Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 16 (631) от 14 апреля 2005  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

“Родник” велено закопать

Татьяна РОМАНЕНКО

В декабре 2004 года в Арсеньеве стартовала кампания по экономии бюджетных средств. На эту тему мэр издал постановление с планом мероприятий по “оптимизации расходов”.
К концу 2005 года ожидается многомиллионный экономический эффект в 44 787 900 рублей.

Пятьдесят три позиции плана оптимизации включают и сокращение финансирования муниципальных объектов, и сдачу в аренду собственности, и продажу народного добра. А что делать - краевое начальство велело оптимизировать, и местная власть старается.

Дополнительный доход - это оптимизированный расход?

Внимательный читатель обязательно заметит некоторую путаницу не только в терминах в вышеуказанном плане, но и по сути. Например, продажа здания - это уменьшение расхода на его содержание или доход от продажи?

Разгадать экономический ребус нам помогла школа “Родник”. Собственно, из-за этой школы и возник интерес к “оптимизации расходов” в Арсеньеве.

В позиции №47 плана оптимизации значится “Сдача в аренду здания школы “Родник”, “экономический эффект 171,2 тыс. рублей”. Может быть бюджет тратил 171,2 тыс. руб. в год на содержание этого здания, а сдадут в аренду и для бюджета как гора с плеч - тратиться не надо?

Оказалось, что все не так. В позиции №6 того же плана написано: “Перевод школы “Родник” в здание школы №1". И еще больший экономический эффект - 1586 тыс. руб.

В городском Управлении образования объяснили, что 1586900 рублей - это траты бюджета на коммунальные услуги для школы. Стало быть, сумма в 171,2 тыс. руб. в строчке №47 - это чистый доход от сдачи здания в аренду, после того, как его очистят от “Родника”.

Многие в Арсеньеве сомневаются в правильности таких экономических расчетов.

Согласно плану “оптимизации расходов” учеников и преподавателей 1 и 2 ступеней должны перевести в школу №1, а на базе 9-10 классов создать экономический лицей Тихоокеанского Государственного Экономического университета. И уже родители старшеклассников, то есть лицеистов, будут те коммунальные услуги оплачивать вместе с платой за обучение.

Как считает глава МО “г. Арсеньев” Беспалов, “это не нарушит прав, интересов, режима работы и уклада, сложившегося в школе “Родник”. С каждым словом мэра согласны руководители краевого образования (Пикин) и муниципального (Пуха). Одно радует - этот самый уклад в “Роднике” начальство ценит, если, по крайней мере, на словах, собирается его сохранить.

Какой же такой уклад в школе “Родник”, на 225 человек? Односменное обучение. Дополнительные платные услуги во вторую смену. В 2004 году школа заработала, а учителя получили дополнительно к окладу более 600 тысяч рублей (что весьма раздражает оба управления - и краевое и городское). А ведь “уклад” - это еще и заинтересованность учителей, в том числе и материальная. “В Роднике 50% детей с ослабленным здоровьем. Родители выбирают эту школу за качество знаний и за щадящий здоровье ребенка режим”. (“Почем...дети?” “Пульс-Северное Приморье”, №7, 2005 г.). Здесь не бывает недобора.

В классах по 25 детей, школа рассчитана на 225 учеников.

“Родник” - в тройке лучших

Из справки отдела внутренних дел администрации г. Арсеньев: “Учащимися школы “Родник” преступлений и общественно-опасных деяний до достижения возраста, с которого начинается уголовная ответственность, не совершено”. “В Арсеньевский ГОВД в состоянии алкогольного опьянения и за совершение других правонарушений учащиеся школы “Родник” не доставлялись”.

Данные по остальным школам хуже: “В первое полугодие 2003 года школьники г. Арсеньева совершили 27 преступлений, в 2004 году - 22 преступления за тот же период, общественно опасных деяний 4 и 9, за распитие спиртных напитков задержано соответственно 31 и 48 подростков” (газета “Восход”, 14.08.04).

И вывод чиновников: “Ухудшение ситуации можно объяснить усилением негативных социальных явлений в обществе, ростом числа детей “группы риска”, неблагополучных семей”. Себя никто, конечно не винит.

Есть в Арсеньеве Центр образования на 150 учащихся. Каждый ученик там обходится бюджету значительно дороже, чем в “Роднике”. Следует учесть, что контингент этой школы весьма непростой. Сюда принимают тех, кто учиться не хочет, но кого учить обязаны, в соответствии с законом. А в школе “Родник” обучаются дети, которые хотят и могут учиться.

