Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 4 (463) от 24 января 2002  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Политика

Будут ли зайчики ездить в трамвайчике?

Валерий КУЦЫЙ

В детстве я очень любил замечательные стихи Корнея Чуковского. Многое из них запомнилось на всю жизнь.

Например, вот это:

“Ехали медведи
На велосипеде,
А за ними кот
Задом наперед,
А за ним комарики
На воздушном шарике,
А за ними раки
На хромой собаке,
Волки - на кобыле,
Львы - в автомобиле,
Зайчики - в трамвайчике,
Жаба - на метле.
Едут и смеются,
Пряники жуют”.

Заметьте, среди средств передвижения, перечисленных в поэме “Тараканище”, назван и трамвай. Видимо, Корней Иванович, в отличие от владивостокского градоначальника Копылова, придавал немалое значение этому виду транспорта. Если же исходить из широковещательного копыловского заявления, сделанного по Приморскому радио 8 января, то в скором времени не то что зайчикам с их пряниками - даже людям в краевом центре предстоит горестное расставание с любимым трамвайчиком. То, что Юрий Михайлович является ярым его противником, ясно уже и кобыле, на которой ехали волки.

Подкоп под трамвай городской голова ведет уже давно. Аргументы приводились разные. Но главный из них до сих пор состоял в том, что именно трамвай является виновником уличных пробок, так, может быть, лучше обходиться без него. И вот Серый дом объявляет: трамвайное движение по 4-му и 5-му маршрутам прекращается. Делается это в порядке эксперимента и всего лишь на один месяц. Обслуживать пассажиров будут только автобусы, а там посмотрим, что из этого произойдет.

Что произошло, хорошо известно. Владельцам автомобилей, может, и стало немножко комфортней, но тем, кто собственных транспортных средств не имеет (а таких, как ни крути, подавляющее большинство), радости от эксперимента было маловато. При нынешнем уровне жизни далеко не каждому по карману платить за проезд в коммерческих автобусах, да и самих-то автобусов оказалось недостаточно. Скапливаясь на остановках, люди обменивались мнениями о городской администрации и ее главе в таких выражениях, которые я не решаюсь здесь приводить в интересах общественной нравственности.

Но вот месяц истек, пора было подытоживать результаты эксперимента. Однако ничего такого мы не услышали. А трамваев на Светланской как не было, так и нет. Молчание отцов города на сей счет затягивалось до неприличия, и наконец, как уже говорилось, 8 января господин Копылов решил просветить горожан. Теперь оказывается, что дело вовсе не в пробках, просто в муниципальной казне нет денег на бесплатный транспорт и никто их Юрию Михайловичу не дает. Наоборот, все его, бедного, обижают, как злая мачеха несчастную падчерицу.

Теперь, надо полагать, из сочувствия к градоначальнику любители кататься на халяву в бесплатных трамваях откажутся от этой дурной привычки. Можно себе также представить, с каким энтузиазмом было встречено сообщение Юрия Михайловича, что если ситуация не изменится, то он не только ликвидирует оставшиеся трамвайные маршруты, но и прекратит движение троллейбусов. Правда, наряду со всенародным ликованием по этому поводу, возникают некоторые вопросы.

Хорошо, согласимся, что у Копылова денег на бесплатный муниципальный транспорт нет. Но тогда позволительно спросить: откуда они брались у Виктора Черепкова в бытность его мэром? Ему их что, губернатор Наздратенко давал?

Как известно, все обстояло наоборот. Отношение краевых властей к черепковской команде было самым враждебным - по иному не скажешь. А она и развязки строила, и пособие малоимущим выплачивала, и средства на бесплатный проезд где-то находила. Может быть, это потому, что воровства было меньше, имеющиеся деньги расходовались более разумно и не разбазаривалась муниципальная собственность? В этой связи хочу изложить свой сугубо личный взгляд на положение вещей.

Разумеется, не без того, чтобы встречались кристально честные государственные и муниципальные служащие. Однако в целом, российское чиновничество мало изменилось со времен Гоголя и Салтыкова-Щедрина. Чиновник, который отказывается принимать мзду за свои услуги, становится у нас такой же редкостью, как человек, имеющий два носа или четыре уха. Мне смешно, когда говорят: надо повысить зарплату служащим, и тогда исчезнет коррупция. Никуда она, родимая, не денется. Просто высокооплачиваемый чиновник брать и воровать будет по крупному, не размениваясь на мелочи.

Чтобы доказать это, не надо даже приводить в качестве примера известнейший факт о невероятном мздоимстве Александра Даниловича Меньшикова - одного из богатейших людей России и любимца царя Петра. Да разве в последние годы, когда общество стало более открытым, нежели в прежние времена, до нас не доходят сообщения то об одном, то о другом проворовавшемся важном государственном деятеле?

У них что, на хлеб не хватало или за квартиру нечем было заплатить? Так что дело не размерах зарплаты, а в подходе к проблеме. Точный же подход известен с давних времен: если хочешь понять, почему это сделано - ищи, кому это выгодно. Вот и давайте рассуждать в таком разрезе.

Бесплатный городской общественный транспорт выгоден только малоимущей части населения. Состоятельные люди им вообще не пользуются или пользуются крайне редко. Чиновнику же интересы бедняков вообще до лампочки. Ему важно другое - что он может поиметь с бесплатного трамвая, троллейбуса или автобуса? Ровным счетом ничего. А расходы на их содержание и эксплуатацию, действительно, немалые.

И вместо того, чтобы положить в карман лишний миллион, приходится тратить его на дармовые поездки этих обнаглевших зайчиков в бесплатных трамвайчиках. Может, им еще и пряники бесплатные давать, чтобы веселей ездилось?

Совсем другой коленкор - коммерческие автобусы. Конечно, если городская казна и получает что-либо от них, то сущие крохи. Ибо налог с их владельцев берется в соответствии с доходами по числу проданных билетов. А где же вы видели, чтобы водители выдавали эти билеты пассажирам?

Зато для чиновников тут сущее Эльдорадо. Надо быть круглым дураком, чтобы не озолотиться и за счет того, что контролирующие организации не замечают наглых махинаций с билетами и не отбирают у автобусных боссов лицензию, и за счет упразднения бесплатного муниципального транспорта, благодаря чему эти боссы становятся монополистами. Ну не будешь же, в самом деле, ездить на хромой собаке или на метле. Вот и выкладывай последние рубли, которыми владелец автобуса - хочет он того или не хочет - поделится с чиновником. Все простенько и со вкусом.

Таковы мои предположения. Никого конкретно ни в чем не хочу обвинить. Допускаю даже, что владивостокская администрация сплошь состоит из праведников. Но для меня аксиома то, что ликвидация бесплатного общественного транспорта с одной стороны больно ударит по многим владивостокцам, а с другой - создаст идеальные условия для коррупции в этой области.

В заключение хочу спросить у читателей: как вы думаете, на что лучше тратить деньги из городской кассы - на бесплатный трамвай и троллейбус или на издание бесплатной газеты “Приморские вести”?

Валерий КУЦЫЙ.

Р.S. Кроме того, я считаю, что Бакшин должен быть изгнан из государственной телерадиокомпании.
В.К.


Другие статьи номера в рубрике Политика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100