Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 42 (813) от 15 октября 2008  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Защита прав

Как живете, «дети войны»?

Малахов Григорий Егорович

С прошедшим вас праздником, пенсионеры, ветераны, «дети войны», старшее поколение, с днем пожилых людей. Праздник для нас придумали. А как мы его отмечаем - мало, что известно. Хорошо, если пенсионер где-то подрабатывает. С пенсией, что получают «дети войны», не до праздника. Видно, судьба у нашего поколения такая: детства не было, и старости нормальной нет.

В крае много переселенцев из Украины и Белоруссии, вербованных и просто попавших сюда по направлению на работу, как я после окончания строительного училища направлен в 1960-м году на строительство «большого» Владивостока.

И мы строили, даже в три смены в летнее время: проспект 100-летия (в народе известен как капустное поле), район Второй Речки, улицы Постышева, Баляева, Окатовая, Связи, Пограничная, кинотеатры «Искра» и «Океан», завод бытовой химии и много других объектов по всему городу. Мы гордились, и сейчас гордимся своей работой. Мы – это молодежь со всей России, или, как нас теперь называют, «дети войны».

У нас, приехавших из западных областей, действительно не было детства. Постоянно голодные, оборванные, бродили по сожженным городам и селам в поисках пищи. Летом выручали река (Днепр) и лес, чужие и колхозные сады. А зимой – одна картошка да сушеные грибы… Игрушек не было вообще, разве что тряпичный мяч да найденное в разбитых окопах и траншеях оружие. Чаще всего это были автоматы «Шмайсер» и гранаты, которыми мы глушили рыбу.

Оружие отбирала милиция, да мы и сами его сдавали, расстреляв патроны. Собирали металлолом почти до 1947 года, т.к. повсюду было много разбитой военной техники, и немецкой, и нашей. Ведь мы жили в местах сражений и бомбежек.

Я почти с самого рождения (май 1941) находился с матерью, дедушкой и бабушкой в партизанском отряде, где больше трех лет прожили в землянках. Есть у меня даже ранение осколком в ногу, полученное при бомбежке нашего лагеря.

Видели бы наши дети и внуки какими мы приходили в школу: коротко стриженые (от вшей), голодные, с холщовыми сумками, с тетрадкой и ручкой (перо, привязанное к палочке). Книги были только в школьной библиотеке. Хлебушек с солью был самым вкусным лакомством. По сей день почти всю еду ем с хлебом. Вот таким было наше детство.

Конечно же, мы делаем все, чтобы наши дети и внуки были здоровы, веселы и счастливы. С пенсии мало, чем поможешь материально но можно подарить заботу, внимание, ласку и любовь.

А вот о нас, «детях войны», «заботится» наше правительство. Нам определено «от и до». Вот, например, вам «продовольственная корзина» – это сколько чего съесть, сколько трусов сносить и одно пальто на 8 лет; вот вам льготы, которые отбирают, заменяя подачками, да и инфляция все съедает; вот вам пенсия, на которую можно съездить разве что в Хабаровск. Родители на западе страны повымерли, а похоронить смогли, скорее всего, единицы. А что? Живем по работе Ленина «Шаг вперед, два назад»! Только нам к пенсии бросят две-три сотни, как тут же подпрыгивают цены на бензин, на жилье, на энергию, на воду и, конечно же, на продукты. Скоро, говорят, и последнюю льготу отберут за проезд на транспорте, заменив очередной мелкой подачкой.

Это как же нужно не любить свое старшее поколение, если от такой заботы сколько угодно можно увидеть, как старики и старушки копаются в мусорных контейнерах, попрошайничают, собирают бутылки, продают свои вещи, честно нажитые квартиры или меняют их на гостинки. Ведь деньги нужны не только на еду и одежду, оплату коммунальных услуг, но и на лекарства, которые постоянно дорожают. Льготные лекарства, санаторное лечение – только для участников войны. Мы, конечно, рады за них. И вообще, все идет к тому, что все нам будут выдавать по карточкам. А мы это уже проходили в годы войны и некоторое время после. Какой такой катаклизм происходит, что самая большая в мире страна, имеющая огромные запасы природных ресурсов, плодит только миллиардеров и миллионеров (тут мы впереди планеты всей)? А пожилые люди поставлены на грань выживания. Нас убеждают, что мы при социализме жили плохо, а вот сейчас, при капитализме, хорошо всем. И показывают по телевизору гламурную жизнь известных людей, артистов, спортсменов, но не жителей села, пенсионеров, малоимущих.

Мы всегда надеемся на новую власть, когда идем на выборы. Увы! Выборы проходят, и все остается по-прежнему. Мелькнула как-то трезвая мысль, чтобы «дети войны» были приравнены к ветеранам войны, и исчезла. Наверняка она всплывет к очередным выборам. Нам уже сколько выборных кампаний морочат голову, обещая вернуть дальневосточный коэффициент. А воз и ныне там.

Хорошо бы «детям войны» собраться где-нибудь вместе. Вспомнить родные места, невеселое детство, поговорить о своих детях и внуках, о том как жили раньше: бесплатное обучение, бесплатная медицина, бесплатные путевки, ежегодные поездки в Москву, на родину, малую квартплату и многое другое.

Дорогие «дети войны»! Дай Бог вам всем здоровья, выдержки, оптимизма, надежды на лучшее и мирного неба!

Пенсионер, ветеран труда, Малахов Григорий Егорович, г. Владивосток.


Другие статьи номера в рубрике Защита прав:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100