Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 2 (826) от 14 января 2009  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Посиделки

Кругосветчик Юрий Матвеев

Александр Рыбин

Замбия, Борнео, Антарктида, Мачу-Пикчу – всё это для Юрия Матвеева не просто названия на географической карте. С каждым из этих названий у Юрия Матвеева связаны набор впечатлений, истории, фотографии. В Замбию он попал нелегально, пересек границу в обход пограничного КПП. На Борнео его ограбили макаки. В Антарктиде загорал. Недалеко от Мачу-Пикчу чуть не попал под завал камней.


Юрий матвеев

Родился Юрий Матвеев 47 лет назад в Ленинградской области. Там же и его постоянное место жительство. Правда, проводит он там месяцев по шесть в году, а то и меньше. Большая часть времени проходит в путешествиях: по работе – Юрий по профессии геодезист – либо по собственной инициативе.
Ко мне в гости ленинградец попал проездом с Гавайев в Ленинградскую область. После четырех месяцев скитаний по Европе и США возвращался домой. Еще, когда он был на Гавайях, «забросил» в Интернет сообщение, что нужна «вписка» во Владивостоке на пару дней.
Здесь надо сделать отступление. Юрий – вольный путешественник. Вкратце поясню разницу между обычными туристами и вольными путешественниками. Турист покупает у фирмы путевку, в которую включена виза – если речь идет о загранице, – транспорт до места отдыха, отель, питание, экскурсии. Возможно еще что-то – зависит от стоимости путевки. Вольный путешественник сам либо через фирму делает себе визу, сам выбирает каким транспортом и когда будет добираться до нужного места, сам решает, где будет жить. Вольный путешественник может приехать в другую страну, отдохнуть там месяц, месяц проработать и с деньгами вернуться домой.
Прелесть вольного путешествия в том, что оно почти полностью зависит от тебя самого – отчасти от властей того региона, где ты находишься. В русскоязычной части Интернета есть некоторое количество сайтов, где «тусуются» вольные путешественники. Там они делятся опытом, находят попутчиков, просят о «вписках». «Вписка» – это, собственно, место ночевки. Особенно актуальна «вписка» в холодное время года.
В теплое и жаркое время можно почти повсеместно переночевать в палатке. А палатка – неотъемлемая часть снаряжения многих вольных путешественников. Я, бывает, тоже совершаю вольные путешествия, поэтому периодически «залезаю» на сайты вольных путешественников. Чем могу, помогаю.
Так вот, когда Юрий «закинул» объявление, что ему нужна «вписка» на пару дней во Владивостоке, я предложил ему «вписку» на турбазе у знакомых ребят. Написал свой номер телефона. Прилетев во Владивосток, Юрий позвонил. Мы встретились. На турбазе ленинградец, попивая чай, рассказывал нам о своих странствиях. Сначала несколько свежих историй из США.
