Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 5 (464) от 31 января 2002  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Вселенная

Оксана Корниевская: “Чем выше планка...”

Беседовала Алла Дробот

Интервью с Призёром ХI Международного конкурса им. П.И. Чайковского и лауреатом международного конкурса в Италии - Оксаной Корниевской

Накануне нового 2002 года владивостокская певица Оксана Корниевская съездила в Италию и... стала лауреатом международного конкурса вокалистов им. Умберто Джордано в городе Фоджа. Это одновременно и сенсация, и закономерность. Сенсация, потому что впервые администрация Приморского края взяла на себя заботу о поездке певицы в Европу и тем самым внесла серьезный вклад в развитие далеко не только местной, но и отечественной, и даже мировой культуры. Закономерность, потому что это не выигрыш в казино и не покупка красивой вещи в магазине, а труд и талант одной-единственной личности - Оксаны Корниевской. Этот феномен можно сравнить с драгоценным алмазом. Вот, он есть. И к нашей радости и гордости - во Владивостоке. Но в отличие от просто камня, этот алмаз живой и неустанно обрабатывает свои прекрасные грани. То есть главное чудо - это сама Оксана. Но просто так чудес, как известно, не бывает. Она родилась в музыкальной семье, ей повезло с педагогами, а триумфальный путь в Италию уже проложил “владивостокский Карузо” - Эдуард Семёнов. Оставалось только принять эстафету... Об этом и шёл наш разговор с теперь уже знаменитой певицей в офисе праздничного агентства “Матис”.

А.Д. – Говорят, что именно украинские голоса - как у Вас - славятся своей природной расположенностью к итальянскому искусству бельканто. Вы это почувствовали в Италии?

О.К. – Я почувствовала другое: благодаря нашей провинциальной “замороженности” и замкнутости у нас эти традиции как раз и сохраняются, а в Европе они словно бы теряют свою силу, “размываются” в пестром потоке массовой культуры и чужеродных влияний. Приехав в Италию, я поняла, что мы, оказывается, даже открываем миру какие-то новые грани классического вокального искусства.

А.Д. – Это парадокс, и надо ли его понимать так, что “мамонт” бельканто сохранился в “мерзлоте” Дальнего Востока?

О.К. – На самом деле среди итальянцев сейчас очень мало хорошо поющих исполнителей. Возможно, развитие западноевропейской культуры пошло в какую-то иную сторону от великих классических традиций. А у нас в России это все, наоборот, возрождается. Ведь был же у нас золотой век Чайковского, затем был взлет советского искусства, и сейчас - открываются новые перспективы. А вообще, я чувствовала себя в Италии, как героиня известного фильма “Приходите завтра” - Фрося Бурлакова, которая собралась покорять мир, не зная языка, не имея известности и связей. Но кроме шуток, глубинка всегда рождала таланты, яркие природные возможности, которым нужно дать правильное направление. Мне повезло в этом смысле с педагогами. Валентина Николаевна Рубан услышала во мне эти возможности и увидела тот камушек, где можно обработать грани так, чтобы он засверкал.

А.Д. – В какой-то степени Вы считаете Ваш успех на конкурсе везением?

О.К. – Конечно, ведь я попала в нужное место и в нужное время. В этом, по-моему, секрет успеха. Кроме того, моя вокальная карьера совпадает с таким удачным периодом, когда в нашей стране что-то позитивно меняется, улучшается отношение к искусству, его вновь начинают понимать, ценить и поддерживать. Если говорить о моей поездке, то она казалась мне с финансовой стороны нереальной. Ведь чтобы съездить в Европу, не умереть с голода и где-то найти пристанище, нужно было собрать минимум три тысячи долларов. В последний момент эта сумма появилась, в последний момент мне открыли визу. И у меня было ощущение, что мной руководят какие-то высшие силы, что я ими направляема и ведома к этому успеху в Италии.

А в краевом управлении культуры мне просто сказали, что моя поездка на этот конкурс вошла в историю. Раньше никто даже не подходил с такими предложениями и просьб не возникало. И вот впервые управление культуры в лице Виталия Хрипченко и Ларисы Белобровой профинансировало половину всей поездки. Остальные деньги внесло агентство “Матис” и мой продюсер Светлана Светлая, а также один меценат, который не хочет, чтобы было названо его имя. Во всем этом я вижу доброе начало каких-то перемен. Да ведь и новый год как раз начался!

А.Д. – Сколько времени Вы провели в Италии?

О.К. – Я была там с 15 по 29 декабря. Конкурс проводился в городе, где родился композитор Умберто Джордано. Там есть театр его имени и памятник. А сам город Фоджа находится по другую сторону полуострова от Неаполя, то есть ближе к югу. Из Рима до него ехать поездом четыре часа. Кроме города Фоджа я побывала в Риме. И здесь произошли почти сверхъестественные события. Я случайно попала на концерт Мстислава Ростроповича - он дирижировал симфоническим оркестром. Я сказала себе: где Ростропович, там и Вишневская. И когда я пришла на концерт, то увидела ее в зале. Я поняла, что опять-таки попала в нужное время и в нужное место. Когда бы я еще увидела этих легендарных музыкантов, да еще в Риме? Поэтому после концерта я подошла к Галине Вишневской, которой уже исполнилось 75 лет, побеседовала с ней, сфотографировалась. Она была очень удивлена, что певица из Владивостока стала лауреатом конкурса в Италии. И сказала мне, что весной открывает в Москве свою школу - мастер-класс.

А.Д. – Может быть, пройдя обучение в этой школе Вы станете носительницей традиций Вишневской на Дальнем Востоке?

