Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 10 (834) от 11 марта 2009  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Песня про Саммит

Надежда Алисимчик

К саммиту АТЭС-2012 во Владивостоке планировалось построить 36 объектов, потратив на это 202 млрд рублей из федерального бюджета и 82 млрд рублей – из краевого.
- Припев
Марина ЗАВАДСКАЯ

«Уже сейчас стало ясно, что бюджет эти расходы в полном объеме профинансировать не может», – сообщил газете «Ведомости» чиновник Минфина.

Бюджет Олимпиады тоже урезают на 15%. Дмитрий Козак объясняет, что это сокращение расходов связано с падением цен на стройматериалы и пересмотром стоимости проектов. По его словам, только по четырем дворцам, по которым подготовлена проектно-сметная документация и проведена экспертиза, выявлено завышение на 7,5 млрд рублей.

А чего было экспертизу проводить, когда это самое завышение у нас везде плановое: все откаты изначально закладываются в стоимость проекта? В этом-то и есть вся суть согласования, иначе чего бы все эти проекты к саммиту по кабинетам больше года таскали? И чего Козаку было на экспертов тратиться? С моей точки зрения, дели стоимость любого стройпроекта на три и получай его реальную стоимость! У нас и весь жилфонд по этой формуле строится.

Хорошо бы, конечно, завышенные сметы корректировать уголовными делами. Как говорится, мечтать народу не запретишь.

ЧТО УБРАТЬ ИЗ НЕПОСТРОЕННОГО?

Словом, год прошел, ничего еще к саммиту не построили, а уже думать начали, чего не надо строить.

Да еще выяснилось, что в проектах вообще забыли про электроэнергетику и в смету их строительство не заложили, в то время, как на достройку одной только уссурийской ТЭЦ необходимо еще 45 млрд рублей.

Как сообщил замминистра регионального развития РФ Николай Ашлапов, на строительство автотрассы из аэропорта через Де-Фриз и Седанку до Патрокла денег не хватает. Даже, если не прокладывать тоннель за 12 млрд рублей, то этот мост потянет на 28 млрд рублей. А в бюджете на него заложен 21 млрд рублей. Так что эта дорога стоит первой в списке на урезание.

Как сообщает журнал «Эксперт», ФГУ «Дальневосточная дирекция Росстроя», отвечающая за саммитовские стройки, уже начала склоняться к тому, чтобы сократить список объектов в два раза.

Словом, построить 36 объектов к саммиту за 284 млрд рублей явно не получится, не смотря на падение цен на стройматериалы, о которых заявил Дмитрий Козак.

Но всё это волнует только тех, кто делит саммитовский «пирог». Жители Владивостока изначально твердо верили только в то, что вип-коттеджи на Русском острове будут построены обязательно. Все прочие объекты саммита владивостокцев совершенно не интересуют, за исключением двух мостов – через бухту Золотой Рог и через Босфор Восточный на Русский остров.

ДАРЬКИНСКИЙ МОСТ УПЕРСЯ КОПЫТАМИ В ЗАВОД

Мост через Золотой Рог на мыс Чуркин интересует граждан по двум причинам. Во-первых, он начал строиться в центре города, у всех на виду. Во-вторых, из-за переселения людей, чье жилье попало в зону этой стройки. Сначала начались взрывные работы, а потом «пожарная» эвакуация жителей с места взрывов, когда их дома уже практически давали трещины.

Недавно состоялся новый оживляж интереса к этому мосту. Когда мостостроители в районе остановки «Лазо» бурили скважины для «копыт» моста, т.е. его опор, бур неожиданно «забуксовал». Оказалось, что строители наткнулись на целый подземный завод! Вообще-то вроде строители слышали, что где-то поблизости есть подземный завод, да, видимо, времени не было поинтересоваться, где именно. Трехуровневый подземный завод длиной в 270 м и глубиной залегания от 15 до 27 м, расположенный в самом центре города на пересечении улиц Пушкинской и Светланской, хорошо известен не только местным диггерам, но и бомжам. Так что строителям было у кого узнать о точном месторасположении подземного завода, и недорого.

Завод строили военные еще в 40-е годы для производства боеприпасов для ТОФ и ремонта танковых двигателей. Затем его приспособили под склады, а позже оборудовали под бомбоубежище. Когда его забросили, туда полезли сборщики металла.

Когда, наконец, мостостроители решили сделать там топосъемку, то, спустившись, обнаружили, что потолок завода им почти удалось пробить... Но вот что делать дальше? Ведь согласно проектной документации скважины под опоры должны быть глубиной 20-25 м.