Рассказал, как в национальном парке «Йосемите» его «выпасал» медведь. В парке живут 600 медведей. Один из мишек и наткнулся на палатку путешественника. Фыркая, отбежал в сторону. Посветив в сторону, куда отбежал непрошеный гость, Юрий убедился, что это хищник. Понятно, что никакого тут сна: ни для человека, ни для медведя. И пока человек, сидя у костра, наблюдал за зверем, зверь – его выдавали светящиеся глаза – наблюдал за человеком.
Потом Юрий рассказывал истории о давних путешествиях. Только одно перечисление мест, где он успел побывать, весьма впечатляет. До 1991 года объездил весь Советский Союз. Причем, в некоторых регионах он бывал как раз тогда, когда там буйным цветом цвела русофобия. В 1990, к примеру, попал в Тыву. Об этом мало пишут, но тогда обезумевшие тувинцы активно резали русское население. Бойня была страшная. Юрий провел несколько дней в Кызыле в КГБ. Здание КГБ буквально находилось на осадном положении. Из Кызыла выбрался вместе с автоколонной, которая увозила из республики гражданское русское население.
А 1992 году Юрий решил совершить кругосветное путешествие. Правда, в его интерпретации кругосветка имеет своеобразный вид. Он не совершает кругосветку разом: то есть выехал из Ленинградской области, объехал весь мир и вернулся. Он сначала поехал в Африку. Вернулся домой. Потом поехал в Азию, вернулся домой. И таким образом объезжает мир. В некоторые экзотические дали его заносит по работе. К примеру, именно благодаря своей профессии он оказался в Антарктиде. К 2002 году он побывал на всех континентах. К настоящему моменту посетил уже 86 стран, включая республики бывшего СССР.
Путевые заметки и многочисленные фотографии - неотъемлемая часть путешествий Юрия Матвеева. Часть заметок ему удалось издать книгой под названием «Экспедиции, экспедиции…». Приведу только несколько отрывков из этих заметок.
Борнео: «18 марта. А ночью был всё же ограблен макаками. Они позарились на моё мыло. Ограбили и моего соседа чеха. То ли детёныши макак, то ли крысы стащили часть продуктов. Я слышал, как они вторгались в дом.
Покидаю цивилизацию, ухожу на несколько дней в джунгли. К обеду по крутой тропе спустился через места, где растут панданусы, к маленькому пляжу. Над ним нависает скала. Под ногами мельчайший белый песок. Он удивительно скрипит при ходьбе. Это из-за разницы температуры и влажности слоёв песка. У меня море времени. Лежу в воде, подгибаю под себя ноги, беря ступни в руки. Одно лицо над водой. В позе поплавка сплю. Это не грёзы, это райские чувства наяву. Солнце хоть и прижгло нещадно мою кожу в первый день, но я ему рад. Всегда можно отлежаться в тени.
Как и в любой бухте, тут вытекает маленький ручей. В нём живут бегающие по воде пучеглазые существа. Крабы от жары прячутся либо в норках, либо в раковинах. Кто как устроился. Отсюда виден символ парка – скала-гриб, торчащая из моря. Решаюсь на дневной переход по жаре, чтобы ночевать в другой бухте. Уже вижу её с высокой горы. Делаю съёмки восхитительных видов.
И тут роняю свой путеводитель-словарь вниз. Он висит на кустах, а потом падает на уступ. Целый час я бился, рискуя сорваться со скалы либо провалиться в трещину между ней и уступом, но всё же достал книгу».

