Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 5 (516) от 30 января 2003  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Политика

Так говорил Копылов

Валерий КУЦЫЙ

Прежде, чем приступить к основной части этих заметок, должен дать некоторые пояснения.
О заголовке. Он бессовестно украден мною у нехорошего немецкого философа Фридриха Ницше, который дал своей наиболее известной работе название «Так говорил Заратустра».

Только не подумайте, что я ставлю в один ряд владивостокского градоначальника и этого самого Заратустру, пророка и реформатора староиранской религии. Чужда мне и ницшеанская философия касательно сверхчеловека, пребывающего по ту сторону добра и зла. Просто предлагаемый материал полностью состоит из высказываний дорогого моему сердцу Юрия Копылова и комментариев к ним. И потом - заметки мои, как хочу, так и называю.

Теперь о том, что подвигло меня вернуться к очередному вторничному интервью, которое Юрий Михайлович дал Приморскому радио и одну выдержку из которого я уже привел в своей предыдущей публикации. А дело в том, что 19 января наш всенародно любимый мэр стал одним из персонажей телевизионной передачи Виктора Шендеровича «Бесплатный сыр». Там было три эпизода: Юрий Михайлович с гордостью говорит о своей прямой причастности к развешиванию растяжек с подхалимским текстом в отношении президента Путина; городской голова заявляет, что не допустит повышения жизненного уровня владивостокцев; он же дает указание своему телохранителю врезать «в нюх и в пятак» оператору НТВ, и при этом он произносит такое словцо, за которое любого другого могли бы посадить в кутузку на несколько суток. Как говаривали древние римляне, что дозволено Юпитеру, то не дозволено быку. Эти эпизоды из жизни замечательного человека достаточно известны, и мне захотелось ознакомить читающую публику с чем-нибудь поновее. И если я использую для этого радиопередачу двухнедельной давности, то по той лишь причине, что Юрию Михайловичу удалось перехитрить меня: он сказал, что в дальнейшем будут выступать его заместители, и в очередной вторник я не подготовил магнитофон к записи. Но об одном сообщении мэра, сделанном как раз в этом интервью, я все-таки не могу умолчать.

Юрий Михайлович сказал, что ради проверки работы общественного транспорта сам ездит в автобусах, трамваях, троллейбусах. Что ж, прецеденты имели место. Некий калиф из арабской сказки, желая узнать, как живут его подданные, переодевался и неузнанным ходил по городу. Ладно, тогда это было возможно, поскольку не существовало ни газет, которые бы тиражировали портреты властителя, ни тем более телевидения, которое показывало бы его едва ли не ежедневно. Но для меня загадка, как ухитряется оставаться неопознанным наш мэр, едущий в трамвайчике, хотя уж его-то симпатичная физиономия известна в городе, кажется, даже грудным младенцам. Может, он надевает одежду бомжа, наклеивает усы и бороду? Иначе ведь в отсутствие охраны всенародная любовь может иметь непредсказуемые последствия.

Обратимся однако к интервью, прозвучавшему в радиоэфире 14 января. Цитата первая:

«Хотел бы коротко сообщить об итогах 2002-го года, поскольку более подробно мы опубликуем это всё в газете «Приморские вести», в конце января выйдет итог по всем сферам народного хозяйства, а во второй половине февраля опубликуем, поскольку отчетность до 15 февраля по бюджету, итоги работы по бюджету, финансовые итоги. Таким образом, вы будете знать подробно, куда каждый рубль, пришедший в казну города в виде налога, ушел, на какие расходы и так далее, и так далее...»

Очень надеюсь, что наряду с прочими сведениями бесплатная газета «Приморские вести» сообщит, на какие средства она издается. Но не это главное. Пусть окончательные итоги финансовой деятельности копыловской команды будут опубликованы только в феврале, кое-что нам известно уже сейчас. Например, что поступлений в городскую казну оказалось на 470 миллионов рублей больше, чем ожидалось. Казалось бы, появилась возможность больше затратить на нужды людей. Но когда администрация обратилась в городскую Думу с просьбой скорректировать бюджет по ее расходам за девять месяцев минувшего года, выражение лиц депутатов стало таким же, как у персонажей картины Ильи Репина «Не ждали». Учреждения общего образования недополучили 115 миллионов, дошкольные учреждения - почти 38 миллионов, несчастные жилищные хозяйства - 85 миллионов, топливно-энергетический комплекс - 6 миллионов 330 тысяч, здравоохранение - 47 миллионов рублей и т.д. Надо ли пояснять, из какой тумбочки берутся деньги на все эти красоты, которыми так восхищаются придворные журналисты и наивные люди, не сознающие простой истины: ничто не возникает из ничего. Каждый фонтан, каждый метр брусчатки, по своей стоимости многократно превышающей стоимость асфальта, прямо или косвенно оплачивается населением, теми самыми людьми, которые живут в домах с протекающими крышами, негреющими батареями, неработающими лифтами, с подъездами и подвалами, где можно снимать фильмы ужасов по Хичкоку. И теми самыми «детёшами», которых, по его словам, так обожает мэр. Добавьте к этому, что содержание административно-управленческого аппарата в городе возросло на 268 процентов, и вам не нужно будет слушать сказок о том, куда пошел каждый рубль, уплаченный вами за мифический капитальный и текущий ремонт.

Так в чем же состоят достижения, о которых обещал поведать Юрий Михайлович? Вот что он говорит об этом сам:

«Сегодня более блоково, что удалось в 2002-м году. Я думаю, по-прежнему удалось (здесь длительная пауза) стабилизировать ситуацию в городе, во всех отношениях по работе инфраструктуры и между нами всеми. Живущими. Я думаю, стало больше доброго настроения, я думаю, что стало больше улыбок и вот ответных друг другу добрых пожеланий».

Зачастую градоначальник высказывается настолько «блоково», настолько глубоко закапывает свою мысль, что без экскаватора до нее и не докопаешься. Как понять - «удалось стабилизировать ситуацию между нами всеми»? Самое занятное, что стабилизирована она, оказывается, именно между живущими. А между кем же еще - между не живущими? Так между ними она стабильна по определению, есть даже такая песенка: «А на кладбище всё спокойненько...». В чем мэр, безусловно, прав, так это в том, что стало больше добрых улыбок и такого же рода ответных пожеланий друг другу. Особенно это относится к владельцам особняков в «поселке бедняков» (на Санаторной). Представляю, как они обмениваются любезностями, выходя поутру из своих хором, чтобы на поданных к воротам джипах ехать в город для проявления дальнейшей заботы о подопечном населении.

Весьма существенным представляется мне и такое высказывание:

«Ночь прошла в городе спокойно в отношении всех эксцессов, которые могли бы быть, так сказать, потому что ну народ молодой, который ломал и крушил всё то красивое построенное, как-то уже утихомирился, утихомирился правоохранительными органами, утихомирился сам по себе, видимо, в осознании, что опять же, крушить-то ведь мозгов-то много не надо, так сказать, а вот что-нибудь сделать и построить - тут надо попотеть порой и на самом деле сделать так, чтобы делать именно так. Чтобы всем было приятно, чтоб многие люди получали от этого удовольствие».

До чего глубокая идея! И немаловажно, что относится она не только к юным вандалам, а и к тем, кто постарше. Действительно, много ли ума надо, чтобы уничтожать деревья на улицах, заставляя горожан дышать не очищенным от выхлопных газов воздухом? Вот одевать город в прекрасный зеленый наряд, улучшая тем самым экологию и продлевая жизнь людям, - тут надо попотеть. Но какой в этом смысл, если славы и денег, которых с озеленения много не урвешь, хочется уже сегодня, а когда деревья подрастут, в городе будет другой мэр.

Весьма позабавило меня и сообщение о том, какую выгоду получил Владивосток от проведенного в нем форума стран Азиатско-Тихоокеанского региона:

«Я скажу, подписали 12 протоколов намерений, из них уже переросло в контракт одно пока, это Тайвань, который желает финансировать строительство канатной дороги, и если всё удачно будет получаться, то, боюсь спугнуть очередной раз, так сказать, потому что денег, собственно-то говоря, нет на строительство канатной дороги, это только продажа акций этой канатной дороги, которая сейчас осуществляется, покупайте и вы, горожане, я бы вам рекомендовал покупать, потому что это выгодное коммерческое дело, это не «МММы», не «Хопёры», не вообще фонд, который Продовольственный, так сказать, а это реально стоящее будет оборудование, реально стоящие кабины и все технологические эти процессы, связанные с канатной дорогой, покупайте лицензии, вы не проиграете. И это будет действительно доходное дело».

Как я и предсказывал, дело ограничилось протоколами о намерениях, а на них, по моему мнению, жалко даже бумаги, на которой они написаны. Единственное, что более или менее реально, это пресловутая канатная дорога, то есть голубая мечта Юрия Михайловича, с осуществлением которой вполне можно было бы десяток-другой годков повременить. А насчет выгоды вложений туда, так многие хорошо помнят, как другой деятель, обретающийся ныне в столице, очень убедительно призывал нас вступать в Приморский продовольственный благотворительный фонд. Ну да, реальное оборудование «канатки», механизмы там всякие... А если эксплуатация окажется невыгодной и предприятие обанкротится? Кому тогда эти очень специфичные механизмы понадобятся, какой дурак купит их?

Изрядная доля лукавства содержится и в таком сообщении мэра:

«Вот в этом году, 2003-ем году, я сообщаю всем горожанам, что мы все благоустроительные работы, ну за редким исключением, если что-то на дорогах там произойдет, выбоины или какие-то там катаклизмы произойдут, куда надо будет привлекать силы, но все силы, финансовый блок посвятим тому и направим туда, на производство работ, внутриквартальных работ, в придомовых территориях обустройство: детские площадки, бельевые площадки, территории, прилегающие к каждому дому, переходы, лестницы, марши, ремонт подъездов, ремонт крыш, ремонт лифтов и так далее».

Завлекательно, не правда ли? Внушает, как выражается Хрюн Моржов из телепередачи «Тушите свет». Только вот вопрос: а что, переделка Владивостока в Копыловск прекратится? И улицу Адмирала Фокина оставят в покое? И генеральная реконструкции центральной площади с мощением ее все той же брусчаткой и строительством фонтанов, о чем, захлебываясь от восторга, сообщает прокопыловская пресса, - досужие вымыслы? Или все это будет происходить бесплатно - по щучьему велению и мэрскому хотению? Как бы не так! А обещания привести в порядок внутриквартальные дороги и придомовые территории мы слышали неоднократно, только каждый раз что-то мешало эти обещания выполнить. В общем, насчет фонтанов на площади и воплощения в жизнь еще каких-нибудь фантазий Юрия Михайловича не сомневаюсь, относительно же преображения придомовых территорий и ремонта повсеместно разрушенных лестниц большой уверенности не испытываю.

Еще одна любопытная цитата из откровений градоначальника. Густо оплёвывая прежнего мэра и выражая недовольство депутатами всех уровней, Юрий Михайлович одновременно подчеркивает миролюбие и другие замечательные качества свои и своей команды:

«Не приемлем этот стиль работы, не приняли, вы заметили, что и я, и мои заместители, которые, вот я сейчас выступлю в начале вот года, а дальше будут выступать заместители по направлениям, высказывать, что, как и почём и так далее... Никто не идет на скандал. Мы не стараемся, мы наоборот стараемся разрегулировать все эти вопросы, и если даже проблема ну архисложная, архиважная и порой не зависит даже ее решение в Приморском крае, то я выезжаю на Москву, я встречаюсь и с администрацией президента, я бываю в ведомствах, которые МВД, ФСБ России и в различных министерствах и ведомствах и так далее. Мы регулируем эти вопросы и стараемся их решать».

Есть у меня замечательная книга, к которой я не раз обращался, пока не утратил возможность читать. Называется она «Словарь к пьесам А.Н. Островского». По-моему, с не меньшим интересом читался бы «Словарь к выступлениям Ю.М. Копылова». Ездит он не в Москву, а на Москву, с архисложными и архиважными проблемами вытворяет вообще что-то непонятное. Он их, видите ли, разрегулирует. Ну представьте себе наладчика, который старается не отрегулировать, а разрегулировать станок, то есть привести его в нерабочее состояние. Такого мастера в три шеи выгнали бы с любого завода. А может, Юрий Михайлович просто не умеет грамотно излагать свои мысли, может, он хотел сказать, что решает в столице какие-то вопросы? Тогда хотелось бы знать, какие именно. Например, что такое важное для Владивостока он решил в администрации президента. Или в ФСБ. А то ведь разные слухи ходят о его вояжах в Белокаменную. Сомневаться в целесообразности этих вояжей заставляет, между прочим, и то, как Юрий Михайлович понимает обязанности депутата Государственной думы:

«Что должен сделать депутат Государственной думы от города Владивостока, на мой взгляд, для города Владивостока? Один-единственный вопрос если он решит, ему можно на центральной площади ставить памятник в бронзе и, может, раза в три его ростом, так сказать, выше. В бронзе, потому что сейчас это ходовой товар, скажем так, и так далее. Это если он решит вопросы, связанные со строительством очистных сооружений для города Владивостока. Их ведь нет. Сегодня четыреста тысяч кубов воды заходит ежесуточно в город и столько же вылетает в шестьдесят девять труб, которые выпускают это в Амурский и Уссурийский заливы. Море не способно уже перерабатывать всё, что вылетает с наших, извините, горшков, унитазов, ванн и так далее».

Насколько мне известно, в Государственной думе представлены и другие города России, где дела с экологией тоже обстоят не лучшим образом (правда, массовая вырубка деревьев производится только у нас). Так что ж, пусть все депутаты, избранные в соответствующих округах, вместо работы над законами, по которым должна жить страна, займутся каждый проблемой своего города - кто дымом, вылетающим из трубы, кто - дерьмом из унитаза? Наверное, это все-таки в первую голову обязанность мэра, не вопросы же мировой политики решать ему в высоких московских инстанциях.

Что касается памятника при жизни, то, надеюсь, Виктор Черепков (а критические стрелы Юрия Михайловича направлены именно в него) на это и не рассчитывает. Памятник, если учесть количество расплодившихся вокруг теперешнего мэра подхалимов, будет сооружен как раз ему, для каковой цели уже выписан из Москвы скульптор Зураб Церетели, автор памятников Петру Великому и маршалу Жукову.

В предвыборной кампании, которую, на мой взгляд, Юрий Михайлович ведет уже не первый месяц, случаются порой курьезы и казусы. Требуя кардинального изменения состава городской Думы, мэр грозится, когда подойдет время, опубликовать собственный список кандидатов в депутаты, надо думать, близких ему по уровню и духу. Но особенно он неистовствует в отношении Черепкова. Смотрите:

«Посему я сегодня хочу сказать, что вот тот человек, кого мы будем избирать по зиме от двух городов, и к жителям города Артема обращаюсь, - должен человек быть целевой, волевой, настырный, грамотный прежде всего, не вообще с каким-то смутным и мутным образованием, и порой не поймешь, а что же все-таки он изучал в своей жизни, в чем он специалист».

Да уж, самому Юрию Михайловичу грамотности не занимать, он недавно даже кандидатскую диссертацию защитил. Ему бы еще ликвидировать некоторые лингвистические пробелы, ведь с иностранцами встречаться приходится, а некоторые из них знают русский язык. Какое же мнение у них может сложиться о владивостокцах, избравших такого мэра? И зря. Он же у нас крупный специалист, особенно в части втирания очков. Вот его доподлинные слова:

«Уважаемые жители города, вы ни рубля не платите в администрацию города, не платили, не платите и платить не будете. Вы эти деньги, которые вы платите за коммунальные дела, услуги за все остальные, платите тем организациям, которые оказывают вам услуги. Если электричество - это, извините, «Электрические сети», если тепло - то это «Тепловые сети», и жилищные органы».

Такому умению передергивать факты можно только позавидовать. На деле все коммунально-жилищные платежи, за исключением платы за электроэнергию, отопление и горячую воду, поступают именно в администрацию города и поступают к тому же не прямиком, а через некую посредническую фирму «Аргументы-Плюс», услуги которой мы тоже оплачиваем. И лишь потом часть денег из мэрии с задержками и проволочками отправляется в жилищно-эксплуатационные организации.

Я мог бы цитировать и цитировать Юрия Михайловича. Любое его высказывание не только оригинально по форме, но зачастую имеет скрытый смысл. Вместо создания и поддержки органов территориального общественного самоуправления (ТОСов) он ввел институт старших по домам. Почему? А вот:

«Тенденция в Российской Федерации - перевести всё обслуживание всего жилья на рыночные отношения, то бишь это будут оказывать частные фирмы вам услуги. А задача власти - выбрать из этих частных фирм, кто лучше будет оказывать эти услуги».

Теперь ясно? ТОСы, являясь юридическими лицами, сами вправе выбирать, с кем им лучше иметь дело. Старший по дому таким правом не обладает, и обслуживать нас будут те фирмы, которые нам навяжут чиновники. По какому принципу их будут выбирать? Я думаю, точно по такому, как и для ремонта фасадов домов, сооружения фонтанов, мощения улиц брусчаткой, то есть без всякого конкурса, без всякой открытости. Это та самая почва, на которой могут произрастать различные злоупотребления, взятки, воровство. Для понимания столь элементарной истины не обязательно даже быть кандидатом экономических наук.

Наступив на горло собственной песне, заканчиваю эти заметки. Полагаю своим долгом выразить живейшую благодарность Приморскому радио, которое так удачно заменило юмористические передачи вторничными интервью градоначальника. Предвидя, какими они станут ближе к выборам депутатов городской и Государственной думы, я ощущаю глубокое удовлетворение: вот уж когда посмеемся от души, а потом пойдем голосовать вопреки ценным указаниям Юрия Михайловича.

Валерий КУЦЫЙ.

P.S. Кроме того, я считаю, что Бакшин должен быть изгнан из Государственной телерадиокомпании.

<< вернуться в список статей

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100