Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 19 (478) от 9 мая 2002  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Политика

Зачем чужие нам отходы, когда своих полны подводы?!

Анна Cелезнева

Чернобыльский ад развергся в канун Первомая. Через 15 лет вновь окрепший Минатом смог протащить через правительство грандиозную программу строительства АЭС в России, а через Госдуму - разрешение на ввоз отработанного ядерного топлива.

Атомщиков стали слышать в верхах слишком хорошо. Народу же активно заткнули рот, запретив всенародный референдум против ввоза ОЯТ.

26 апреля 2002 года по всей стране “Яблоко” организовало пикеты, шествия, театрализованные акции против планов Минатома, против программы ввоза в страну облученного ядерного топлива из-за границы.

На вокзальную площадь Владивостока пришли яблоковцы, депутаты, ученые, члены Владивостокского общественного комитета в защиту Пасько...

“РОССИЯне! БЕЗопасность страны можем отстОЯТь только мы сами! В день памяти Чернобыля - всероссийская акция против ввоза ядерных отходов”, “Нам не нужен новый Чернобыль! 26 апреля - день памяти Чернобыля - всероссийская акция против ввоза ядерных отходов”, “Зачем чужие нам отходы, когда своих полны подводы?!”, “Ядерные отходы - не ввози! Убьёт!”, “Россия - не отхожее место для Минатома!”, “Нам не нужен новый Чернобыль, поскольку пока ещё живём при старом” - плакаты, Обращение “Яблока”, лозунги на площади встречали людей, листовки и значки радиационной опасности раздавались пришедшим.

И каждый пришедший на площадь получал “Официальное извещение гражданину Российской Федерации: настоящим извещаем Вас, что на основании поправок в Закон “Об атомной энергии” и Закон “Об охране окружающей среды” от 11 июля 2001года: “Вы и члены Вашей семьи являетесь участниками эксперимента по выживанию в условиях повышенной радиационной опасности. Эксперимент вызван особой государственной необходимостью и проводится в целях оказания материальной поддержки Министерству РФ по атомной энергии. Согласно условиям эксперимента от Вас требуется непрерывное проживание на территории Российской Федерации в течение всей (по возможности недолгой) жизни. Затраты на проживание, питание, лечение, а также на погребение естественно выбывших испытуемых возлагаются на участников эксперимента и членов их семей. Я, гражданин РФ, добровольно соглашаюсь предоставить своё тело и душу для проведения опытов по выживанию в условиях радиационного заражения. Готов пожертвовать собой для укрепления отечественной атомной промышленности и благосостояния её руководителей. ...Не возражаю, чтобы в места моего проживания было ввезено на бессрочное хранение 20 тысяч тонн радиоактивных отходов повышенной мощности - отработанного ядерного топлива (ОЯТ), В целях чистоты эксперимента отказываюсь от получения информации о передвижении и конкретных местах захоронения топлива. Обязуюсь не обсуждать этот вопрос с остальными 147 миллионами участников эксперимента. Подпись.....”

Речей не было. Под ярким солнцем разговаривали тихо. Это в Москве демонстранты ползли в белых балахонах к Кремлю, а милиция хватала пикетчиков, громкие митинги прошли в других городах.

У нас было тихо. “Яблочники” направили, как положено по закону, уведомление властям о проведении пикета. Владивостокские городские власти, видимо, заранее испугавшись любых проявлений народного мнения, запретило - незаконно!- проведение пикета и прислало официальную запретительную бумагу и “яблочникам”, и начальнику городского УВД В. Кривошвили: “Ввиду отсутствия в г. Владивостоке проблем, указанных в уведомлении, решением главы администрации города уведомление к исполнению не принято... Прошу принять меры предупредительного характера и обеспечить охрану общественного порядка, безопасность граждан. Заместитель главы Ю.П. Данько”.

Грубо ошибаются товарищи городские начальники, утверждая “отсутствие проблем в г.Владивостоке...”. Конечно, АЭС посреди города пока строить не собираются. И эшелон с ОЯТ, возможно, отправится через всю Россию не с Владивостокского вокзала. Но...

Уже обнародованы планы строительства ТРЁХ! АЭС! в Приморье - для продажи энергии за границу и перекачки нефти по мощному нефтепроводлу, который протянут через Уссурийскую тайгу к радиоактивной бухте Чажма, где собираются строить нефтепорт на месте взрыва реактора атомной подводной лодки. Для их строительства необходимо, как минимум, значительное повышение цен на электроэнергию.

Уже опубликован план Минатома о строительстве в порту Восточном двух специальных терминалов для приёма и отправки эшелонами через Приморье отработанного ядерного топлива из стран Юго-Восточной Азии.

А Владивосток, как местные власти любят напоминать, - столица Приморья, и всегда - краевой центр, значит, всё, что касается Приморья, имеет место быть во Владивостоке. “Отсутствия проблем” этих во Владивостоке просто не может быть, проблемы касаются всех живущих в крае и его центре, в крае, заполненном атомными подводными лодками с большими проблемами утилизации радиоактивных отходов.

“...Приморский край. В 1985 году на судоремонтном заводе в Шкотово-22 при перезарядке активных зон реакторов подводной лодки произошла неуправляемая ядерная реакция. Десять человек тогда погибли, двести девяносто подверглись облучению. Радиацией было заражено побережье и акватория” (из Полезного справочника отхожих мест, “Яблоко”).

“Яблочники” – единственная партия, которая выступает за сохранение окружающей среды - среды нашего обитания, которая последовательно выступает против превращения России в мировую ядерную помойку, верит, что, объединившись, граждане способны противостоять атомному лобби. “История показывает, что вороватый чиновник и циничный лоббист оказываются бессильны против ясно выраженной воли народа”.

На этой оптимистической ноте хочется остановиться, рассказывая о пикете 26 апреля во Владивостоке и других центрах Приморья. Но - помни о Чернобыле! И знай - о новых планах власти.

Анна Селезнева, член Владивостокского общественного комитета в защиту Пасько.


Другие статьи номера в рубрике Политика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100