Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 33 (596) от 11 августа 2004  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Защита прав

Сколько денег вместо льгот?

Карин КЛЕМАН

Насколько «Единой России» удалось навязать правительству «свои условия» и отстоять интересы населения.

После принятия закона Госдумой в третьем чтении можно попытаться понять, насколько «Единой России» удалось навязать правительству «свои условия» и отстоять интересы населения, как она публично обещает уже месяц со всех экранов телевидения.

Во-первых, удалось отстоять сохранение минимального размера оплаты труда (МРОТ). Эта уступка не стоит очень дорого государству. Напомним, МРОТ на сегодняшний день составляет лишь 600 рублей, и очень мало работников, к счастью, его получает. Это, скорее всего, цена, которую правительство согласилось заплатить традиционным профсоюзам в лице руководства ФНПР за их поддержку «антисоциального» закона.

Во-вторых, зарплата бюджетников гарантирована не ниже нынешнего уровня. Зато упразднена единая тарифная сетка. То есть, сам размер зарплаты теперь будет утверждаться мэриями и сельсоветами. Так что зарплата бюджетников может долго оставаться на нынешнем уровне и не повышаться. А в особо бедных территориях надо ожидать массовых увольнений учителей и врачей.

В-третьих, установлен «социальный пакет» минимального набора «натуральных» льгот, который предоставляется в принужденном порядке «федеральным» льготникам. Право выбора между денежными компенсациями и социальным пакетом они получат только с 2006 года, спустя год после вступления закона в силу. В этот пакет стоимостью 450 рублей входит льготный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, лекарственное обеспечение и санаторно-курортное лечение.

Не говоря о том, что это только небольшая часть «натуральных льгот», которыми сегодня пользуются льготники, эти услуги явно стоят дороже, чем их оценивает правительство. Например, по расчетам экономиста Михаила Делягина, за такие деньги можно будет ездить лечиться на курорт «раз в 25 лет!». Вдобавок, эти 450 рублей вычитаются из денежной компенсации в обязательном порядке. Так что размер самих компенсаций намного снижен.

Социальный пакет не касается ни городского транспорта, ни телефонных услуг. А по ветеранам труда, труженикам тыла и репрессированным льготы ликвидируются вообще, без денежных компенсаций и социальных пакетов.

Так и появились в окончательной редакции закона совершенно новые цифры денежных компенсаций. С 1 января 2005 года денежные компенсации за потерю льгот выплачиваются в следующих размерах (выдержки из закона - пункт 5, статья 154):

- инвалидам войны - 1 550 рублей;

- участникам Великой Отечественной войны - 1 050 рублей;

- ветеранам боевых действий - 650 рублей;

- военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащим, награжденным орденами или медалями СССР за службу в указанный период, - 650 рублей;

- лицам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда» - 650 рублей;

- лицам, работавшим в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членам транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств, - 150 рублей;

- членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, членам семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членам семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда - 150 рублей;

- инвалидам, имеющим I степень ограничения способности к трудовой деятельности, - 950 рублей;

- инвалидам, имеющим II степень ограничения способности к трудовой деятельности, - 550 рублей;

- инвалидам, имеющим III степень ограничения способности к трудовой деятельности, - 350 рублей;

- детям-инвалидам, - 550 рублей;

- инвалидам, не имеющим степени ограничения способности к трудовой деятельности, за исключением детей-инвалидов, - 50 рублей.

Да, да, это не отпечатка, правильно написано: 50 рублей дается инвалидам, «не имеющим степени ограничения трудовой способности»! Как говорится, «берите и купите себе что-нибудь вкусненького»! А о дискриминации, которой подвергаются инвалиды, пусть даже работоспособные, при приеме на работу - ни слова.

И, наконец, самым главным достижением «Единой России» представляется внесение поправки в закон о том, что запрещается ухудшать социальное положение льготников. Это благопожелание содержится в пункте 2 статьи 153. Ссылаясь на этот пункт, «Единая Россия» собирается доказать свою «социальную заботу». ИКД предлагает вниманию читателей редакцию этого пункта.

Статья 153 пункт 2

При издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия:

- вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года;

- при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

Казалось бы, все хорошо: никто не пострадает от принятия закона. Но не все так просто. Юрист и правозащитник Лев Левинсон открывает всю фальшь этого утверждения.

Комментарий Льва Левинсона по пункту 2 статьи 153: «Чисто декларативный пункт»

Пунктом 2 статьи 153 Федерального закона, принятого Государственной Думой в третьем чтении 5 августа 2004 года, предусматривается, что при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления (МСУ) в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов не должен уменьшаться уровень социальной поддержки определенных категорий граждан, обеспечиваемый в настоящее время (до 31 декабря 2004 года) на основании федеральных законов. При этом определяется, что размеры выплат из региональных и местных бюджетов не могут быть ниже осуществляемых в настоящее время, равно как и в дальнейшем, начиная с 2005 года, на региональном и местном уровнях не может быть уменьшен совокупный размер финансирования соответствующих льгот и выплат.

Данная запись, во-первых, не носит императивный характер. Несмотря на указание, что органы власти субъектов и органы МСУ должны соблюдать определенные условия при осуществлении ими регулирования, федеральный законодатель не может обязать как региональные законодательные, так и местные органы власти принимать те или иные правовые акты, поскольку это вне полномочий Российской Федерации. По предметам совместного ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти (статья 73 Конституции РФ).

Во-вторых, пункт 2 статьи 153 противоречит законодательству о разграничении предметов ведения между центром и регионами, а также основам правового регулирования деятельности местного самоуправления.

Согласно пункту 4 статьи 26 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 4 июля 2003 года № 95-ФЗ), не допускается включение в федеральные законы, принимаемые по предметам совместного ведения, положений, которыми определяются объем и порядок осуществления расходов из бюджета субъекта РФ, необходимых для исполнения соответствующих полномочий органами государственной власти субъекта РФ. Это ограничения прямо отнесено к полномочиям по предмету совместного ведения в части социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий населения (ветеранов труда, жертв политических репрессий и др.).

В свою очередь в части третьей статьи 18 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» безоговорочно установлено, что федеральные законы не могут содержать положений, определяющих объем расходов за счет средств местных бюджетов.

Таким образом, положения пункта 2 статьи 153 следует считать декларативными, а также противоречащими тем федеральным законам, на приведение в соответствие с которыми всего свода российского законодательства якобы направлен принимаемый закон.

Карин Клеман, Институт «Коллективное действие»


Другие статьи номера в рубрике Защита прав:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100