Китай
Замбия: «По улочкам Ниагара Фоллз добираюсь до входа в национальный парк Мози-А-Тунья. Мози-А-Тунья – так местные племена мокололо называли водопад, переименованный Ливингстоном в Викторию. А произошло это 16 ноября 1855 года, и именно в этот день я вчера приехал сюда.
Только на рекламных проспектах можно увидеть единую стену воды со стороны Замбии, появляющуюся в сезон дождей. Сейчас же множество отдельных струй. На КПП Зимбабве получаю квиток, на который ставится пара печатей. Это для прохода на мост, якобы, для совершения джампинга, то есть прыжка с него. Вроде бы для галочки тоже надо прыгнуть, но в наличке осталось 50 баксов, а прыжок стоит 90. За меньшее не договорился.
Со стороны, конечно, забавно смотреть на реакцию человека перед опасностью. Вот он – реальный страх в настоящий момент. У девушки подкошены ноги, бледное лицо, и она очень просит не торопить её. Наконец, после долгого стояния на счёт раз-два три она летит вниз. Первые секунды беззвучно, и почти уже у воды раздаётся долгий крик, несмолкаемый на несколько амплитудных качков резинки. Девчонка всё-таки молодец, переборола себя.
Я же нашёл ребят, всегда сидящих на Замбийской стороне, и, сбив цену в два раза, договорился за 200 рэндов о нелегальном переходе границы. Ведь в паспорте мест уже нет. А так, и за кордон, и в национальный парк бесплатно. Пацан поговорил якобы со своим братом (с «бабками» все они братья), и мы пролезли в дыру под сетчатым забором.
Тут кончается дорожка замбийского парка, и дальше ты идёшь мимо их КПП, как бы прогуливаясь на законных основаниях. Назад надо успеть к условленному времени, но не позднее пяти, когда происходит смена караула. Путь этот давно отработан и для всех заинтересованных лиц удобен. Гуляй себе по Замбии целый день».
Антарктида: «Я понял, в чём дело. Сюда надо попадать не на вертолете с судна, а пройти 90-километровый путь пешком, через льды. Я насытился видами Африки, и не успел устать от Антарктиды. А вот если бы перед глазами хотя бы недельку стояла ледяная пустыня, то сразу оценил бы значение этого горного района. Ведь действительно, оазис красоты среди суровых и скупых льдов. Каждый день делаю обходы всё новых территорий. После этого, утомлённый немилосердным солнцем, засыпаю как убитый. Работа, в общем, уже сделана. День ушёл на полевые, и день на камеральные дела. Теперь на полтора месяца я волен проводить свой досуг в путешествиях.
Ещё раз хочу повториться, что солнце здесь слепит немилосердно. Люди ходят обгорелые. Несмотря на предостережения, и у меня нос пострадал. Озоновая дыра даёт о себе знать. На снегу спасают только очки, на скалах, в затишье, пекло. Утром, например, температура почвы была уже +19. Вся рабочая территория практически исследована, все озёра исхожены, все интересные складки рельефа осмотрены.
Сегодня направился в заключительный обход, взяв с собой доктора. Выйдя на высотку, показал ему красивейшую каплеобразную бухту Карового озера. Тут же рядом, вертикальные скалы с разноцветными полосами пород. Часто видишь крупные зёрна аморфного гранита. Собрал уже приличную коллекцию камней на сувениры домой. Спустившись с каменной осыпи, натыкаемся на семерых пингвинов Адели. Ещё семь, гуляют по льду. Нашёл даже их гнёзда из камней, но без следов кладки. Вообще-то это событие. По мнению многих, Адели приходят сюда по нашему гусеничному следу, и очень редко. А они, оказывается, здесь даже гнездятся!»
Мачу-Пикчу: «Мне предстоял ночной переезд с многочисленными пересадками на автобусах в окрестности Мачу-Пикчу. Билетов на вечерний дорогой поезд не было. Можно, конечно, идти всю ночь по шпалам, но это малоинтересно. Вообще, ездить ночью по дорогам Перу – это преступление. Такие красоты надо созерцать днём. По шпалам добираются те, у кого вообще нет денег, в объезд – большинство вольных путешественников. Билет-то на поезд стоит 31 доллар.
Автобусы по ночам в Латинской Америке ходят колоннами, то есть один за другим. Кое-как сел в первый, да ещё с переплатой, судя по всему. Потом оказалось, что все автобусы были забиты. Залез в салон, а там такой смрад! Эти салоны запираются наглухо, и отделены от водительской кабины сплошной стеной. Дверь в ней закрывается со стороны водителя. Воздуха практически нет, если что-то не удастся открыть. Я понял, что просто не выдержу стоя в такой атмосфере 6-7 часов. Вылез. Но водила меня уговорил сесть рядом с ним. И началось такое!
Я забыл о сне, про переплату. Бездна пропасти слева и нависающие горы справа. Всё чаще следы свежих обвалов. Местами дорога кажется непроезжей. Автобус втискивается в минимально возможную колею и медленно проходит, доводя до ужаса что-то внутри и леденя кровь представленными последствиями. Сезон дождей наделал дел.
Морось то идёт, то перестаёт. Тогда вдруг проявляются звёзды чуть не у тебя под ногами. Они мерцают уже из пропасти. Мы всё чаще останавливаемся для разведки пути.
Я вышел с водителями первым и чуть не попал под град камней. Сначала раздаётся шуршание на фоне булькающей воды, потом грохот наверху нарастает, и, вот, «бомбы» падают рядом с нами. Невольно отпрянул назад. Скоро застучали узники салона. Час ночи. Надо что-то делать. Часть людей решилась на разборку завалов.
Картина как из фантастических фильмов: силуэты людей на склоне осыпи в далёком свете фар. Чёрный контур фигур часто размывается облаками. Я отошёл чуть назад и в свете задних фонарей увидел крупное пробежавшее животное. Надеюсь – викунья. А кому тут ещё быть? Хотелось бы верить».
Стоит добавить, что многие свои путевые дневники Юрий Матвеев публикует на сайте backpacker.narod.ru

Александр РЫБИН, фото из архива Юрия МАТВЕЕВА


Другие статьи номера в рубрике Посиделки:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100