Из информации о результатах работы учреждений образования в 2003-2004 годах: “Наиболее высокий показатель качества знаний и его рост отмечается в лицее №9 (директор Некрасова), школе №10 (директор Коргиевская), в школе “Родник” (директор Трубицын)”. В “Роднике” 100%-ная успеваемость.

Школа №1 (на тысячу мест), в которую собираются перевести детей из “Родника”, по той же информации имеет весьма скромные успехи по сравнению с маленьким “Родником”.

С 1 сентября 2003 года в силу вступили новые гигиенические требования к условиям обучения в российских школах. Документ, утвержденный Госсанэпиднадзором, содержит ряд более жестких требований к организации учебного процесса. В частности первоклассники должны заниматься только в первую смену. А школы с дополнительным образованием для всех классов должны организовать односменную работу.

“Оптимизация расходов” по-арсеньевски, с двухсменной работой в большой школе только ухудшит ситуацию и создаст благоприятные условия для увеличения “группы риска” с совершенно предсказуемыми последствиями для бюджета.

Реорганизация “Родника” приведет к снижению общего уровня обучения и показателей по Арсеньеву в целом. Как ни странно, чиновников волнует не это. Жалко денег на хорошее воспитание и обучение, но не жалко денег на перевоспитание и переучивание.

80% выпускников “Родника” поступают в ВУЗы. Впрочем, возможно мэр Арсеньева считает, что стране нужны рабочие руки, а молодежь с высшим образованием - чуждый рабочему классу элемент. Вот из Центра образования молодежь пойдет прямо к ... метле и никуда из города не уедет. Как раз то, что нужно.

Наши предложения по оптимизации расходов

В управлении образования г. Арсеньева служат более 40 специалистов. Прибавим к этому еще 8 человек руководства Управления, которые входят в номенклатуру администрации города. Итого управляют образованием в Арсеньеве 50 человек. Количество учеников год от года сокращается, а число управленцев от образования растет. В городе 10 школ и 16 дошкольных учреждений, всего детей примерно 10000 человек. В каждой школе имеется свой штат работников - директор, бухгалтер, экономист, завхоз. Сократив наполовину раздутый штат Управления, можно получить реальную оптимизацию расходов, не менее, чем на 1200 тысяч рублей в год.

А, уменьшив штаты других управлений и отделов администрации муниципального образования, можно добиться просто сумасшедшей “оптимизации расходов”.

Еще один источник оптимизации - оплата за тепло. В газете “Северное Приморье” (№7, 17 февраля 2005 г.) читаю статью “Согреет ли нас “свое” тепло?”, в которой специалист Дальэнергосбыта утверждает, что тарифы Примтеплоэнерго, по которым платят за тепло арсеньевцы, в два раза выше тарифов Дальэнерго. В этом я убедилась сама, сравнив счета на оплату, получаемые во Владивостоке (от Дальэнерго - 26 рублей за кв.м. в январе ) и в Арсеньеве от Примтеплоэнерго - 64 руб. за кв. м..

Товарищу Беспалову, мэру Арсеньева, давно пора посчитать, во что обходится арсеньевцам приверженность Примтеплоэнерго - ведь есть вариант перехода на электрообогрев с экономией в разы.

Одним словом, “оптимизацию расходов” можно провести гораздо оптимальнее, если внимательно посчитать и хорошо подумать.

Почему же так настойчиво власть закрывает именно “Родник”?

Причины, о которых можно только догадываться.

Догадка №1. Начальство школы №1 решило резко улучшить показатели, добившись перевода в школу №1 хорошо подготовленных учеников из “Родника”.

Догадка №2. Директор “Родника” Трубицын очень не нравится начальству. Соучредитель правозащитной газеты “Арсеньевские вести” как бельмо на глазу у властей г. Арсеньева. Ему, кстати, даже не намекали, а открыто говорили на самом высоком для города уровне, что не к лицу директору школы быть соучредителем свободной частной газеты. Его уже увольняли с должности директора “Родника” по надуманным поводам и вынуждены были восстановить по решению суда. Школу три раза пытались закрыть, но она выстояла в непростых условиях. Это очередная расправа с директором под видом реорганизации.

Догадка №3. Чиновники от образования учились в обычных советских школах, по настоящему оптимизировать расходы и доходы просто не умеют. Делают это тупо, не просчитывая последствия хотя бы на два шага вперед.

Татьяна РОМАНЕНКО.

P.S. Тупые-то тупые. Однако, оптимизировать доходы посредством переименования их в “оптимизацию расходов” догадались.

Рис. Игоря КИЙКО.


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100