Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 21 (584) от 20 мая 2004  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Повадилось УСД в лес ходить. Там ему и голову сломить

Татьяна РОМАНЕНКО

В Дальнереченске продолжается скандал, начало которому положило в 2000 году Управление судебного департамента при Верховном суде в Приморском крае, незаконно «заготовившее» 3000 кубометров леса.

Однажды в Дальнереченске хозяйственный мэр решил построить Дом правосудия. В феврале 1999 года им был подписан договор подряда со строительной организацией, в соответствии с которым «подрядчик обязуется выполнить по заданию заказчика с использованием своих материалов - раствора, бетона и остальных материалов, поставляемых заказчиком, а заказчик обязуется принять и оплатить выполнение общественных работ на объекте «Дом правосудия». Причем оплата по договору производится поэтапно, а окончание действия договора - после оплаты заказчиком полностью выполненных работ.

Видимо, на каком-то этапе денег не хватило. Тогда находчивый мэр «собрал нескольких крупных фермеров и руководителей предприятий и попросил у них помощи. Мол, помогите, люди добрые, чем можете, а мы вам за это лес дадим».

(«Комсомольская правда», 27.05.04).

И не обманул. Фермер Костин рассказал журналисту газеты «Комсомольская Правда» о своем участии в строительстве Дома правосудия: «Дело это в общем-то благое было. А у меня год хороший выдался - на меде много заработал, поэтому согласился помочь. Принес и отдал 5 тысяч долларов судье лично в руки. Мне за это глава администрации участок леса под рубки дал. Я его освоил и таким образом вернул себе деньги, которые давал на строительство. Все делалось под слово, практически никаких бумаг мне никто не давал».

К слову сказать, поборы с предпринимателей под обещания - дело в наше время обычное. Однако ж просто так взять лес и дать его кому-то даже мэр таежного города не может. Пришлось действовать через краевую власть. Причем весьма хитрым способом.

В 2000 году Управление Судебного департамента при Верховном суде в Приморском крае попросило и получило разрешение на заготовку 3000 кубометров древесины.

Разрешение незаконное, так как в соответствии с федеральным законом о судебной системе орган судебной власти, коим является УСД, финансируется только из федерального бюджета и ни деньгами, ни лесом, ни другими борзыми щенками, получать вспомоществование не имеет права ни от кого, в том числе (и прежде всего) от местных и краевых властей.

Поскольку гарантом законности в Приморье в то время был губернатор Е. Наздратенко, замечать незаконность документов, исходящих от краевой администрации, было просто неприлично.

В Малиновском лесхозе Дальнереченского района для УСД были определены участки для вырубки леса и выписаны лесобилеты. Конкурс, положенный по закону, не проводился и деньги за лесобилеты не платились. УСД шел наравне с бедными родственниками - бюджетными организациями типа народного образования и культуры.

О том, как осваивались лесные деляны поясняли позднее представители УСД в судебных заседаниях. По их словам выходило, что с частными лицами - лесорубами, владеющими техникой - заключались договоры, в соответствии с которыми непосредственный заготовитель передавал часть леса на строительство Дома правосудия, а остальное оставалось заготовителю в качестве оплаты за работу.

Правда, если учесть, что большая часть заготовленного леса был ясень и дуб, не использующийся в строительстве, а 30% и вовсе были дрова, верить этим объяснениям не стоит. Не было и не могло быть этого леса на стройке. Договор с УСД изначально был фикцией. Как происходила смычка УСД и мэра Дальнереченска на лесной почве, мы не знаем, но дальнейшие события показали, что именно этот лес и был обещан и отдан фермерам в качестве оплаты за матпомощь городу Дальнереченску.

И получилась любопытная картинка из провинциальной жизни: устно с фермерами договаривался мэр, а письменно - руководство УСД. Причем бумага, которую предлагал фермерам подписать представитель судебной власти, была с изюминкой. УСД предлагало фермеру вырубить лес, который ему не принадлежал, и поставить половину этого леса для строительства муниципального здания. Взамен УСД позволяло оставить половину леса себе и предоставляло в пользование лесобилеты, полученные незаконно, как бы даже украденные у народа. А мэр, как мы помним, просто брал деньги, обещая взамен лесные деляны.

Дальше события разворачивались следующим образом. Глава Дальнереченского района А.Фтодосьев (не путать в мэром г. Дальнереченска) был весьма недоволен действиями мелких заготовителей с лесобилетами от УСД - уж очень их много. Как ни остановишь машину с лесом - УСД. И вроде уже 2000 год закончился, а машины с лесом (и лесобилетами на имя УСД) все идут и идут к китайской границе.

На одном из районных совещаний этот вопрос был поднят и написано письмо представителю Президента РФ от группы должностных лиц Дальнереченского района о том, что с лесом творятся безобразия. Поскольку в письме был упомянуто и Управление Судебного департамента, начальник этого ведомства обратился в суд г. Дальнереченска с исками к каждому подписавшему письмо и средствам массовой информации, которые это письмо опубликовали или процитировали. В исковых заявлениях он просил признать не соответствующими действительности и порочащими честь, достоинство и деловую репутацию своего управления фразу: «Все эти безобразия явно усилились после того, как лесозаготовителями района стали: ... и управление судебного департамента при Верховном суде РФ...» и просил взыскать с каждого крупную сумму денег.

Понятно, что все иски орган исполнительной судебной власти в подведомственных ему судах выиграл. Наша газета неоднократно писала об этом, интересующихся отсылаем к номерам за 2002 и 2003 годы.

Проигравшие не успокоились и стали жаловаться в судебные органы, в Верховный суд, в Судебный департамент и даже в Европейский суд. Вышестоящие товарищи вынуждены были послать из Москвы комиссии для проверки Управления. Видимо, тут-то и выяснилось, что за полученное незаконно (и успешно реализованное) разрешение на вырубку 3000 кубометров леса УСД нигде не отчиталось. Наверное, руководство Управления пыталось оправдываться выстроенным в г. Дальнереченске Домом правосудия, но на поверку оказалось, что ни леса от имени УСД в новом здании, ни денег на счету УСД от продажи этого леса нет и не было. Хотя Дом правосудия уже построен, сдан в эксплуатацию и поставлен на баланс администрации города.

Кто же оказался виноватым? Конечно же, фермеры, которые спонсировали стройку. Чтобы как-то придать своему юридическому лицу пристойный вид в глазах проверяющих и пославших их начальников, УСД подает иски в суд на Костина и других фермеров, требуя выплатить стоимость 50-то процентов заготовленной древесины. То есть требует еще раз (уже себе) деньги, которые фермеры давно отдали мэру Дальнереченска.

Естественно, что и эти иски УСД выиграло. Вот, например, что написано в одном из судебных решений. «Доводы ответчика, что по лесорубочному билету №190 заготовлена древесина, наличные деньги переданы на строительство Дома правосудия, в судебном заседании не нашли подтверждения. ...Несостоятельными суд считает ссылки ответчика на тот факт, что в присутствии свидетеля передал наличные деньги председателю Дальнереченского суда. Свидетель Коллегов А.Н. показал, что действительно в его присутствии Костин Ю.А. передал деньги, которые он, Коллегов, в свою очередь передал в администрацию г. Дальнереченска, но не в Управление Судебного департамента».

Недавно Дальнереченский суд взыскал с фермера около 100000 рублей в пользу УСД. Костин продолжает сопротивляться, несмотря на всесильность судебного ведомства. Он пытается опротестовать решение суда в надзорном порядке. Не будем предвосхищать исход этой борьбы. Не все коту масленица, будет и великий пост.

Татьяна РОМАНЕНКО


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100