Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 17 (997) от 24 апреля 2012  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Вселенная

Невский и Псков: между Орденом и Ордой

Максим ЛЕБЕДЕВ, г. Псков

В этом году исполнилось 770 лет со дня Ледового побоища, закончившегося победой Александра Невского над войском Ливонского ордена.

Давно уже исчезли последние следы той битвы, но общественно-политические баталии о роли Александра Невского в русской истории не затихают до сих пор. Виной тому, с одной стороны, недостаток информации о Благоверном князе и его времени в целом, с другой – неоднократные навязчивые попытки сделать из его личности некую православно-патриотическую икону, что еще больше мешает объективному пониманию значения его деятельности. До сих пор не понятны мотивы князя – действовал ли он исходя из личной выгоды или хотел положить голову «за други своя»?

Александр Невский – смелый полководец, мудрый (в 20 лет?) политик, ненавистник католичества и защитник православия, сумевший и Орден остановить, и Орду обмануть – такой образ нарисовали нам школьные учебники еще в детстве. В последние годы, в связи с общим упадком образования, он еще и подкорректировался.

Один из Центров общественного мнения провел опрос более чем 2000 респондентов с целью выяснить, кем же является для россиян Александр Невский, победитель Всероссийского конкурса «Имя России» 2008 года. Выяснилось, что для 74% опрошенных князь, прежде всего, «военачальник», полководец, для 14% – «политик», «дипломат», для 6% – «монах», святой (как известно, в конце жизненного пути Александр принял постриг и получил имя Алексей).

Для 3% опрошенных Александр – герой фильма, образ, созданный актером Николаем Черкасовым, а сам он непонятно, был или не был? Также около 3% опрошенных высказали мнение, что Невский – «конъюнктурщик», «братавшийся с Батыем», и нанесший непоправимый ущерб русскому государству.

Свою лепту в перепалку вносят также и сторонники Новой хронологии Г.В. Носовского и А.Т. Фоменко. Согласно их гипотезе, ничего противоречивого в фигуре князя нет – ведь татаро-монгольского нашествия не было. Орда была всеобщим русским войском, следовательно, А. Невский был всего лишь ставленником Орды, получившим особые полномочия для борьбы со шведами и Орденом на западе огромной империи. Интересно, что и официальные историки и сторонники новой хронологии не исключают заслуг Невского как неординарного полководца, смелого и находчивого.

Споры вокруг Ледового побоища, состоявшегося на льду Чудского озера 5 апреля 1242 года, сводятся главным образом к численности войска с обеих сторон, вплоть до того, проваливались ли под лед рыцари, или снега уже тогда не было. Оставив историков ломать над этим копья, попробуем прикоснуться к вопросу Псковско-Орденских отношений XIII века в свете «освободительного» похода А. Невского.

Для начала, необходимо разобраться, что представлял собой Псков в этот непростой период русской истории. К началу XIII века он еще официально находится в зависимости от Новгорода, но быстро растет его роль, как самостоятельного центра будущей республики, связанной тесными торговыми отношениями не только с другими русскими княжествами, но и с Прибалтикой, представлявшей собой поле непрерывных военных действий.

Ордынское нашествие не коснулось Пскова непосредственно, но слухи о произошедшем погроме 1237 года, когда первая волна нашествия затопила Русь, несомненно, достигали его. Согласно некоторым источникам, Псков даже платил установленную дань наравне с другими городами.

С запада границы русских земель тревожили рыцари Тевтонского ордена (его Ливонского отделения), пытавшиеся расширить границы своих владений. Согласно общепринятым стереотипам, Орден находился с Псковом и Новгородом в непрерывной конфронтации. Однако это не совсем так. В короткие промежутки перемирия немцы были желанными гостями в Пскове.

Первые немецкие купцы прибыли в Псков из устья Двины еще в конце XI века. После захвата Юрьева (ныне Тарту, при немцах – Дерпт) в 1224 году с городом на Великой были установлены еще более тесные торговые отношения. Более того, псковские купцы беспрепятственно смогли обосноваться в Дерпте (по сути, в Орденском городе) и даже поставили там православную церковь имени Святого Георгия.

Немецкие купцы также были приглашены в Псков (Norbert Angermann “Deutsche Kaufleute im mittelalterlichen Novgorod und Pskov”). Из-за мирного договора с Ригой псковичи отказались в 1228 году участвовать в походе против меченосцев на стороне Ярослава Всеволодовича (отца А. Невского).

С этой точки зрения совсем иной выглядит картина «немецкой оккупации» Пскова в 1240 году, состоявшаяся из-за якобы предательства Твердилы Иваньковича, открывшего рыцарям ордена городские ворота. Возможно, что в Пскове существовала «прозападная партия», которая решила, что лучше на некоторое время войти в союз с Орденом, чем ждать неизвестно чего от Орды.