Как говорится, скупой платит дважды, сколько платит спешащий скупой, не знает никто.

Когда потекли талые воды, обнаружилось, что тот самый тоннель, с которого, собственно, и началось возведение моста, не имеет дренажа. Его просто забыли проложить в спешке! Этот въездной на мост тоннель начинается в районе фуникулера. Что такое оставить без ливневки тоннель во Владивостоке, где тайфуны летом превращают дороги в горные потоки?! Если посмотреть на начало тоннеля на сопке у фуникулера, то там воде и бежать-то вроде некуда, кроме как в этот тоннель. Как будут исправлять эту ошибку, и сколько это будет стоить?

Спешка, с моей точки зрения, в том, что мост «чисто дарькинский», т.е. заказывала проект и выбирала дружественного мостостроителя администрация Приморского края. И, как говорится, «кровь из носа», но его нужно построить при губернаторе Дарькине. Потому, какие бы ни были ошибки – «мы за ценой не постоим».

Поэтому наш губернатор везде высказывает, что всё идет «ОК». Недавно он сообщил жителям города о новом месте строительства театра оперы и балета. Театр оперы и балета – рефрен в речах каждого правителя приморского. Обсуждение места его строительства идет непрерывно почти 50 лет.

Последний проект (Дарькинский) предполагал возведение театра на насыпном острове в районе Спортивной Гавани. На этот раз губернатор пообещал заложить камень в его основание в районе мыса Чуркин, недалеко от моста через бухту Золотой Рог.

А жителям Первомайки, которые в театры не ходят, Дарькин пообещал построить или маленький ледовый дворец, или большой спортивный комплекс на Змеинке.

Сообщив, что при строительстве моста используются приморские стройматериалы и рабочие, Дарькин улетел в Китай.

В Шанхае Дарькин осмотрел объекты, возведенные китайцами к саммиту АТЭС-2001. Еще губернатор проехал по мосту, построенному в 2005 году. Этот мост длиной 32,5 км соединяет материк с контейнерным терминалом, расположенным на острове Яншань в Восточно-Китайском море. После чего Дарькин заявил, что опыт китайских строителей, построивших такой мост, может быть полезен и при возведении двух мостов во Владивостоке. Пообещав китайцам привлечение их квалифицированных компаний для обмена опыта по строительству объектов саммита АТЭС-2012 во Владивостоке, губернатор не сообщил соотечественникам, будет ли это означать, что строить все будут преимущественно китайцы?

Потому неясно: с этим или с чем другим, связано заявление Дарькина, что «во втором квартале 2009 года плановые расценки на строительные работы в Приморском крае снизятся в среднем на 20 процентов». Впрочем, сам губернатор заявил, что это связано со снижением себестоимости стройматериалов и строительных работ. Неужели и вправду приморские песок и щебень так подешевели? Или из проектов пришлось убрать откаты? Или снизить их стоимость привлечением дешевой китайской рабсилы и технологий?

На финансирование этого моста в 2009 году предусмотрено 7 миллиардов рублей. Резерв для маневров похоже у Дарькина пока есть.

ОСТРОВИТЯНЕ ЖДУТ У МОРЯ ПОГОДЫ

Второй мост на Русский остров жизненно необходим. После того, как военные свернули там свою дислокацию, гражданские и семьи многих военных пенсионеров остались без работы на острове, куда ходит только паром. В результате ежедневно сотни островитян добираются на работу во Владивосток на этом пароме, который ходит ежедневно, кроме штормовой погоды. А таких дней в Босфоре Восточном, открытом всем ветрам, набирается немало. Отсюда вопрос: как быть, если ребенок в садике, или, не дай Бог, заболел? А мать не может вернуться с работы.

Проблем у островитян хоть отбавляй. Казалось бы, строительство к саммиту на их острове могло их только радовать, особенно, строительство нужного, как воздух, моста.

Но вот зимой появилась наводящая жуть информация. Местные информагентства сообщили, что пропал Вячеслав Полянских, зам.директора строительной фирмы ЗАО «Мост-Восток», занимающейся строительством моста на Русский остров. Заявление в РУВД Первомайского района поступило от самих строителей. Коллеги Полянского нашли записку, в которой он прощается с родными и сообщает, что искать его нужно в бухте Улисс. По неофициальной версии, сорокалетний Вячеслав Полянский, уроженец города Белогорск Амурской области покончил с собой из-за того, что строительство моста ведется с нарушениями, чреватыми в будущем такими последствиями, которые Полянский на свою душу принять не может.

