Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 29 (540) от 17 июля 2003  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Защита прав

Сам себе инспектор

Ирина ГРЕБНЁВА

Мы уже не раз обращались к вопросу о полномочиях и деятельности Федеральной инспекции труда. Однако многие проблемы кроются не конкретно в государственном органе как таковом, а в тех людях, которые там работают.

Ставший наболевшим вопрос - нужна ли инспекция труда в её нынешнем состоянии? - можно перефразировать по иному: А способны ли те, кто служит в инспекции сегодня, защитить наши с вами трудовые права? Ведь Федеральная инспекция труда предназначена для каждого из нас. Вот обидел вас работодатель. Пожаловались. Пришел умный, добрый, справедливый, главное - совершенно независимый и знающий своё дело инспектор. Поправил начальника. Надо - выдал предписание. Надо - штрафом пригрозил, а то и наказал. Тут же вам выдали зарплату, которую не давали полгода, отменили незаконный приказ... и конфликт исчерпан. Задумано неплохо, не правда ли?

На деле же вышло ставшее уже классическим, по В.С. Черномырдину, - «хотели как лучше, а получилось - как всегда».

Восстановить, чтобы снова уволить

У нас в Приморье Государственная инспекция труда почему-то укомплектована отставными прокурорами. Во главе тоже бывший прокурор - Кожушко Сергей Васильевич. Кстати, и он пришел на смену бывшему прокурору, которая даже привлекалась к уголовной ответственности за подделку собственной трудовой книжки - дело было прекращено по амнистии.

В отличие от тех «ушлых» чиновников, наш Сергей Васильевич закон знает неважно, а то и попросту игнорирует. Иначе как объяснить тот факт, что он умудрился незаконно по сокращению штата уволить полтора десятка инспекторов труда?

Суд его, конечно же, поправил и семерых - всех, кто решился оспаривать увольнение, - на работе восстановил.

Судебные решения Сергей Васильевич не то чтобы уж вовсе не исполнил. Исполнил, но очень своеобразно - восстановил людей на какие-то мифические внештатные должности и опять уволил. Суд опять восстановил. И так четвертый год подряд: суд восстанавливает, Сергей Васильевич увольняет... (Киселева В.П. - трижды, Баширова В.А., Антонову Т.М., Кантур Н.П. - дважды... - прим. Редактора «АВ»).

Заметим, что незаконное увольнение работника - самое тяжкое правонарушение в трудовом праве. Причем - даже одного работника. И это - для простого работодателя. Наш же инспектор поставлен надзирать за всеми работодателями края...

Небезынтересно - отчего же такое упорство в незаконном увольнении подчиненных?

Свои люди

Сами уволенные называют две причины. Первая - желание окружить себя своими. Милее ему привычное прокурорское окружение. И не важно, что некоторые отставные прокуроры имеют подмоченную репутацию и с прокуратурой расстались отнюдь не по собственной воле, например тот же экс-прокурор города Владивостока, который прославился незаконным обыском у экс-мэра города, когда последнему были подброшены сфальсифицированные улики, за что и был уволен. Чтобы освободить места для своих, пришлось одних подчиненных уволить, других - понизить в должности. И все - под предлогом сокращения штата, хотя общеизвестно, что закон запрещает при сокращении принимать на работу со стороны. Не знать этого Сергей Васильевич, бывший прокурор, просто не может. Значит, уверен: закон писан не для него.

Вторая причина состоит в нежелании мириться с наличием в инспекции труда профсоюзной организации.

Ее уничтожению и посвятил Сергей Васильевич свою дальнейшую деятельность. Использовав сохранившиеся в крайпрокуратуре связи, было принято решение крайсуда о признании государственной регистрации профорганизации инспекции труда незаконной и запрете ее деятельности.

Здесь уж Верховный Суд России всех поправил: своим определением признал создание и деятельность профорганизации в инспекции законными и правомерными, после чего крайпрокуратура стыдливо отозвала свое заявление, а крайсуд дело и вовсе прекратил.

Но Сергей Васильевич смириться с подобным никак не мог. Стал разваливать профсоюз изнутри. Сам созывал профсоюзные собрания. Потребовал от подчиненных под страхом увольнения выйти из профсоюза. Большинство и вышло - из 48 членов осталось 11. Выходили организованным порядком: на созванном им собрании, один за другим. Непокорных уволил. Так что на протяжении последних четырех лет основная деятельность руководства инспекцией труда в Приморье направлена отнюдь не на контроль и надзор за законностью в трудовых отношениях на территории - все силы брошены на борьбу с собственным профсоюзом. Затрачено море времени, денег (кстати, бюджетных). Потери моральные - нравственные и физические страдания людей - измерить и вовсе невозможно. (Одного из незаконно уволенных, 45-летнего, недавно похоронили - не выдержало сердце... - прим. Редакции «АВ»).