Власть над городом получил ставленник этой «партии» Твердила, впустивший в город всего двоих фогтов – представителей Ордена. Естественно, это не могло нравиться всем псковичам, но, тем не менее, произошло. В то время возникали и более противоречивые союзы, это была обычная политика того времени: сегодня союзник один, завтра – другой, сегодня слушаем одного правителя, завтра – выгоняем его из города.

И так было не только в Пскове! Раздробленность между княжествами была настолько сильной, что они нередко воевали друг с другом, даже постыдно прибегая к помощи Орды, и таких примеров большое количество.

В «Рифмованной хронике Ливонского Ордена» в числе правителей Пскова начала XIII века, когда с Орденом поддерживался мирный договор, упоминается некий князь Герпольт, литовец. В противоположность своему земляку, князю Тимофею-Довмонту, который под Псковским стягом нанесет Ордену в будущем не одно поражение, он придерживался с государством Меченосцев нейтралитета.

Образ католиков, немцев, «огнем и мечом» покоряющих православную землю, укрепляется в отечественной истории уже не первое столетие. Еще Н.И. Костомаров писал: «Вражда немецкого племени со славянским принадлежит к таким всемирным историческим явлениям, которых начало недоступно исследованию, потому-что оно скрывается во мраке доисторических времен».

Если говорить о временах А. Невского, то главным недоразумением будет уверенность в том, что Германия и Тевтонский Орден – это одно и тоже. Но так ли это?

Тевтонский Орден святой Марии Иерусалимской стал приобретать контуры мощной военно-политической силы при Фридрихе (Барбароссе), ставшим императором Священной Римской империи германской нации. Императора связывали тесные дружеские отношения с русскими князьями, например с князем Андреем Боголюбским. Он имел тесную переписку с князем Всеволодом Большое Гнездо (дедом А. Невского).

Из Ипатьевской летописи следует, что когда бежавший из венгерского плена сын сестры Всеволода князь Владимир попал в Германию, то «немецкий цесарь же, увидав, что он есть сестрич великому князю Всеволоду Суздальскому, принял его с любовию и великой честью».

По неподтвержденным данным, отец Александра, Ярослав, принял в конце жизни католичество. Об этом в своей булле писал Александру папа Римский Иннокентий IV, но большинство историков сходятся во мнении, что это не соответствует действительности.

Хотя Орден черпал свои силы из европейских земель, но подчинялся он Папе Римскому и лишь в крайнем случае – германо-римскому императору. Орден платил дань Папе и следовал приказам Ватикана, в том числе инициативам Крестового похода на восток.

Во времена императора Фридриха II (современника Ал. Невского) произошла резкая конфронтация последнего с Папой Римским. Фридриха неоднократно отлучали от церкви, называли Антихристом и другом сарацин. Дело дошло до того, что Фридрих запретил своим подданным под угрозой конфискации земельных владений участвовать в любых мероприятиях, санкционированных католической церковью. Таким образом, он противился экспансии Папы Римского на восток. Орден же старался проводить свою политику, лавируя между императором и Папой.

Неизвестно, переписывался ли Александр Невский с Фридрихом II, как переписывались их великие предки, но удар по Ордену мог произойти по договоренности между ними. Если было так, то это никак не мешало отношению Александра с Ордой, которая ранее разорила католические страны практически в центре Европы, но почему-то остановилась на границах владений Фридриха.

Давно замечено, что в западной историографии практически не упоминается о Чудской битве, а если и упоминается, то как о рядовом пограничном столкновении. Что же здесь удивительного, скажет читатель, всё дело в зависти, хотят замолчать позорно проигранную битву, чтобы не потерять авторитет. Но есть и другая точка зрения, согласно которой историки не хотят замечать некоторых деталей, в том числе и такие обстоятельства, которые кажутся невозможными. Например, некий западный историк в своем труде об истории Тевтонского ордена на полном серьезе упоминает о том, что Орден-де строил планы разгромить Орду в союзе с «российским князем Александром Невским» в 1260 году. Жаль, не получилось, силы Ордена постоянно были отвлечены на подавление бесконечных восстаний в Пруссии и других землях (Guy Stair Sainty “The Teutonic order of Holy Mary in Yerusalim”). В связи с этим разрушается с таким трудом возведенный словесный портрет Александра Невского, как принципиального противника католической экспансии, несшей «духовное порабощение славянам». Как сказал один писатель, «в русской истории нет ничего невозможного». Александр Нев-ский, был и остается «неизвестным солдатом» XIII века, который, может, и не заслужил быть Именем России, но точно заслужил быть ее легендой.

Максим ЛЕБЕДЕВ, г. Псков


Другие статьи номера в рубрике Вселенная:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100