Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 55 (453) от 29 ноября 2001  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Политика

Занимательная математика

Валерий КУЦЫЙ

Заканчивающийся ноябрь был не менее богат слухами, чем наш дворовой пес Дик - блохами. Особенно это касается предстоящих выборов в Законодательное Собрание Приморского края.

Молва упорно разносит информацию о том, что некоторые кандидаты из числа господ чиновников и здесь действуют теми же методами, которыми они привыкли управлять в своих вотчинах. Впрочем, ничего нового тут нет: и давление на подчиненные бюджетные организации, и поиск подходов к председателям избирательных комиссий, и подкуп избирателей в виде застолий и раздач конвертов с некими хрустящими бумажками, - все это давно стало у нас обыденным явлением, которого в упор не видят те, кому по долгу службы положено видеть.

Наверное, вам, уважаемые читатели, до зубовного скрежета надоели жаркие схватки на предвыборном ристалище, суть которых сводится к аргументам известного рода: “Дурак!” - “Сам дурак!”, “Ворюга!” - “От такого слышу!”, “Козел!” - “А за козла ответишь!” И вот, идя навстречу пожеланиям трудящихся, я решил поставить губительный для фельетониста эксперимент - до предела насытить эти заметки цифрами, сопроводив их, разумеется, соответствующими комментариями. Пусть будет не очень смешно, а в отдельных случаях где-то даже грустновато, зато появляется возможность убедиться, что дважды два не всегда равно четырем, и вообще математические законы действуют в Приморском крае ничуть не лучше, чем юридические. А главное, это поможет читателю оценить деятельность краевого Законодательного Собрания и решить, насколько оправдал его надежды депутат, за которого он голосовал на прошлых выборах. Давайте же именно с этих позиций взглянем на бюджет Приморского края, по которому мы без особых радостей доживаем нынешний год.

Сколько на протяжении четырех лет мы слышали ярких высказываний о прозрачности бюджета! И он действительно должен быть прозрачным, как хорошая водка в хрустальном графине, но ни в коем случае не походить на ту желтоватую жидкость, которая течет из кранов в квартирах многих приморцев. Кому же не известно, что как раз в мутной водичке любят ловить рыбку чиновные владельцы коттеджей в “поселке бедняков” на станции Санаторной.

А как, например, выглядит статья бюджета, касающаяся расходов на обслуживание и погашение долгов края? Здесь вы не найдете указания, каким конкретно банкам, сколько и за что мы задолжали, а следовательно, есть простор для фантазий. И уж нигде в бюджете не просматривается сумма, которую налогоплательщики выкладывают на содержание губернатора. Может быть, миллион, а может быть, десять или даже двадцать, - поскольку цифры нет, все, видимо, зависит от аппетита первого лица.

Не знаю, как там главы других регионов, но чтобы построить себе такой дом, как построил наш экс-губернатор Евгений Наздратенко, аппетитом надо обладать отменным. Можно было бы еще приводить примеры в доказательство того, что главный финансовый документ края, вроде бы формально отвечающий предъявляемым требованиям, на деле словно специально приспособлен из-за своей непрозрачности для разного рода махинаций. Могут сказать: от команды “профессионалов” во главе с Евгением Ивановичем трудно было ждать чего-то другого.

А что же депутаты краевого Законодательного Собрания, которые должны защищать интересы избирателей от чиновничьего произвола? Они-то как могли согласиться с предложенным администрацией таким проектом бюджета? А вот взяли и приняли большинством голосов, потому как одним эти самые интересы были до лампочки, а другие жаждали губернаторского благоволения в расчете на тепленькие местечки по окончании депутатского срока.

