далее. Но что может украсть депутат, в распоряжении которого нет ни материальных, ни финансовых средств? Ох, может, очень даже может, но не в том смысле, в каком воруют и «берут на лапу» чиновники и правоохранители.

Наши дорогие народные избранники – не скажу, что все, но многие – весьма прибыльно торгуют своим влиянием. Внесение или отклонение законопроектов, ходатайства, заступничество за кого-то, просьбы, с которыми через депутатов обращаются к важным сановникам, - да мало ли за какие услуги законотворец может слупить с богатой фирмы изрядную сумму.

Я не располагаю точными данными, но если это не так, то почему же не на жизнь, а на смерть, с применением «черного пиара», ведется борьба за депутатские кресла? Сомнительно, чтобы генеральные директора всяких ЗАО и ООО, по горло загруженные работой, рвались в законодательную власть исключительно из желания осчастливить человечество.

Касательно же собственного благосостояния депутатского корпуса могу сказать: я знаю нескольких – можете себе представить – порядочных депутатов, но не знаю ни одного, прозябающего в бедности. Впрочем, подозреваю, что также довольно редко встречаются судьи, федеральные, региональные или муниципальные чиновники, стоящие с протянутой рукой в подземных переходах.

Представим себе, однако же, невозможное: от бесконечных заседаний, симпозиумов и защиты диссертаций по проблемам коррупции мы перешли к непосредственной борьбе с этой разъедающей общество язвой, в результате чего казнокрадство и лихоимство у нас сведены хотя бы до среднемирового уровня. Ситуация и в экономике, и в социальной сфере страны безусловно улучшится. Предприниматели, избавленные от необходимости давать взятки бесчисленным контролерам, получат возможность расширять бизнес и снижать цены, охотнее станут иметь с нами дело зарубежные инвесторы.

Но для того, чтобы государственная машина работала без серьезных сбоев, только этого недостаточно. Нужно еще избавиться от вопиющего дилетантства во всех областях управления страной, регионами, муниципальными образованиями, убрать с высоких постов бездарей и неумех, заменить их подлинными профессионалами, досконально знающими дело и готовыми отвечать за принятые решения.

Кто станет смотреть матч футбольных команд, укомплектованных игроками, порядочными во всех отношениях, но не умеющими ни дать приличный пас, ни сколько-нибудь точно пробить по воротам соперника? Вам бы хотелось лететь в самолете, которым управляет замечательно честный, но малоквалифицированный экипаж, оперироваться у хирурга, обладающего самыми лучшими человеческими качествами, но терпящего неудачу каждый раз, когда он берется за скальпель?

Можете не отвечать, все и так ясно. Как бы ни усердствовал повар, но если у посетителей столовой капают слезы в приготовленный им суп, такого специалиста надо немедленно переводить на мытье посуды. Если мэр города вместо реального решения проблем общественного транспорта начинает строить канатные дороги, его умственные способности надо исследовать в соответствующем медицинском учреждении. Полагаю, все с этим согласны.

Так не странно ли, что при всем том мы только разводим руками, когда принимаются нелепейшие законы, когда реформы проводятся на авось, без предвидения возможных последствий, когда в чью-то умную голову втемяшивается мысль, будто пенсии в две – две с половиной тысячи рублей достаточно, чтобы более-менее нормально питаться и даже покупать мыло для умывания? Похоже, мы чем-то сильно провинились перед Господом, и он покарал нас, допустив, чтобы пироги в стране пекли сапожники, а сапоги тачали пирожники.

Валерий КУЦЫЙ.

P.S. Из Калининградской области поступила информация, что тамошние власти решили бороться с безграмотностью в собственных рядах. Впредь чиновники, которые пишут «прецендент» вместо «прецедент» и «исчо» вместо «еще», будут лишаться премиальных. Среди служивого люда паника, некоторые предлагают депортировать в Москву присланного оттуда в качестве губернатора господина Бооса, перекрыть железную дорогу и вступить в НАТО. С моей точки зрения, этого нельзя допустить; напротив, калининградский опыт следует распространить по всей России, причем не выплачивать премий не только малограмотным, но и ничего не смыслящим в работе, а также нечистым на руку чиновникам. Половину бюджета сэкономим!

В.К.

Рис. Михаила Еровеева.


Другие статьи номера в рубрике Политика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100