Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 8 (571) от 18 февраля 2004  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Вселенная

Свеча, которая не гаснет на ветру

Маргарита ПАРХОМЕНКО

В Доме офицеров флота аншлаг. Не только яблоку упасть негде, даже вишенке втиснуться. Это не было шоу, а исповедальный разговор певицы и актрисы Елены Камбуровой со своими слушателями в едином пространстве культуры.

Елену Камбурову можно представить поющей в Храме. Ее можно помыслить на театральных подмостках всего мира, но на стадионе перед пропастью толпы я ее вообразить не могу, потому что ее искусство интимно в своей обнаженной духовности.

На Украине в тихом прелестном городке Хмельницкий родилась Елена Камбурова. Она вспоминает милый двор, где играли в разные игры и создавались тимуровские отряды. Тогда она писала письма и стихи в «Пионерскую правду» и получала серьезные ответы, хотя, как считает теперешняя Елена, стихи были очень смешные, предельно патриотического содержания («стишата»). Из ее окружения никто больше не писал стихи. Поэтому она считала себя поэтом. Все школьные сочинения также писала в стихах.

Нет у Елены воспоминаний о детских песнях, хотя поехала она в Москву поступать в музыкальное училище. Но не прошла по конкурсу. И, как Буратино, который шел в школу, а попал в кукольный театр, она поступила... в цирковое училище. Самое главное впечатление жизни, которое она вынесла оттуда: надо делать все точно. Если ты все продумываешь перед тем, как что-то сделать, чтобы у тебя летели восемь шаров, чтобы ты сделал прекрасных два кульбита, чтобы не дрогнув прошел по проволоке, ты тогда действительно все пройдешь.

«А в театре, эстраде мы не делаем и половины. Нам кажется, что мы ходим. Мы не доделываем. Мы все «чуть-чуть». А там сама профессия вынуждает делать все точно... И тогда восторг. Я должна была бы миллион раз упасть и разбиться на этой сцене... оттого, что все не точно сделано».

Елене принесли однажды кассету с песнями Новеллы Матвеевой. Она, прослушав их, заразилась новым для нее миром. И это был тот малый исток, по которому она поплыла к реке.

Песни Н. Матвеевой в ее исполнении зазвучали на радиостанции «Юность». Потом пришли песни Булата Окуджавы, но не все они были ей понятны. Слова ясны, но что за ними? И началось вхождение в другой мир, стали расступаться неясности.

Была эстрада с ее песнями добрыми и человечными, но они не соединялись с песнями на другой поэтической основе, здесь были стихи, а там тексты. И в этом разница.

«Я СТОЮ НА ТРОПЕ, ПО КОТОРОЙ МНЕ ИДТИ»
Я завтра одолею леность,
И чтоб в кармане ни гроша.
Я понаряднее оденусь,
И люди скажут: «Хороша».
И завтра дом мой обветшалый
Достроен будет сам собой.
И завтра друг мой запропавший
Придет здоровый и живой.
И неужели хватит духу
У злой Судьбы, у Бытия
Убить счастливую старуху,
Которой завтра буду я...

В критике часто Елену Камбурову называли самой «неулыбчивой» певицей. Может быть, это и так. Она выходит на сцену самой собой, отбросив подальше американскую улыбку. Может быть, ее что-то не устраивает, и она не справляется с техническими подробностями, но начинаются звуки музыки, и она входит в некий магический квадрат, вероятно, придуманный актрисой. Она ему доверяет, за него держится. Это спасение, потому что если бы этого не было, она так бы и осталась со своими неурядицами. Она «погружается» в музыку и поэзию.

«За моими плечами гениальные строчки поэтов. Их подарило им время. Это все вместе работает. А я последняя точечка в этом погружении. Это и есть религия - погружение в истину. Красота и поэзия - это и есть Истина. И суть жизни человека на Земле».

Пока Земля еще вертится,
Господи, Твоя власть,
Дай рвущемуся к власти
Навластвоваться всласть,
Дай передышку щедрому
Хоть до исхода дня.
Каину дай раскаянье
И не забудь про меня.
Я знаю, Ты все умеешь,
Я верую в мудрость Твою,
Как верит солдат убитый,
Что он проживает в раю,
Как верит каждое ухо
Тихим речам Твоим,
Как веруем мы сами,
Не ведая, что творим.