О происходящем прекрасно осведомлены в Минтруда России и лично зам. министра труда, руководитель Федеральной государственной инспекции труда РФ Варов В.К.

Действующий в инспекции труда профсоюз буквально атаковал родное министерство письмами, жалобами, телеграммами. Допущенные Кожушко нарушения трудовых прав подчиненных они обобщили и проанализировали в обширном заключении.

Перечень нарушений занял почти 7 печатных страниц. Соответственно к ним - целый том судебных решений, незаконных приказов и прочее. Это заключение вместе с официальным требованием профсоюза о расторжении с Сергеем Васильевичем трудового договора в порядке статьи 37 КЗоТ РФ еще летом 2001 года были направлены в Минтруда.

В результате - главный инспектор и по сей день успешно командует парадом, а авторы заключения о его профнепригодности как руководителя вынуждены теперь сами в судах доказывать собственную профпригодность.

Надо сказать, что идею расправы над профсоюзом подал лично сам зам. министра труда Варов В.К. На общем собрании коллектива инспекции он во всеуслышанье заявил, что профсоюзов в своем департаменте не потерпит.

Отсюда понятна и безнаказанность Сергея Васильевича - ведь руководящие указания выполнял, пусть - топорно, но уж очень старательно. Последнее время ходят упорные слухи, что бывшего прокурора приглашают в Москву на повышение.

Вопросы без ответов

Здесь уместно вспомнить, что создавался данный орган Федеральной инспекции труда для защиты трудовых прав и свобод граждан. В свете этого - представьте в роли таких защитников подчиненных Сергея Васильевича, которые сами панически боятся увольнения. Входят и выходят дружно, гуськом, - куда и когда начальство велит. Терпеливо и безропотно сносят любые унижения, в том числе и лишение премий, надбавок по надуманным основаниям, получая за службу - крайне конфликтную - всего-то жалкие 5 тысяч рублей.

Патологический страх увольнения у некоторых подчиненных Сергея Васильевича затмевает разум и усыпляет совесть. Трудно поверить, но, по его указанию, они идут даже на вымогательство благотворительной помощи в пользу инспекции труда от руководителей проверяемых предприятий. На этот счет существуют специально заготовленные бланки с номерами счетов и подписью руководителя.

Внес работодатель благотворительный взнос - и получил отпущение грехов. Вот такая Государственная инспекция труда, выходит, беспомощная и продажная, дискредитирующая государство, ни людям, ни самому государству уж точно не нужна.

Понятно, что дрожащие подчиненные Сергея Васильевича не в состоянии отстоять ни свои, ни тем более чужие права. (К нам в газету за помощью постоянно обращаются те, кто уже побывал в инспекции труда - прим ред. «АВ»).

А между тем сам по себе такой государственный орган простым людям крайне необходим. И правомочия инспекции нужны, чтобы оперативно вмешаться и в самом зародыше погасить конфликт, предупредив и другие. Кстати, у инспекции труда, помимо оперативности, еще одно бесценное преимущество перед судом: инспектор вправе явиться на любое предприятие, встретиться с людьми, почувствовать обстановку, потребовать любые документы, сопоставив все, выявить нарушение, суд же вынужден довольствоваться лишь тем, что соизволит представить сам работодатель-ответчик, как правило, нарушитель...

К тому же конфликт, зачастую пустяковый, который квалифицированный инспектор труда в состоянии разрешить в считанные дни, а то и часы, в суде имеет свойство перерастать в многомесячную злобную тяжбу, отравляющую жизнь уже всем подряд - и виноватым, и правым...

Только широкие полномочия для защиты трудовых прав простых людей вручаться должны бескорыстным и честным людям, грамотным и высококлассным специалистам. Почему же у нас эти полномочия так часто оказываются в нечистоплотных руках?

Так что с инспекцией труда в ее нынешнем виде нужно что-то делать незамедлительно. Содержать ее и дальше за наш с вами счет противоестественно.

Ирина Гребнева, «Эж-Юрист» №24.


Другие статьи номера в рубрике Защита прав:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100