Следствие не отрицает версию суицида, но молчит относительно его мотивов. Поиски тела ни к чему не привели.

Если поездка по мосту – это будущее островитян, то сейчас для них главное, как от этого моста уехать подальше. Тем, чье жилье оказалось в месте стройки, очень трудно на что-то решиться – переехать во Владивосток или остаться на острове?

Недавно на месте строительства побывал зам.главы Минрегиона РФ Николай Ашлапов. Он сообщил жителям, что тем, кто хочет остаться на острове, есть возможность переселиться в дом, который специально для этого будет построен. Но даже сам Ашлапов не скрывал, что на это уйдет не менее двух лет.

Сами понимаете, один отвод земли чего стоит, потом проектирование и строительство. А если добавить, что в федеральную программу деньги на этот дом вообще не заложены, то перспективу предугадать несложно. Плюс к тому, где-то жить надо все это время. В эпицентре стройки?

Желающим купить квартиру во Владивостоке Ашлапов пообещал (части жителям) выплатить в марте компенсацию за их жилье по 70-90 тысяч рублей за квадратный метр. А в мае провести новую оценку, но уже по другой цене.

70-90 тысяч за квадрат цена, вроде бы, приемлемая. Но вот что наводит на размышления. Как заявил Ашлапов, всего нужно переселить 509 семей, на что выделено 300 млн рублей.

Сколько квадратов жилья во Владивостоке можно купить на эту сумму? Если брать по 30 тысяч за квадрат, хотя такой цены нет, то получается 10 тысяч квадратов, т.е. около 20 кв.м на семью самого захудалого вторичного жилья. А если по рыночной стоимости?

А пока островитяне сидят у моря и ждут погоды, хотя март уже на дворе. А в марте, как известно, на широте Владивостока у моря погоды не бывает.

Надежда Алисимчик.

Припев

В МОРЕ УПОЛОЖИЛИ ЕЩЕ 160 МИЛЛИОНОВ

Чертовщина у нас в городе с мостами, которые строятся к саммиту. То под тем, что через Золотой Рог, подземный завод обнаружат, а потом скажут, что давно о нем знали и все нормально. А в прошлое воскресенье и вовсе…

Вечером 1 марта, когда в разных населенных пунктах Приморья шли выборы, Владивосток тоже не обошелся без события: утонула дамба, которую насыпали под опоры моста через пролив Босфор Восточный. То есть однажды дамба уже тонула, но тогда всего 40 метров насыпи сползло в море, а вечером в день выборов – уже 120 метров. По деньгам это вышло 160 миллионов.

Возник некоторый ажиотаж. Ведь такие деньги за несколько минут сползи в море и растворились там, как сахар, то есть безвозвратно. А ведь недавно поп какой-то там кадилом махал, благословлял стройку. Заклинания у него, что ли, оказались просроченными, с сошедшим сроком годности? Или, строго в рамках атеизма, течение слишком сильное?

Ну, с течением там действительно проблемы. Еще когда стройка только начиналась, рассказывали знающие люди, что строители подкатились к специалистам с идеей: а что если мы там посреди пролива островок, типа, насыплем? А то слишком длинный мост, мало ли что, устанем мы его тянуть, надорвемся… Ни в коем случае, сказали специалисты, там слишком сильное течение, снесет и ваш островок, и вашу опору!

Ну и вот. Не то что посреди пролива, а чуть-чуть от берега – и все равно сносит.

В прошлый раз, когда 40 метров насыпи снесло, строители мышей не словили. Но нынче они оказались на высоте. На следующий же день созвали пресс-конференцию и заявили: спокойствие, только спокойствие! Все идет по плану! Это оно не само растворилось, это мы специально его в воду столкнули. Это мы уполаживаем (термин такой) склоны дамбы. Для особой прочности. И еще несколько раз уположим. Согласно смете.

Да, мостостроители наши – настоящие специалисты. Нынче только лохи бабло пилят. Это по‘шло и слишком заметно. Вот утопить – другое дело.

Раз уположили, два уположили… Потом еще несколько раз уположат…

А там можно и не строить – проект сойдет со срока, как поповские заклинания…

И если растворившийся в чае сахар теоретически можно получить обратно, если долго и упорно выпаривать жидкость, то растворившиеся в море миллионы – таких умельцев нет.

Да и не нужны они.

Марина ЗАВАДСКАЯ. Фото PrimaMedia.


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100