Экономика
Какой сигнал был послан сверху?
Олег Комаровский
В последние два года в центре российского общественного внимания оказывались скандалы, связанные с налоговыми проверками известных российских компаний, и аналогичными процессами в российских регионах.
Институт национального проекта “Общественный договор” в период с 12 по 18 мая проводил экспресс-исследование оценки населением причин и результатов этих явлений.
Фокусом исследования стало отношение граждан РФ к развернувшейся информационной кампании по результатам налоговых проверок.
В экспертном опросе приняли участие около 200 руководителей общественных организаций и журналистов из 36 российских регионов, а также пользователи “Живого журнала”. В результате исследования были получены следующие результаты.
1. Дешифровка властного сигнала
Респондентам предлагалось оценить, какой именно сигнал был послан населению, бизнесу и местным властям развернувшейся информационной кампанией по итогам налоговых проверок.
Полученные ответы в отношении отдельных “ключевых” групп распределились следующим образом.
1.1. Сигнал бизнесу
1.1.1. Нечистоплотному бизнесу, чтобы не прятал налоги - 5%
1.1.2. Всему бизнесу, что ситуация изменилась, проверять и наказать могут каждого - 62%
1.1.3. Конкретным олигархам, что их время кончилось - 25%
1.1.4. Иное - 8%
1.2. Сигнал населению
1.2.1. Всему населению, что бюджет будет увеличиваться - 2%
1.2.2. Всему населению, что российское государство не дремлет - 50%
1.2.3. Бедному населению, что и с богатыми наконец начнут разбираться - 33%
1.2.4. Иное - 15%
1.3. Сигнал власти на местах
1.3.1. Работникам налоговых служб и силовых ведомств на местах, что можно не церемониться и наводить порядок на всех уровнях - 19%
1.3.2. Местным властям, что можно, наконец, наказать особенно зарвавшихся бизнесменов - 23%
1.3.3. Местным властям, что можно перераспределить бизнес-ресурсы наиболее нужным для власти образом - 50%
1.3.4. Иное - 8%
2. Причины “показательной порки” российского бизнеса
Респондентам было предложено ответить на вопрос: “Если предположить, что таким образом “наказывают” российский бизнес, то, как Вы думаете, за что именно?”
Полученные ответы распределились следующим образом:
2.1. За то, что не делились с населением - 1%
2.2. За то, что не делились с чиновниками - 23%
2.3. За то, что не выполняли российские законы - 5%
2.4. За то, что неправильно трактовали выполнение российских законов - 3%
2.5. За то, что не знали своего места, а лезли, куда не следует - 45%
2.6. Это вообще разбирательство бизнеса с бизнесом - 21%
2.7. Иное - 2%
3. Предположение о последствиях информационной кампании по результатам налоговых проверок
Опрашиваемым было предложено гипотетически оценить, к каким результатам приведет развернувшаяся информационная кампания.
Представления респондентов оказались нижеследующими:
3.1. Бизнес станет больше платить - 3%
3.2. Бизнес станет лучше прятать - 15%
3.3. Бизнес станет вывозить деньги из страны - 25%
3.4. И бизнес, и население станут платить все налоги - 1%
3.5. У старых компаний появятся новые владельцы - 25%
3.6. Бизнес будет больше уважать российскую власть - 1%
3.7. И бизнес, и население станут больше уважать российскую власть - 2%
3.8. Чиновники станут более обеспеченными - 15%
3.9. В стране будет больше порядка - 1%
3.10. Ничего не изменится - 10%
3.11. Иное - 2%
Результаты опроса иллюстрирует диаграмма (см. ниже)
Таким образом, полученные данные свидетельствуют о различиях в государственной риторике, используемой в ходе информационной кампании, сопровождающей выдвижение налоговых претензий российским предприятиям, и ее оценке российским населением. Большинство опрошенных считает, что это сигнал не недобросовестным предпринимателям, а всему бизнес-сообществу в целом. И это сигнал об изменении правил.
Респонденты лишь минимально связывают активность налоговых органов с пополнением российского бюджета. Для большинства - это показательная демонстрация силы российского административного аппарата. Но при этом четверть респондентов уверена, что информация о налоговых претензиях - это знак бедному населению о том, что “богатые тоже заплачут”.
Половина ответивших уверена, что местным властям дали понять о возможности перераспределения бизнес-ресурсов на всех уровнях. И лишь одна пятая респондентов считает, что прозвучал сигнал для наведения порядка.
Лишь 8% ответов демонстрируют уверенность граждан, что российский бизнес наказывают либо за невыполнение законов (5%), либо за их неправильную трактовку (3%). Почти половина ответов свидетельствует об убеждении россиян, что предприниматели поплатились за неверное понимание ими “своего места”, 23% - о том, что бизнес не делился с чиновниками, и 21% - предполагает, что мощь российской налоговой администрации используется в целях недобросовестной конкуренции бизнеса с бизнесом. Минимальная часть всех ответов подтверждала мнения о том, что в результате информационной кампании в стране будет больше порядка (1%), бизнес более уважительно будет относиться к власти (1%), бизнес и население станет платить все налоги (1%). Самыми популярными гипотезами о последствиях стали предположения о том, что бизнес станет вывозить деньги из страны (25%), и у предприятий просто появятся новые владельцы (25%). Значительная часть опрошенных считает, что в результате показательных налоговых процессов бизнес станет лучше прятать (15%), но и чиновники станут более обеспеченными (15%). И, наконец, по старой доброй традиции 10% ответов свидетельствует о готовности части российских граждан к тому, что в результате громких скандалов и налоговых изъятий ничего в стране не изменится.
Пресс-директор Института Национального проекта “Общественный договор” Олег Комаровский.
Другие статьи номера в рубрике Экономика: