Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 4 (515) от 23 января 2003  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Политика

Попался ли, который кусался?

Валерий КУЦЫЙ

Заметили ли вы, уважаемые соотечественники, что в последнее время в городе Владивостоке чрезвычайно быстрыми темпами реставрируется эпоха «одобрямса»?

Мои сверстники наверняка помнят, как в былые времена любое мероприятие, любой лозунг, любая директива, исходящая от начальства, тем более от руководства страны, тут же подвергалась всеобщему одобрению.

Разделим власть на городскую и сельскую? Одобрям! Уничтожим частный скот? А как же! Леониду Ильичу присудили Ленинскую премию в области литературы? Уря-а! Политику партии и правительства единодушно одобряем! Солженицына не читали, но единодушно осуждаем! И вообще мы все как один и все один как.

Конечно, вернуть этот идиотизм в полном объеме уже невозможно. Частично введенная у нас свобода слова позволила людям иногда высказывать собственное, а не навязанное им мнение. И все-таки «одобрям», хотя и в урезанном виде, имеет место быть, а потому хотелось бы отметить особенности, которыми он обладает в нынешнем виде.

Во-первых, он обслуживает главным образом местную правящую элиту; во-вторых, чаще всего принимает форму откровенного подхалимажа; в-третьих, те, ради кого организуются действа, для достижения успеха обязательно должны выглядеть народными радетелями и российскими патриотами.

Далеко ходить не надо, давайте вспомним, как пропагандировали у нас Евгения Наздратенко в бытность его губернатором. На экранах телевизоров он то управлял трактором, то спускался в шахту, то одаривал автомобилем лучшую доярку или вручал золотые медали выпускникам школ.

Пресса была четко поделена на враждебную, ту, которая осмеливалась критиковать первое лицо, и дружественную, которая отзывалась о нем только в превосходной степени. Критиканов истязали посредством судебных исков; приближенных ко двору журналистов из СМИ, где они выступали, осыпали милостями в виде подачек из краевой казны.

Особую роль играла передача «Губернаторский час» на бакшинском телевидении. Проводимая в жанре интервью, она, по-моему, преследовала единственную цель - показать, сколь мудр и прозорлив Евгений Иванович, как направлены на благо Приморья все его думы и чаяния, и наоборот, сколь омерзительно выглядят многочисленные враги, стремящиеся погубить край, а может быть, всю Россию.

А давайте вспомним, как с приближением последних губернаторских выборов в газете «Владивосток» из номера в номер стали публиковаться письма от имени трудовых коллективов, общественных организаций и отдельно взятых холуев. По смыслу они были похожи одно на другое, как близнецы-братья.

Их содержание я обобщил бы так: «Дорогой Евгений Иванович! Всем известно, как много вы делаете для родного края, для развития его экономики, образования и культуры, для того, чтобы не стали здесь властвовать погубители, окопавшиеся в пределах Садового Кольца. Никто не сможет заменить вас на губернаторском посту, любая замена губительно скажется на жизни Приморья. Поэтому мы умоляем вас выставить свою кандидатуру на предстоящих выборах и уверены, что она найдет самую широкую поддержку у населения».

Разумеется, Евгений Иванович и не думал отказываться от участия в выборах. Появление в газете писем такого рода были чистейшей воды агитацией и «одобрямсом», чего не заметить мог только крайизбирком во главе с Сергеем Князевым.

Однако пропаганда пропагандой, а дела делами. Приморье все больше приходило в упадок. Оно утратило лидерство на российском Дальнем Востоке, экономика его разваливалась, население нищало. Думающему человеку ясно, что немалую роль в этом сыграл пресловутый «одобрямс».

Даже самый лучший руководитель - а Евгений Иванович мне представляется далеко не лучшим - в обстановке захваливания и подобострастия теряет самокритичность, формирует команду не из самых знающих и толковых, а из самых преданных, готовых расстилаться перед ним людей. Тогда-то появляются в кабинетах подчиненных его портреты, тогда-то поет ему хвалу хор редакторов газет. Тут уж не до исправления ошибок (какие у такого гения могут быть ошибки?), тем более, если нет у тебя необходимых для крупного руководителя качеств - широты кругозора, экономических и политических знаний, объективности и терпимости к чужому мнению.

Чем все это кончилось, известно, губернатор Наздратенко получил приставку «экс», то есть бывший. Но судя по всему, это не послужило ему уроком. Да оно и понятно: человек, отравленный ядом «одобрямса», трудно расстается с уверенностью в собственной непогрешимости. Предвижу, что скоро кресло председателя Госкомрыболовства освободится. А если Евгению Ивановичу удастся пробить создание министерства, то, думаю, произойдет самое смешное - министром назначат не его, а кого-то другого.

С уходом Наздратенко многое в крае изменилось к лучшему. Более обнадеживающими стали экономические показатели, прекратился политический мордобой, губернатор Сергей Дарькин не занимается поиском врагов у себя под кроватью. Действия его, по моему мнению, не всегда безошибочны, но надо признать, что новый глава приморской администрации не стремится создать атмосферу лести и угодничества, не выпрыгивает из штанов, добиваясь, чтобы его ставили в один ряд с Муравьевым-Амурским.

Словом, хвалебные крики умолкли, и казалось, что эпоха «одобрямса» навсегда ушла в прошлое. Ан нет, ее постарался возродить владивостокский мэр и наздратенковский ставленник Юрий Копылов.

Вряд ли кто-нибудь станет оспаривать тот факт, что Юрий Михайлович изрядно не дотягивает до своего благодетеля. Пусть с эрудицией у Наздратенко дела обстоят неважнецки - то он затрудняется назвать столицу Латвии, то полагает, будто главой государства в Швеции является президент, а не король, - но говорит он все-таки на нормальном русском языке, не заставляя слушателей падать со стульев от смеха из-за явной глупости или малограмотной речи.

А вот языковые «перлы» Юрия Михайловича не раз попадали на страницы газет. Составляют они и золотой фонд моей личной фонотеки. Приведу цитату из его радиовыступления 14 января:

«Пусть сейчас начался уже вот этот ажиотаж предвыборный в Думу города. Будьте бдительны, пожалуйста. Я бы даже вам сегодня предложил: так вот в мае месяце это будет, то есть сегодня это не агитация никакая, никакие не предложения, но пронеси и помилуй избрать этих девочек и мальчиков, которые сегодня в этой Думе, на новый срок на четыре года.

Повторяю, это будет двадцать пять депутатов, а не двадцать два, и не на два года, как вот эти люди, избранные сейчас дорабатывают свои сроки сейчас в этой вот истерии, а как бы зацепиться снова на новый срок, но на четыре года. Представьте себе, если вот подобные личности останутся, то это четыре года никакой, никчемной, ненужной в городе работы и постоянно какая-то надрывная ситуация ругательно-скандательным вариантом вот таким, потому что ведь каждый должен как-то что-то работать, а работа одна заключается: создать какой-то скандал и на этом скандале засветить свою фамилию».

Тут собрано все - и невыстроенная малограмотная речь, и невыразимое презрение к тем, кого владивостокцы избрали в свой представительный орган, уже не говоря о том, что хамство называть мальчиками и девочками людей далеко не юношеского возраста. Думаете, ведущий Сергей Карабанов остановил градоначальника, попросил его вести себя более корректно, подсказал, что высказывания подобного рода и есть самая настоящая пропаганда? Да ничего подобного. Наоборот, он предупредительно помогал Юрию Михайловичу пригвождать к позорному столбу своих противников.

Время летит незаметно, не успеешь оглянуться, как подойдут выборы в городскую Думу, в Государственную, да и до борьбы за пост мэра рукой подать. И по моему мнению, Юрий Михайлович уже сейчас ведет широкую предвыборную кампанию, а большинство средств массовой информации, в первую очередь электронные, изо всех сил помогают ему в этом. Включите любую местную телестудию, кроме ТНТ, и вы непременно увидите, как он что-то кому-то вручает, что-то открывает, услышите, как он кого-то приветствует, что-то такое излагает в присущем ему своеобразном стиле.

Но ни одному тележурналисту, хотя бы тому же Олегу Паденко, не приходит в голову сказать: «Юрий Михайлович, владивостокцы давно интересуются, на какие средства вы соорудили теннисный корт с сауной во дворе дома, где живете, и построили себе хоромы на Санаторной. Избирателям также хотелось бы знать, какими принципами вы руководствовались, комплектуя свою администрацию, ответственные работники которой проходят нынче в качестве обвиняемых по уголовным делам.

Имеются любопытствующие и по поводу того, как вы ухитрялись не замечать распродажу муниципальной собственности по бросовым ценам, как, несмотря на финансовые трудности, о которых постоянно говорите, сумели накупить для мэрии зарубежные джипы, каждый из которых стоит десятки тысяч долларов».

И это еще не все вопросы, которых избегают журналисты, делающие «паблисити» славному владивостокскому градоначальнику. Ну зачем же ставить его в неловкое положение, пытаясь узнать, откуда появились деньги для увеличения средств на содержание мэрии аж на восемьдесят пять миллионов рублей. Или откуда они взялись на пропаганду светлого образа Юрия Михайловича, пропаганду такого размаха, какого не знавал ни один из его предшественников.

Поддержка печатной прессы обходится налогоплательщикам недешево; издание бесплатной газеты, которое мэр пообещал возобновить, тоже стоит будь здоров; о стоимости эфирного времени можно не говорить - о нем слагают легенды. Так за счет чего же все эти архитектурные излишества? За счет чего фонтаны, брусчатка и лесоповал? Поскольку источники финансирования держатся в секрете, мы имеем право предположить, что все делается за счет ограбления жилищно-коммунального хозяйства, реформа которого во Владивостоке свелась к выкачиванию денег из населения.

А вот еще тема из категории неудобных. Юрий Михайлович не раз публично отмечал, что в краевом центре повысилась рождаемость. Но при этом он забывает сообщить о динамике смертности, о том, как влияет на здоровье горожан пользование водой из негодного водопровода, многократно превышающая норму концентрация вредных веществ в воздухе, который очищается тем хуже, чем больше уничтожается деревьев.

Тут, правда, градоначальник придумал предлог: это, мол, деревья-убийцы, от них погибли два человека. Где, когда и за какой срок погибли, он не говорит. Может, за месяц, а может, за двадцать лет. Думай, как хочешь. В любом случае, следуя такой логике, надо ликвидировать авиацию, запретить автомобильное движение, а транспортное обслуживание полностью возложить на лошадей, ишаков и верблюдов. Скольких тогда жертв удастся избежать!

Кстати, о транспорте. Хотя Копылов и ввел платный проезд, он не купил для города ни одного трамвая и ни одного троллейбуса, зато бредовая идея канатной дороги, оказывается, не умерла. Нашелся способ обойти отказ городской Думы финансировать это чудо. Мэр сообщил, что инвестировать его строительство взялась некая тайваньская фирма.

Но сделает она это как-то странно - деньги поступят не во Владивосток, чтобы можно было расплачиваться за реально выполненные работы, а прямиком в Австрию, в фирму, которая будет их производить. Возникает недоумение: кого же инвестируют тайваньцы - город Владивосток или строителей «канатки»? И как мы будем расплачиваться с добрыми иностранными дядями?

Ведь должен же быть у них какой-то свой интерес, не очень верится, чтобы миллионы долларов были щедрым подарком нам за красивые глаза. Здесь дело ясное, что дело темное.

Полагаю, что я не вправе упустить такую маленькую детальку: Юрий Михайлович еще не отчитался за исполнение бюджета 2001-го года, а ознакомившись с расходами в 2002-м, городская Дума пришла в великое изумление. Деньги тратились по разумению мэра, словно утвержденного бюджета не существовало в природе.

Теперь градоначальник хотел, чтобы средства с одних статей, причем социально-значимых, были переброшены на другие, более близкие его сердцу. Депутаты отказались. «Попался, который кусался! - возмутились они. - Кто дал право самовольничать?»

Но это, мне кажется, уж слишком. Мало ли, на что серьезное могли понадобиться деньги, например, на командировки чиновников в Австрийские Альпы или на новое крыльцо Серого дома. А реклама светлой личности Юрия Михайловича? Никакой дурак ее за бесплатно делать не станет.

С другой стороны имеется опасение, не слишком ли легкомысленно Юрий Михайлович обходится с законом. Ведь как тебя не воспевают нанятые журналисты, как не облизывает верноподданная челядь, а нарушение бюджета - штука серьезная, способная заинтересовать многих, в том числе прокуратуру. И мы, возможно, еще узнаем, действительно ли попался и на самом ли деле тот, который кусался.

Валерий КУЦЫЙ.

P.S. Кроме того, я считаю, что Бакшин должен быть изгнан из Государственной телерадиокомпании.


Рис. М. Ерофеева.


Другие статьи номера в рубрике Политика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100