Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 29 (800) от 16 июля 2008  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Вселенная

Флотоводец

Юрий Филатов

Он родился 17 июля 1868 г. в семье отставного сотника Войска Донского, избранного казаками мировым судьёй. В 16 лет по реестру Войскового правления юноша был направлен в Морское училище. В сентябре 1888 года за успехи в учёбе гардемарину Михаилу Бахиреву вручают мичманские погоны и премию имени адмирала Нахимова (250 рублей).

И хотя, как окончивший училище с отличием, мичман получил назначение в 1-ый флотский Его Императорского Высочества Константина Николаевича экипаж, он попросил направить его на корвет «Скобелев», занимающийся зимними перевозками у Аландских островов. На корвете новичка назначили вахтенным начальником.

Старый корвет знавал лучшие дни. Спущенный на воду в 1861 г., он получил имя «Витязь», принимал участие в новогвинейских экспедициях Миклухи - Маклая, и имя корвета носят остров и пролив в Новогвинейском море. Позднее корабль занимался описанием русского тихоокеанского побережья. Разговоры с моряками, побывавшими на Тихом океане, пробудили интерес молодого офицера к далёкой окраине России.

В мае 1889 г. мичмана Бахирева, согласно поданного им рапорта переводят в Сибирский флотский экипаж, и на пароходе Добровольного флота он прибывает во Владивосток. В феврале 1890 г. его назначают вахтенным начальником канонерской лодки «Бобр». Наступившим летом лодка занимается описанием бухты Находка и залива Америка. Министерство государственных имуществ не теряет надежды заселить долину реки Сучан, несмотря на то, что первый опыт заселения её выходцами из Финляндии окончился неудачей. Михаил Коронатович руководит отдельной съёмочной партией, которая обнаруживает и точно наносит на карту скалу, представляющую серьёзную опасность для мореплавателей. Офицеры канонерской лодки единогласно решают дать ей имя первооткрывателя. Так на морской карте появляется скала Бахирева.

В конце 1890 г. его переводят штурманским офицером на канонерскую лодку «Манджур», находящуюся в качестве стационера в Шанхае. В апреле 1891 г. она вместе с другими кораблями Сибирской флотилии сопровождала цесаревича Николая в его плавании по рекам Китая, портам Японии и до Владивостока.

В конце мая канонерка получила разрешение вернуться в Шанхай, где и пробыла до весны 1893г. В июне её вернули во Владивосток, и после небольшого ремонта отправили на охрану котиковых лежбищ на Командорских островах. Курс кораблю прокладывал уже старший штурман Михаил Бахирев. Его познания в штурманском деле получили высокую оценку не только сослуживцев, но и командования. В декабре 1894 г. по представлению командующего флотилией мичман Бахирев производится в лейтенанты, а в апреле 1896 г. зачисляется по Корпусу флотских штурманов штурманским офицером 1-го разряда.

Но Михаил Коронатович понимает, что его подготовка, как боевого офицера, явно недостаточна. Ведь все десять лет, проведённые на Тихом океане, он плавал как штурман и гидрограф.

Поэтому, в 1898 г. лейтенант подаёт рапорт о зачислении в офицерский класс при Николаевской Морской академии. Через полтора года штурманский офицер новой канонерской лодки «Гиляк», участвует в защите европейских кварталов Тяньцзиня от китайцев - участников восстание ихэтуаней, и штурме фортов Таку. За проявленный героизм лейтенант Бахирев награждается орденом Святого Георгия 4-ой степени, и производится в капитаны II ранга.

После разгрома повстанцев вся Тихоокеанская эскадра переходит в новую базу - Порт-Артур. Но Квантунский полуостров становится прибежищем бывших повстанцев, ставших обыкновенными хунхузами. По предложению Бахирева в порту вооружают ледокольный пароход «Силач», которым он командует. Приняв на борт пограничников полковника Бутова, «Силач» патрулирует вдоль морского побережья.

Малая осадка (всего 1,2 метра) позволяют пароходу войти в любую бухту, а скошенный ледокольный нос помогает почти что вылезать на берег. Десанту пограничников не приходится даже мочить ног. Вскоре большинство банд было разгромлено.

В марте 1904 г. капитана «Силача» переводят на контрминоносец «Смелый». Корабль несёт дежурную службу у входа в бухту, участвует в рейдерских поисках судов с контрабандным грузом. В ночь с 30 на 31 марта «Смелый» первым атаковал японские миноносцы, прикрывавшие подходившие ко входу в бухту брандеры. Последняя попытка адмирала Того закупорить русскую эскадру в бухте была сорвана. Во время блокады Порт-Артура Бахирев на своем миноносце неоднократно прорывался в китайский порт Чифу, доставляя секретные донесения из Владивостока, и приказы начальнику крепости и командующему флотом наместника царя адмирала Алексеева. За эти рейсы капитан «Смелого» награждается орденом Святого Станислава 2-ой степени с мечами, которые добавляются к орденам только за участие в боевых действиях, и назначается командиром отряда контрминоносцев.

