Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 25 (536) от 19 июня 2003  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Политика

Наивный терроризм

Александр ПАНАРИН

Известный политолог Александр Панарин дает прогноз: судьба поколений XXI века - это судьба людей, несущих на своих плечах бремя столетней войны, развязанной США против человечества.

Атлантизм - идеология, основанная па лидерстве США на Западе и на вере в глобальную миссию Америки как распространителя и защитника демократических ценностей. Атлантизму сопутствует принципиальное идеологическое недоверие к Востоку как питательной среде неисправимого традиционализма, авторитаризма и антидемократизма. Именно на этом основании наши «внутренние атлантисты», сгрудившиеся вокруг Ельцина, стремились, следуя американской указке, оборвать все традиционные связи России в Евразии.

Но мере того как Россия отказывалась от «имперского наследия», проявляя глухое равнодушие к бывшим советским республикам Средней Азии и Закавказья, США стали прибирать к рукам эти регионы, активно насаждая в них свое влияние. Под предлогом разрушения остатков советской империи и борьбы с рецидивами «имперской политики» РФ, американцы стали строить свою империю на постсоветском пространстве, осуществляя известный план З. Бжезинского о захвате всей Евразии.

Но здесь-то и обнаружилось, что до настоящего имперского мышления американцы не дотягивают: не хватает ни кругозора, ни великодушия. «Наивный» националистический эгоизм Америки таков, что это шокирует даже ее союзников по НАТО: американцы знают только то, что им надо, но не желают знать, а что надо другим, и на каких условиях эти другие способны на известные компромиссы.

Война в Ираке - апофеоз американской националистической бесцеремонности. США показали готовность разрушить международное право и ввергнуть мир в пучину неслыханных катаклизмов и бедствий во имя удовлетворения своих непомерных аппетитов и амбиций. Немедленным ответом народов на эту неслыханную бесцеремонность стал массовый антиамериканизм.

Он на глазах меняет геополитическую карту мира, несмотря на то, что реакция нерешительных или прямо зависимых от Америки правительств запаздывает. Во многих странах мира образовался феномен двух мировоззрений, двух противоположных политик: официозному американизму наверху противостоит массовый народный антиамериканизм, давление которого нарастает.

Мы сталкиваемся с феноменом, обещающим многозначительные сдвиги и во внешней, и во внутренней политике. Чтобы окончательно не повиснуть в воздухе, не восприниматься своими народами «пятой колонной» американского гегемонизма, многим правящим реформаторам постсоветского пространства предстоит поменять «имидж». Это касается и расклада политических сил в России: внутренним атлантистам предстоит потесниться в пользу сил, представляющих евразийскую ориентацию. «Атлантизм» реформаторов привел не только к разрушению СССР и резкому сужению геополитического влияния России на постсоветском пространстве. Он угрожал расколом самой РФ по этноконфессиональному признаку.

Не случайно наши доморощенные атлантисты так часто повторяли тезис С. Хантингтона о конфликте цивилизаций; из этого следовало, что России, как составной части христианской цивилизации, надлежит быть с Западом и решительно отвернуться от мусульманского мира. Фактически это было геополитической провокацией США против РФ: американцы хотели бы одновременно пристегнуть Россию к своей антимусульманской авантюре и добиться ее изоляции в мусульманских регионах как ближнего, так и дальнего зарубежья.

Показательна ситуация, сложившаяся вокруг Чечни. Атлантически ориентированные советники рекомендовали нашему руководству делать побольше уступок США в их новых инициативах по борьбе с «мусульманским фундаментализмом» в обмен на признание нашей политики в Чечне. Правительству РФ советовали сформировать консенсус с США на основе общей антитеррористической политики. Но в таком курсе просматривались сразу два изъяна.

Первый состоял в неосновательности надежд на американскую солидарность: США в духе привычных для себя двойных стандартов, как оказалось, готовы были различать «плохой терроризм», замешенный на антиамериканизме, и «хороший терроризм», замешенный на вражде к России и этносепаратизме. Последний США готовы были более или менее скрыто поддерживать, о чем свидетельствуют и приемы чеченских сепаратистов на полуофициальном уровне, и позиция комиссии по правам человека в Чечне.

Второй изъян был еще серьезнее. России предлагали согласиться с сомнительной идентификацией терроризма, который пропаганда США провокационно называет «мусульманским». России следовало бы с самого начала недвусмысленно указать американским партнерам, что «мусульманского» терроризма не бывает, он бывает только уголовным.

И кроме того, как было не заметить того факта, что сверхдержава, заявляющая о своем праве бомбить любую страну, президент которой ей не нравится, представляет собой более серьезный террористический фактор в мире, чем вылазки отдельных экстремистских групп или поведение малых стран - маргиналов нового мирового порядка.

Россия, недавно мужественно заявившая о готовности проводить самостоятельную политику и не идти на поводу у бесцеремонного мирового гегемона, сделала правильный вывод. Признание большинства на мировой арене и признание мусульманского меньшинства внутри страны на этом пути ей обеспечено. Итоги референдума в Чечне - многозначительный симптом этого позитивного поворота.

Чем решительнее Россия выправит свою политику в соответствиями с новыми реалиями перед лицом губительной для мира американской авантюры и найдет в себе мужество солидаризироваться с мусульманской страной, подвергшейся наглому нападению, тем быстрее пойдет процесс ее внутренней этноконфессиональной консолидации и стабилизации положения в ее мусульманских регионах.

Россия, проводящая политику атлантизма, обречена на изоляцию и деградацию.

Россия, воскресившая свою евразийскую традицию социальной, культурной и политической солидарности с народами, населяющими наш евразийский дом, способна заново консолидироваться как сильная и авторитетная держава, способна играть традиционную роль в рамках политики сдерживания старых и новых гегемонов, мечтающих о мировом господстве.

Александр ПАНАРИН.


Другие статьи номера в рубрике Политика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100