Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 11 (470) от 14 марта 2002  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Бюджет: затраченные суммы в десятки раз завышены

Татьяна РОМАНЕНКО

Наши деньги в бюджете всегда обезличены. Как распоряжаются ими чиновники? Возможен ли контролируемый бюджетный процесс? Можно ли формировать бюджет так, чтобы горожанин понимал и отслеживал, что происходит в городе на его налоги и какова при этом роль депутатов.

Предлагаем краткий отчет о работе круглого стола “Бюджет принят. Что дальше?”, организованного депутатами.

Вступительное слово председателя городской думы Бориса Данчина:

Бюджет 2001 года принят в марте, а 16 августа рассматривался вопрос о прохождении зимы и бюджет был нами подкорректирован. Часть денег мы перенаправили на обеспечение отопительного сезона. С 1 по 30 апреля этого года исполнительная власть должна представить в городскую думу отчет об исполнении бюджета прошлого года.

К формированию бюджета 2002 года мы приступили в сентябре. В городе собирается свыше 7 миллиардов рублей в виде налогов. Однако краевые депутаты оставляют городу всего 2.4 миллиарда рублей. Этих средств недостаточно.

Одной из задач депутатского корпуса является контроль эффективности использования муниципальной собственности, недвижимости. В России есть примеры, когда городской бюджет более чем на 20 процентов пополняется за счет использования муниципальной собственности. Во Владивостоке же собственность дает всего 4 процента. Это нас не удовлетворяет.

Председатель постоянной комиссии по бюджету Г. Зверев рассказал о принципах составления городского бюджета:

Сейчас мы стоим в начале большого пути по совершенствованию бюджетного процесса. В этом году внесли целый ряд серьезных изменений. Дополнили существующую систему отчетности. По результатам первого квартала уже можно сделать определенные выводы. Создаем систему казначейского исполнения бюджета. Это своего рода революция для Владивостока. До нас исполнение бюджета было и не казначейским, и не сметным, и не банковским, а составляло произвольную совокупность этих схем. На наш взгляд, именно в этом заключалась причина неэффективности многих расходов.

Председатель постоянной комиссии по городскому хозяйству рассказал:

Суммы на ЖКХ в бюджете затребованы космические, но администрация города до сих пор не представила ни одной программы в обеспечение этих сумм. В программах должны быть конкретные адреса, например домов, требующих ремонта, и так далее.

Депутаты уже делали некоторые проверки и, по их мнению, затраченные суммы в десятки раз завышены.

Для Владивостока проблемой является система управления ЖКХ. Сейчас это монстрообразная система с кучей советских традиций и с зачатками капитализма. Все это даже системой назвать нельзя.

Герман Зверев объяснил, что, по его мнению, значит “прозрачность бюджета: Бюджет должен в полной мере соответствовать Бюджетному Кодексу. Но, кроме того, прозрачность - это реальное ощущение горожанина, что деньги идут на жилье, на ремонт, на муниципальную школу, куда родителям не надо нести деньги на ремонт, и так далее.

Однако должен заметить, что бланк бюджета утверждается федеральным законом и никакие вольности здесь недопустимы. Мы можем, используя бюджетный кодекс, дополнить бюджет программами, в которых должны быть детально прописаны все расходы.

К сожалению, в течение последних двух лет идет централизация налоговых сборов. Боюсь, что есть тенденция к возврату централизованной системы в экономике. Эта тенденция может поставить крест на нашей самостоятельности при формировании бюджета и в контроле за ним.

Был задан вопрос: Стоит ли городской власти конкурировать с частником на хозяйственном поприще использования своей собственности? Давно известно, что власть - это самый неэффективный собственник, но самый опасный конкурент, который легко может задушить любого на своем пути. Не лучше ли всю муниципальную собственность продать, чтобы частники получали доход и платили в городскую казну налоги?

Председатель комиссии по муниципальному имуществу Разник на этот вопрос ответил так:

К сожалению, доля налогов, оставляемая в местных бюджетах, постоянно уменьшается. Происходит локализация собираемых налогов на вышестоящем уровне. У города пока есть собственность, которая может приносить доход, и мы можем покрывать таким образом затраты, которые несем в том числе и по федеральным обязательствам: помощь инвалидам, ветеранам.

Кроме того, какая разница - частное предприятие или муниципальное. В том и в другом случае управляет предприятием нанятый менеджер. Вопрос в контроле за этим менеджером.

Отчет подготовила Татьяна РОМАНЕНКО


От редакции: По нашему мнению, разница между частным собственником и властью-собственником есть. Первый рискует своим добром и поэтому контролирует своих менеджеров куда ответственнее, чем власть, для которой муниципальная собственность все же народная, а не своя.


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100