Не по этой ли причине бывший губернатор так не уважал наших законодателей, что руководимая им администрация лишь один-единственный раз соизволила отчитаться перед ними за исполнение годового бюджета? Да и в чем отчитываться, если в прошлом году доходная часть бюджета была исполнена лишь на 85 процентов, тогда как у наших соседей-хабаровчан - на 141. И большую часть дополнительно полученных средств они вложили в развитие жилищно-коммунального хозяйства. Надо полагать, там оно не будет в таком развале, как у нас в Приморье.

Неплохо бы, конечно, познакомиться с отчетами администрации за все время деятельности Законодательного Собрания последнего созыва. Но мы знаем, что такой отчет был сделан и принят депутатами лишь за 1998 год. Как с горечью сказал голодный лев, поймав мышь, придется удовольствоваться этим. Так вот: доходная часть бюджета-98 была исполнена аж... на 78 процентов.

Уже одно это следовало расценить как провал и выразить недоверие губернатору. Но нет, большинство народных избранников осталось, как всегда, на стороне непогрешимого Евгения Ивановича. Большую часть депутатов не поверг в замешательство даже тот факт, что при таких “блестящих” результатах при недоборе средств на 22 процента расходы на управление были урезаны менее чем на 5 процентов.

А вот любопытные данные о том, как были урезаны расходы на исполнение некоторых других статей: защита лесов от пожаров - финансирование сокращено на 87,5 процентов, территориальная программа по оказанию скорой и неотложной помощи - на 97 процентов, санитарно-эпидемиологический надзор - на 94 процента, выплата детских пособий - на 91 процент, обеспечение населения питьевой водой - на 94 процента, бесплатные лекарства при амбулаторном лечении - на 95 процентов, жилищное хозяйство - на 82 процента, в том числе льготы для ветеранов - на 95 процентов, зубопротезирование ветеранов - на 88 процентов.

Даже как-то неловко спрашивать большую часть наших законодателей, почему при таком раскладе она буквально молилась на губернатора. Почему, почему... Потому! А почему Герасим утопил Му-Му? Ему барыня приказала, вот и утопил, он ведь был крепостным...

А есть и другие забавные цифры, от которых не знаешь, что и делать - то ли смеяться, то ли плакать. Оказывается, край собирает самостоятельно лишь 30 процентов своего бюджета. Значит, не работает производство, а часть работающего находится в “тени”. Отсюда понятно, почему в прошлом году при благоприятнейших условиях в Приморье было получено только два процента прироста производства, тогда как в Хабаровском крае - 15.

А в нынешнем году общая экономическая ситуация в стране ухудшилась, и тут уже “рекордсменами” становимся мы. У наших соседей падение производства составило около трех процентов, в Приморском же крае оно достигло 19, а по некоторым данным - 21 процента. Представляю, как легко добиться столь “выдающихся” достижений. Для этого мало бездарно руководить краем, надо стать подлинным терминатором для него.

Думаете, после этого народные избранники засыпали губернатора, его заместителей, руководителей управлений, комитетов и департаментов депутатскими запросами, потребовали от прокуратуры, чтобы виновных в преступной халатности, из-за которой краю был нанесен огромный материальный ущерб, привлекли к ответственности? Ничего похожего. Если судить по специальному изданию, в котором освещается деятельность Законодательного Собрания и где должны публиковаться все депутатские запросы, их за четыре года и было-то всего восемь. Причем ни один и боком не касался бюджетных дел. Таким образом, действенное орудие влияния законодателей на нерадивую исполнительную власть осталось практически невостребованным.

Большая часть депутатов, не умея и не желая отстаивать интересы населения, трепетно внимала рассказам Евгения Ивановича в передаче “Губернаторский час” на бакшинском телевидении и проявляла трогательную заботу о себе, любимых. Из того же специального издания, которое называется “Вестник Думы Приморского края”, следует, что такой важнейший для населения документ как “Закон о минимальных социальных стандартах в Приморском крае” обсуждался за 1999-й и 2000-й годы только один раз. Законы о территориальном Фонде обязательного медицинского страхования и о защите прав ребенка не обсуждались вообще. Депутаты отнесли их рассмотрение лишь на последний год своего пребывания у власти. А статусу депутата и выборам в течение тех же двух лет было посвящено ни много, ни мало - 48 документов.

