Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 1 (981) от 3 января 2012  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Защита прав

Плати больше – и убивай!

Валерий Бриних

Письмо В. Шишкина о принятии преступного, с его точки зрения, Закона об охоте, было опубликовано в газете «Арсеньевские вести» из Владивостока». Единомышленников у автора письма множество – и не только из Приморского края. Некоторые мнения мы начинаем публиковать… Пишите!

ПЛАТИ БОЛЬШЕ – И УБИВАЙ! - …ход мыслей автора правильный, и я его полностью поддерживаю. Особенно в отношении судьбы "Кедровой пади" и обитающих там животных.

Опасения автора статьи вполне соответствуют смыслу закона об охоте и логике последующих событий. Можно выделить две проблемы.

1.Федеральный закон "Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов" действительно направлен на существенное ограничение прав простых охотников и на уничтожение общественных организаций охотников и рыболовов, в первую очередь, системы «Росохотрыболовсоюза» - в целях перераспределения охотничьих угодий в пользу "денежных мешков" и приватизации огромной собственности обанкротившихся охотобществ.

Природные ресурсы (к которым относятся охотничьи ресурсы) используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Эта правовая норма составляет основы конституционного строя Российской Федерации и не может быть изменена никаким федеральным законом (см. ст. 9 и ст.16 Конституции РФ).

Однако аукционный порядок распределения прав на заключение охотпользователями охотничьих соглашений, предусмотренный главой 4 закона об охоте, противоречит конституционному положению об использовании охотничьих ресурсов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Потому что теперь определяющим фактором в выборе охотпользователя, согласно закону, будет не приоритетность выбора местного охотпользователя, имеющего длительную положительную историю природопользования (ст. 36 ФЗ «О животном мире»), а наибольшая сумма сделки по результатам аукциона (п. 21 ст. 28 рассматриваемого закона). В отличие от требований Конституции РФ и ФЗ «О животном мире», участником аукциона может быть любое юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), зарегистрированное на территории Российской Федерации. Никаких других условий допуска к получению права на заключение охотничьего соглашения не требуется.

Таким образом, право на заключение охотничьего соглашения на конкретную, наиболее привлекательную с точки зрения охоты, территорию практически наверняка получат любые юридические лица, обладающие значительными финансовыми ресурсами, в т.ч. банки, корпорации, финансовые империи, в т.ч. с участием иностранного капитала. При этом интересы местного населения вообще не учитываются, за исключением интересов коренных малочисленных народов и этнических общностей.

Это именно то, что беспокоит автора письма В. Шишкина.

Новый закон подрывает материальную базу существования общественных объединений и ведения ими своей уставной деятельности, в т.ч. путем отмены членских охотничьих билетов общественных организаций охотников и рыболовов. Предлагаемые новеллы рассматриваемого закона неизбежно приведут к невозможности финансово-хозяйственной деятельности членских общественных объединений охотников и рыболовов, их банкротству и ликвидации в связи с ограничением возможностей в пользовании охотничьими угодьями.

Согласно ст. 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. А рассматриваемый закон однозначно направлен на умаление свободы деятельности существующих сейчас членских общественных объединений охотников и рыболовов, в т.ч. путем отмены приоритетности в предоставлении животного мира в пользование на конкретной территории или акватории российским юридическим лицам и гражданам Российской Федерации…

Этот закон отменяет право граждан Российской Федерации на применение традиционных методов добывания объектов животного мира и продуктов их жизнедеятельности (ст. 48 ФЗ «О животном мире»). Особенно тех, чье существование и доходы полностью или частично основаны на традиционных системах жизнеобеспечения их предков, право коренных малочисленных народов и этнических общностей на приоритетное пользование животным миром на территориях традиционного расселения и хозяйственной деятельности (ст. 49 ФЗ «О животном мире»).

Отношения в области охоты и охотничьего хозяйства регулируются новым законом не на основе действующего федерального закона «О животном мире», как это предписано в ст. 41, а во изменение его основных положений. В новом законе прописана норма, по которой охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности проводится свободно в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления (ч. 2 ст. 19 рассматриваемого закона). Однако где будут охотиться коренные народы, лишенные приоритета в выборе охотничьих угодий? Разве их пустят к себе победители охотничьих аукционов?

Высокая коррупционная емкость заметна и в ст. 19, позволяющей злоупотреблять в корыстных целях чиновникам органов исполнительной власти субъектов РФ и федеральных органов исполнительной власти.

Новый Федеральный закон об охоте и сохранении охотничьих ресурсов действительно допускает охоту на особо охраняемых природных территориях, отсылая возможность всякого рода ограничений и запретов к законодательству об ООПТ. Было бы рациональнее и понятнее прямое указание на запрет охоты, как минимум, в заповедниках и заповедных зонах национальных парков, в зоологических и комплексных заказниках. Это сняло бы сразу массу вопросов с существованием лазеек в том же законе об ООПТ, даже заповедниках.

Опасения автора статьи о возможности трофейных охот под видом регулирования численности на территории нацпарка, созданного, к примеру, на базе заповедника "Кедровая Падь", вполне уместны. Более того, сама идея преобразования заповедника "Кедровая Падь" в национальный парк (под видом расширения территории за счет присоединения двух заказников) активно поддерживается охотничьим лобби в МПР России и в Приморском крае…

Валерий Бриних, охотовед, эксперт, много лет проработавший директором заповедника на Северном Кавказе.

***

…Думаю, что основное сейчас - попытаться экологию и особо охраняемые территории вывести из под власти МПР. Необходимо вернуться к вопросу о создании независимого органа. В противном случае все пожелания останутся на бумаге. Сейчас МПР является основным проводником и исполнителем всех природоразрушительных идей и проектов, инициируемых правительством. И противостоять ему, кроме общественных организаций некому…

Т.Акатова, Социально-экологический союз

<< вернуться в список статей

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100