В декабре 1904 года капитан II ранга Бахирев на своём контрминоносце во главе отряда последний раз прорывает морскую блокаду, спасая знамёна крепостных частей и Георгиевские трубы, которыми были награждены некоторые полки гарнизона.

Свои корабли он ведёт не в китайский порт Чифу, где его несомненно захватит японская эскадра (с китайским нейтралитетом адмирал Того не особенно считался), а в порт Циндао, находящийся южнее и являющийся собственностью Германии - союзницы России в этой войне. Отряд благополучно дошёл да цели, и русские моряки избежали японского плена. За этот прорыв Михаил Коронатович награждён золотым Георгиевским оружием - саблей с надписью на рукоятке «За храбрость».

После окончания войны Бахирев спокойно привёл свои миноносцы во Владивосток, усилив тем самым Владивостокскую эскадру. 11 апреля 1906 г. его назначают командующим флотилией рек Амурского бассейна.

Впервые у России появилась граница с Японией по р. Туманган и зоной японских интересов по Амуру, Уссури и Сунгаче. Речную флотилию пришлось создавать заново, но в 1907 г. пограничные реки уже надёжно охранялись российскими кораблями. Петербург оценил заслуги Бахирева при обороне Порт-Артура, в создании флотилии, и на его груди появился орден Святой Анны 2-ой степени с мечами.

В 1907 г. Михаил Коронатович навсегда покидает Дальний Восток, и его дальнейшая служба проходит на Балтике. В ноябре 1910 г. капитан I ранга Бахирев назначается командиром 5-го дивизиона контрминоносцев, а через год он становится капитаном крейсера «Рюрик». На нём держит флаг командующий Морскими силами Балтийского моря вице-адмирал Николай Оттович Эссен, знающий капитана по Артуру. Построенный на верфях Виккерса, крейсер выглядел достойным представителем возрождающегося российского флота.

С началом в 1914 г. войны на море Эссен настоял, чтобы произведённый в контр-адмирала Бахирев возглавил 1-ый крейсерский отряд. Уже за первые удачные операции крейсеров он в конце 1914 г. года получил в дополнение к ордену «Святого равноапостольского князя Владимира», которым он был награждён ранее, мечи, что соответствовало новому награждению.

В августе 1915 г. крейсерский отряд успешно противостоит германским кораблям, пытающимся прорваться в Ирбенский пролив. За первый Моонзундский бой Михаил Коронатович награждён орденом Святого Станислава 1-ой степени с мечами.

В декабре его назначают командиром 1-ой бригады линейных кораблей Балтийского флота. Линкорам приходится прикрывать огнём крейсера и эсминцы, противостоящие попыткам немцев вновь протралить пролив. В декабре 1916 г. Бахирева производят в вице-адмиралы, награждают орденом Святой Анны 1-ой степени с мечами и назначают начальником Морских сил Рижского залива. Это был очень разнородный по своему составу отряд кораблей.

В него входили два бывших эскадренных броненосца времён японской войны, которых перевели в ранг линкоров, «Гражданин» (бывший «Цесаревич») и «Слава», крейсер «Баян», на котором вице-адмирал держал свой флаг, эсминцы и тральщики.

Против русских кораблей 4 октября 1917 г. германское командование выдвинуло в Ирбенский пролив такой же сборный отряд «флота открытого моря», но артиллерия немецких линкоров превосходили по дальнобойности боя орудия русских броненосцев на целую милю.

Именно в этом бою по приказу вице-адмирала Бахирева броненосцы прямо в заливе заполнили водой отсеки одного борта. Стволы русских орудий приобрели больший угол возвышения, и их снаряды стали точно накрывать германские корабли, оставаясь для снарядов противника недоступными. Это была последняя попытка немецкого флота с боем прорваться к центральной минной позиции, защищающей Кронштадт и Петроград. Больше они их не предпринимали.

Но в ноябре 1917 года власть в Петрограде перешла к большевикам, а на флоте - к Центральному комитету Балтийского флота (Центробалту), в котором безраздельно хозяйничали анархисты, будущие герои «Оптимистической трагедии».

18 января 1918 г. постановлением Центробалта вице-адмирал Бахирев был уволен «без права на получение пенсии». Два года бывший вице-адмирал служил помощником архивариуса Морской исторической комиссии, подшивал документы, а в свободное время успел подготовить рукопись о боях в Рижском заливе.

Но в 1919 г. по России прокатилась волна красного террора. Расстреливали просто за принадлежность к «бывшим».

Герой русско-китайской, русско-японской и Великой войны, награждённый орденами Святого Георгия 4-ой степени, Святых Станислава и Анны 2-ой степени с мечами, Святого Владимира 3-ей степени с мечами, Святых Станислава и Анны 1-ой степени с мечами и золотого Георгиевского оружия вице-адмирал Михаил Коронатович Бахирев был расстрелян по приговору коллегии Петроградской чрезвычайной комиссии по подозрению принадлежности к контрреволюционному «Национальному центру». Место захоронения неизвестно.

В современных справочниках о нём говорится кратко: Бахирев Михаил Коронатович, вице-адмирал, флотоводец.

Юрий Филатов.


Другие статьи номера в рубрике Вселенная:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100