Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 58 (458) от 20 декабря 2001  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Вселенная

От преступника к праведнику

Ирина ГРЕБНЕВА

Александр Васильевич Якушенко - не просто проповедник. Он работает с заключенными в местах лишения свободы. Александр Васильевич любезно согласился ответить на наши вопросы.

- Почему Вы занялись этой деятельностью, почему в колониях?

- Я отбывал срок в колонии усиленного режима 7 лет. Там пережил встречу с Богом. У меня были три судимости, последняя - наиболее тяжкая, вооружённое ограбление. Но получив в руки библию, три года её читал. И Бог простил меня, а после этого пришло помилование и от Президента. В 1995 году освободился и сразу занялся миссионерской деятельностью в местах лишения свободы.

- Как Вам удалось убедить администрацию, что Вы уже проповедник, а не арестант?

- Я сказал им: судите меня по делам моим. Я не делаю это ради чиновников или ради себя, я делаю это ради людей, которые имеют в этом нужду, как и я раньше. Моя миссия спасения - межконфессиональная работа. Моя цель - помогать осужденным. Эта работа не может заключаться лишь в проповедях. Здесь необходима ещё и конкретная помощь. Что пользы говорить, если не дать ничего страждущим. Положение в местах заключения ужасное, особенно в женских колониях. Там даже нет средств гигиены.

- С кем Вы там бываете? И от какой церкви Вы сами действуете?

- Что касается меня, я служу церкви “Живая вера” города Владивостока. С нами ездят представители разных церквей Дальнего Востока. Мы сотрудничаем со всеми церквями.

- И с православными тоже?

- Нет, с ними я не пересекался.

- Нам пишут много арестованных о том, что их бьют, унижают в зоне, даже инвалидами могут сделать. Вы занимаетесь этими вопросами?

- Нет! Ни в коем случае! Если ты в зоне бунтуешь, за это тебя и бьют там. Я сам когда-то теми же методами боролся за справедливость. Но если я даже был прав, что толку в этом? Не тыкать в недостатки, а всеми силами помочь - вот моя задача.

- Тогда какими методами Вы действуете?

- На Ваш вопрос хочется ответить словами из Библии: ”Всякая душа, да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога” (Послание римлянам, 13 глава, 1-8 стих) Однажды я представился менеджером миссии “Евровизион” (каким и был на самом деле) помощнику мэра Благовещенска, и тут же получил аудиенцию. Меня встретили сразу несколько ответственных лиц из администрации города, которым я рассказал начистоту свою историю и о цели своего визита. Они были поражены тем, что пришёл бывший преступник, который некогда принёс городу много проблем. Заместитель мэра господин Шебельский сказал: “В наших средствах массовой информации идёт только негатив о положении наших арестантов, как 18 человек сидят на одной койке. Давайте покажем, как выйти из этого положения! Что Вы сидите? Записывайте!”

- Вам удалось что-то сделать в тот раз?

- Да! Это было в конце лета 1996 года. Мы добились разрешения провести крещение, и привезли много подарков для заключенных. Благодаря той миссии в тюрьму поступило усиленное питание от предпринимателей и властей. Но самое главное даже не помощь материальная, а то, что мы принесли духовное начало к ним, евангелие от Бога.

- Сколько Вы покрестили тогда людей?

- Пятнадцать человек. Но это были лишь первые ласточки. Мы крестили там неоднократно, наша миссия бывает там регулярно и теперь.

- Нет ли у Вас постоянных духовных наставников в местах заключения, к которым осуждённые могли бы обратиться в любой момент?

- Это моя мечта. У меня в Анкоридже есть друг Мик, который ходит в тюрьму ежедневно, он капеллан там.

- Были ли случаи, когда к нему заключенные отнеслись агрессивно, нападали или угрожали?

- Нет, никогда. Люди искали только помощи от него. Он часто бывал и у нас в крае, посещал наши колонии вместе со мной. Он привозил тетради в женскую колонию для общеобразовательной школы. Очень весёлый парень, и с юмором у него всё в порядке.

- А как Вы читаете проповеди заключённым? Они не сохнут от Ваших нравоучений, не протестуют?

- Я стараюсь донести до людей не свод правил и обрядов, не сухую догму религии, а настоящую веру в самом лучшем смысле этих слов. Веру, которая может поднять человека.. Многие из них сломались, уже не верят в то, что они могут состояться как люди, как мужья, как отцы. Когда я сидел в колонии, я бунтовал против всего, постоянно сидел в изоляторах или карцерах, где только бетон и железо. Я оставил там большую часть своего здоровья. Врачи сделали заключение, что у меня бесплодие. Это сильно давило на меня. Думаю, что это оказалось одним из факторов, которые повлияли на моё обращение к Богу. В библии я прочитал такие слова: “Благословлю тебя и плод чрева твоего”.

- А когда Вы покрестились?

- В колонии я бегал за замполитом, всё просил разрешения покреститься и в конце концов добился своего. Меня вывезли под конвоем к реке, где приезжий пастор церкви города Тында Сергей Демчик крестил нас в проруби. А после выхода на свободу я сразу пришёл в церковь “Благая весть”, где поведал пастору о своей болезни. Он сказал мне одно, но самое важное: “Верь!”. Мы помолились вместе с ним. Вскоре я женился, а когда жена забеременела, долго не мог поверить, не мог уснуть всю ночь. У меня родился сын. Для меня это настоящее чудо. Я знаю твердо, что этого сына, как и второго (а теперь мы ждём уже третьего ребёнка) мне дал Бог.

- Верят ли Вам заключенные, когда Вы рассказываете им о Боге?

- Одно дело, когда к ним приходит потомственный и благополучный священник, с вполне благополучным прошлым, про которого они вполне могут сказать: “Этому повезло в жизни, он никогда не был в нашей шкуре”. Совсем другое дело, когда приходит такой же, как они, который отсидел много лет на нарах и сам загибался и пропадал. Но Бог изменил мою жизнь, и у них перед глазами пример, что их жизнь также может измениться. Это вселяет огромную надежду.

- Вера вселяет надежду, или это одно и то же - вера и надежда?

- Допустим, я надеюсь, что духовное пробуждение когда-нибудь придёт в наш город. Совсем другое, когда я говорю: “Я верю, что духовное пробуждение придёт!” Вера несёт за собой ответственность. Когда человек верит, ему нужны шаги, чтобы подтвердить свою веру. “Вера без дел мертва” - говорит библия.

- У вас в семье нет никого верующих?

- Мой прадед Никодим был православным священником. Но его сыновья, мои деды, уже не верили в Бога, и их дети тоже. Так что я первый из его трёх поколений, кто уверовал. Теперь в нашей огромной родне уже 30 человек ходят в церковь. Своего третьего сына хочу назвать Никодимом в честь прадеда. Я очень сильно молюсь за своих мать и отца.

- Почему?

- Они пока не ходят в церковь.

- Но разве это значит, что они неверующие?

- Нет. Многие говорят, что они верующие только потому, что они ходят церковь. Я отвечаю на это: если я зашёл в гараж, это не значит, что я машина. Так что если я хожу в церковь, это не значит, что я христианин. О нашей вере говорят наши дела. Но всё же ходить в церковь надо обязательно.

- Всегда ли Вы проходите к своим подопечным беспрепятственно?

- Хороший вопрос. К сожалению, нет. И на это есть разные причины. Иногда приходится часами стоять возле колонии, имея при себе разрешение от начальника ГУИН (управление исполнения наказания) Иноземцева B.C. Некоторые колонии не пускают нас даже с этим разрешением. Например, колония ИК48, пос. Заводской. Там у нас есть группа верующих, мы сделали там молитвенную комнату, в которую вкладывали свои средства. Но на сегодня из этой комнаты замполит Гадоба сделал музыкальную комнату. Верующих не пускают туда молиться. Более того, мы сами не можем туда попасть. У них находится на это множество причин. В этой колонии собраны больные туберкулёзом, и мы хотели бы помочь им подправить здоровье. Нашли спонсоров, чтобы купить 20 дойных коров для колонии. Мы даже получили от руководства колонии гарантии, что это стадо будет сохранено и использовано по назначению. Однако из-за того, что нас так и не пускают в колонию, нет никакой возможности осуществить этот проект.

Хотелось бы, чтобы замполиты колоний не прятались от нас, мы же приходим для того, чтобы помочь их работе.

- Но есть, наверное, и положительные примеры?

- Хочется привести в пример начальника соседней колонии Воронко, который раньше руководил именно ИК48. Это он предоставил нам помещение для молитвенной комнаты, позволил оборудовать её. Он свободно пропускает нас и в ту колонию, которой руководит сегодня. Пользуясь случаем, хочу выразить огромную благодарность и ему, и всем другим руководителям колоний, которые сотрудничают с нами, открывают заключенным двери для Слова Божьего. Но особенная благодарность начальнику управления генерал-майору Иноземцеву Валерию Степановичу. Его подпись позволила нам начать и вести работу в колониях и тюрьмах Приморского края. На сегодня у нас есть несколько проектов для помощи осужденным. В их осуществлении нам помогает заместитель по воспитательной работе Малеванник Сергей Петрович.

- Какие задачи Вы ставите перед собой в работе с заключенными?

- На ближайшее будущее - собрать конференцию совместно с управлением - ГУИН. Собрать всех представителей различных конфессий, которые посещают колонии или хотели бы посещать. Спланировать нашу совместную дальнейшую работу. А максимум -в каждой колонии иметь здоровую растущую церковь, которая могла бы положительно влиять на судьбы оступившихся людей, ставить их не только на путь исправления, но и помочь им состояться, полностью изменить свою жизнь.

Я от всего сердца благодарю Александра Якушенко за это интервью и надеюсь не раз ещё встретиться с ним на страницах нашей газеты. А что думаете вы, дорогой читатель, о его деятельности? Какие вопросы хотели бы ему задать?

Ирина ГРЕБНЕВА.


Другие статьи номера в рубрике Вселенная:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100