О.К. – Кто знает, главное - попасть туда, ведь желающих будет много. Но попасть надо, потому что общение с этой легендарной личностью, ее профессиональные советы - такое бывает раз в жизни.

А.Д. – Вы занимаетесь педагогической деятельностью?

О.К. – Да, я педагог Дальневосточной академии искусств. Но сейчас нахожусь в декретном отпуске и хочу в нем еще побыть, потому что при педагогической работе на себя времени не остается. Сейчас я работаю на себя: репертуар, поездки, концерты, встречи.

А.Д. – Странное стечение обстоятельств, что Вы и Эдуард Семенов - теперь наши итальянские лауреаты - учились у тех же педагогов: В.Н. Рубан и В.В. Воронина.

О.К. – Есть еще большая странность. На конкурсе вместе со мной из России была одна московская певица и Анна Савина из Якутии, солистка оперного театра. Так вот, она - тоже выпускница В.Н. Рубан. Таким образом, на конкурсе в Италии выступали из трех российских певиц две - студентки Рубан!

Мне повезло с педагогом. Каждый педагог слышит по-своему. Один может меня услышать как сопрано, другой - как контральто.

А.Д. – А какой у Вас голос на самом деле?

О.К. – Контральтовое сопрано с тесситурой от соль малой октавы до соль второй октавы, а верхняя нота - си. То есть это три с лишним октавы. Вокальный педагог - особая редкость. Нужно, чтобы студент и педагог слышали одинаково, чтобы у них был внутренний комфорт, взаимопонимание и доверие. Это очень сложное сочетание. И главное, например, в методике В.Н. Рубан - не испортить голос, направить в нужное русло.

А.Д. – У вашего отца, известного певца и педагога Александра Виссарионовича Корниевского, учились, наверное, в нашем городе все музыканты. Ведь Вы не могли не унаследовать его школу?

О.К. – Отец учился в Киевской консерватории и в Германии после войны. Наверняка во мне было что-то заложено. Кроме того, моя мама всю жизнь поет. Они и познакомились, между прочим, в вокальном кружке, который папа вел. Но самое интересное то, что когда в моей жизни происходит что-то значительное, отец мне снится и я с ним как бы советуюсь. Я думаю, что отец в какой-то мере продолжает управлять моей судьбой.

А.Д. – А как Вы, кстати, узнали о конкурсе?

О.К. – Мне давно о нем говорил Эдуард Семенов, он и сам в нем участвовал. То есть, это был с нашей точки зрения личным опытом проверенный конкурс как “честный”. Да, бывают и “нечестные” конкурсы, когда чем выше призовой фонд, тем больше корыстно в этом заинтересованных членов жюри. Но этот конкурс оправдал ожидания. Председателю жюри, меццо-сопрано мировой величины - Флоренцо Косотто - понравился мой голос, манера пения и мой репертуар. Интуиция подсказала мне взять для второго тура каватину Арзаче из оперы Россини “Семирамида”, очень редко исполняемую. Но я решила: чем выше планка, тем, как говорится, выше прыгнешь. На данный момент для себя я выбрала произведение наивысшей сложности. И не ошиблась. Благодаря этому я попала в третий тур и стала лауреатом. А дирижер, который был на конкурсе, Леонардо Куардини, подошел ко мне и спросил: “Вы знаете Эдуарда Семенова?” Ответ был однозначным. И дирижер пригласил меня петь вместе с Эдуардом с его оркестром. Таким образом, мои творческие пути с Эдуардом вновь перекликаются.

А.Д. – Какова роль оперного искусства в развитии культуры людей, чей вкус сейчас испорчен телевидением и радио?

О.К. – То, что звучит по радио и телевидению - просто вредно. Я чаще всего это выключаю. Есть вредная и невредная музыка. И меня радует, что на своих концертах каждый раз я вижу больше молодежи. Люди стали понимать разницу между живой и бессмертной классикой, с одной стороны, и дешевой эстрадой, с другой. Эстраду петь легко - технические приспособления все за тебя сделают, даже если у тебя нет голоса и слуха. А оперное искусство - это высшая точка развития человеческого голоса и духовности. Чтобы заполнить зал собой, для этого надо много лет учиться и ежедневно работать.

А.Д. – И быть личностью.

О.К. – Спасибо.


Комментарий продюсера Светланы Светлой, исполнительного директора агентства “Матис”

На мой взгляд, важным толчком к итальянской победе Оксаны явилось и участие в международном конкурсе в Бельгии, проходившем в сентябре 2001 года. Именно с этого момента началось наше с ней тесное сотрудничество. Впервые я услышала Оксану в Находке летом прошлого года и сразу сказала ей: “Что ты здесь делаешь? Тебе надо выступать за границей!” Оксана ответила: “Я хотела бы поехать на конкурс в Бельгию, но...” Финансовую сторону вопроса я взяла на себя, тем более, что у меня уже был опыт продвижения земляков за границей. Например, не так давно я организовала участие модельера Зои Липатниковой на конкурсе в Париже, где она получила третье место. Поэтому, после атмосферы Лувра, где проходил этот конкурс, я смотрела на Оксану уже другими глазами. Я видела ее международный успех. И ее участие в бельгийском конкурсе дало ей богатый опыт, кроме того, она стала известной среди членов жюри, которые так высоко оценили ее дарование.

Я уверена, что Владивосток - это своеобразный Клондайк талантов. Их нужно уметь видеть и вовремя поддерживать. И не пора ли нам возродить “Русские сезоны” в Париже, как это делал в начале века знаменитый Дягилев? Во всяком случае, “наших в Париже” примут на ура.

Беседовала Алла Дробот.


Другие статьи номера в рубрике Вселенная:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100