ДОРОГА В ХРАМ
Е.К.: - Есть внутренний голос, и что-то тебя тянет в Храм. Но потом ты понимаешь, что дело не только в Храме, в его стенах. Дело в том, что ты и внутри себя воздвигаешь храм, и чем дальше ты живешь, тем светлее и выше должен быть он. И ты в состоянии сделать так, чтобы он не разрушался, потому что его очень легко разрушить.

Это прекрасно, что существуют храмы, и я верю, что даже колокольный звон влияет на человеческую душу. Но более всего я верю в тот внутренний храм, который создается человеком и основой которого является его жизнь, жажда отдать другим любовь. Это и есть кирпичики Небесного здания, которое надо строить каждому человеку, для чего он и рожден на этой Земле. Присутствие этого Храма дает веру. В ситуации агрессии и невежества антикультуры можно в бессилии сложить руки. Что делать? Они победили. Но вера меня поднимает. В мире есть не только свет, на Земле много темных и страшных сил, которые на какое-то время завладевают людьми сильнее и ярче, чем добро и высота.

Жур. - Как сейчас вы ощущаете время?

Е.К.: - Сейчас очень снизился общий уровень нравственного потенциала. И мне просто неловко перед теми, кто выращивал тысячелетиями культуру, как, знаете, выращивали прекрасный сад на Земле. Вдруг приходят варвары и уничтожают возделанное. Конечно, ты можешь травинку еще посадить, но ты видишь, что при тебе все равно уничтожают этот прекрасный сад, и тебе обидно, что у тебя нет сил.

Я иногда думаю: может быть, это мне снится, и однажды проснувшись, я окажусь в совершенно другом обществе. Но нет, просыпаешься - все то же самое. И тогда уходишь в свой мир, свой храм, потому что без него вся жизнь таких людей, как я, превратилась бы в одно большое страдание и боль.

Такой вход в свой дом остро необходим. Это и есть мое сопротивление и моя борьба. Это неправда, что мы ничего не можем сделать для этого сада. Глядишь, и опять что-то посадим и слева, и справа. Но масштаб разрушительный гораздо сильнее. Когда я выхожу на сцену, общаюсь с людьми, я и их беру в себя, в свой мир, в свое пространство, и оно становится нашим.

Буду я стоять перед тем судом,
Голова в огне, а душа в дыму,
Моя Родина - мой последний дом,
Все грехи твои на себя приму.
На себя приму.
Средь стерни и роз,
Средь войн и слез,
Все грехи твои на себе я нес.
Может, жизнь моя и была смешна,
Но кому-нибудь и она нужна,
И она нужна.

«МЫ - ПТИЦЫ РУССКИЕ»
Не скрою, когда я шла на концерт, меня тревожило, а не изменилась ли Елена Камбурова? Не сдалась ли на потребу разухабистого шоу Верна ли себе, своему высокому звучанию на эстраде?

По сути Елена Камбурова, как дерзкий и упорный, хоть и хрупкий цветок, который пробуравливает своим огненным стебельком льдину на крутых ветрах многострадальной артистической карьеры с жестокими законами закулисья. Она прорвалась к своему слушателю и зрителю, желая быть понятой в радости и боли. Поэт Григорий Поженян мудро сказал: «Елена Камбурова - и вызов, и мольба, и утверждение всякого смысла жизни».

Ей неуютно в разных шоу, например, в «Большой стирке» и «Рождественских встречах» и т.д. Она - существо иного душевного строя, другой культуры. Вот и сложился ее театр Музыки и Поэзии. Помещение, правда, еще не достроено, но дух театра уже окреп как завершение длинного, мучительного и терпеливого пути его автора. За два года созданы спектакли по песням Булата Окуджавы и Юлия Кима, по произведениям Шумана и Шуберта. Здесь некое заповедное место, которое не типично в шумном мегаполисе. Сюда тянутся люди, как в свой родной дом, где свечами душ выжжена всякая нечистота, где запрет на пошлость и не пропишется вульгарность, но есть святое служение высокой поэзии и музыке, что и создает ауру нового театра Елены Камбуровой и ее единомышленников (Елены Фроловой, Андрея Крамаренко, Александра Лущий и др.).

Маргарита ПАРХОМЕНКО.

На фото: Е. Камбурова в театре Музыки и Поэзии, Москва.


Другие статьи номера в рубрике Вселенная:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100