Я понимаю, положение народного избранника - вещь серьезная. Избирательную систему тоже нужно совершенствовать. Но не в ущерб же решению социальных вопросов, которые напрямую касаются каждого из нас. Так и хочется сказать: ребята, вы случайно не забыли, для чего мы вас избрали? Некоторых, на мой взгляд, явно подводит память. И это отчетливо видно на примере защищенных статей бюджета.

Специально для непосвященных: защищенные - это те статьи бюджета, которые при любых обстоятельствах должны полностью финансироваться. В Приморье это правило, конечно же, нарушалось. Но нарушение есть нарушение, и за него хотя бы теоретически можно с кого-то спросить.

А зачем исполнительной власти, то есть администрации края, эта головная боль? И уже в период деятельности Думы прошлого состава перечень защищенных статей начал сокращаться. Еще в 1986 году их было не так уж мало, причем как раз по тем проблемам, в решении которых больше всего нуждалось население. Защищены были, например, расходы на коммунальные платежи. Туда входили отопление, освещение, водоснабжение, санитарная очистка. Но уже в бюджете следующего года статья “Коммунальные платежи” исчезла из перечня защищенных. Это сошло, и администрация решила: урезать, так урезать. И в бюджете 1998-го года защищенные статьи не смогли бы обнаружить даже лучшие детективы из знаменитого сыскного агентства Пинкертона - их там просто не было.

А из последующих бюджетов исчезло, как говорят специалисты, само понятие защищенности. И это не могло не отразиться на нашем уровне жизни, зато администрации при попустительстве депутатов стало удобнее перебрасывать средства из одной статьи в другую или вообще расходовать их черт знает на что.

Когда же не исполняется доходная часть бюджета, то в первую очередь урезается финансирование расходов на социальные нужды. Зато управленческий аппарат у нас прожорлив как голодный крокодил. Ему сколько ни давай, он все сожрет и не подавится. Даже нынешняя администрация, которая, придя на смену команде Наздратенко, несколько подсократила управленческие штаты, тут же создала парочку новых департаментов. Традиция, как видим, сохраняется, что без жесткого депутатского контроля сулит мало хорошего.

Не хочу, чтобы у читателей создалось впечатление, будто я стремлюсь мазать ворота Законодательного Собрания дегтем и призываю отправить в отставку всех поголовно нынешних депутатов. Среди них, безусловно, есть профессионалы хорошего класса, которых жалко менять на деятелей типа владивостокского мэра Юрия Михайловича Копылова. Чтобы избежать упреков в пристрастности, не стану перечислять фамилии, но замечу: таких все же меньшинство. Остальные же в лучшем случае ничем себя не проявили, а в худшем - объективно способствовали развалу экономики и социальной сферы края.

Не так уж важно, умеет ли депутат красиво говорить и привлекательна ли его наружность. В конце концов князь Юрий Долгорукий нисколько не походил на конного богатыря работы скульптора Сергея Орлова. В действительности сын Владимира Мономаха был нескладен, сутуловат, обладал руками непомерной длины, за что и получил свое прозвище. Но он основал несколько городов, в том числе Москву, и этим заслужил памятник в центре столицы.

Никто не требует таких же подвигов от будущих депутатов Законодательного Собрания, но от нас зависит, чтобы туда попали не сладкоречивые говоруны и ловкие карьеристы, а люди, которые знают, зачем их избрали, умеют по-настоящему работать и потому не вынудят нас в будущем вернуться к занимательной математике.

Валерий КУЦЫЙ

Р.S. Кроме того, я считаю, что Бакшин должен быть изгнан из государственной телерадиокомпании.


Другие статьи номера в рубрике Политика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100