Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 11 (782) от 12 марта 2008  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

40 лет между красотой и клеветой

Надежда АЛИСИМЧИК

Почему во Владивостоке нет театра оперы и балета? Ведь именно для этой цели более 40 лет назад был создан Институт искусств, переименованный ныне в Дальневосточную академию искусств, где подготовлено столько мастеров высокого вокала. И когда это замышлялось, словно сам Господь Бог поспешил на помощь – прислал во Владивосток балетмейстера, выпускника Ленинградского хореографического училища имени Вагановой Виктора Федоровича Васютина.

НАБОР ВЫСОТЫ

Тогда, зимой 1968 года, любителям балета, присутствующим на краевом смотре детских талантов Приморья, этот никому не известный балетмейстер из Спасска вместе со своим детским хореографическим ансамблем «Белые лебеди» показались спустившимися с небес. После этого триумфа «Белые лебеди» полетели на всесоюзный конкурс - в Москву, где заняли второе место и были приглашены выступить на лучших сценах столицы, включая Дворец съездов. Летом этого же года состоялось их первое концертное турне по России, везде на «бис».

19 мая 1968 года был опубликован указ о присвоении балетмейстеру Виктору Васютину звания заслуженного работника культуры РСФСР, его забросали цветами, комплиментами и предложили переехать во Владивосток. Он согласился при условии, что его спасские питомцы приедут вместе с ним. Условие приняли, и маэстро возглавил хореографическую студию, под которую выделили замшелое от старости здание одной из школ. Через два-три года школа преобразилась в оазис красоты.

Энергия Маэстро магнитила и вовлекала всех, кому был близок круг его идей. Украшали студию всем миром – кто нес хрустальную вазу, кто добывал ковер, зеркала, люстры.… Мыли, скребли, вышивали, добывали средства на костюмы. Маэстро контролировал каждую мелочь убранства, следил за меню детей, принимал участие в перекладке стен. Все должно быть как в профессиональном балете: костюмы, пуанты, грим, парики, манеры, питание.

И при этом работа на износ с детьми, бесконечное: раз, два, три, раз, два, три… повтори, повтори. В результате каждый концерт становился праздником для города: от хоровода «Матрешек» и «Яблочка» до шопеновских «Мазурок» и «Ноктюрна» и полноценных фрагментов из классического балета «Дон Кихот». Владивосток «сошел с ума» - все девочки мечтали попасть к Васютину, а их мамы произносили имя маэстро с придыханием.

Студия стала главной достопримечательностью Владивостока. Туда водили иностранных гостей и важных соотечественников. Адмиралов, министров и консулов встречали дети, стоящие у перевитых цветами перил лестниц. Зеркальные стены, люстры и хрустящая чистота вокруг. Классические марши приветствовали гостей.

Побывала в студии министр культуры Екатерина Фурцева, оценила опытным взглядом и подвела итог: «Во Владивостоке все готово для создания театра оперы и балета». Студии пророчили будущее хореографического училища.

С тех пор прошло почти 40 лет. Выпускники Виктора Васютина танцуют на лучших подмостках России и за рубежом, где угодно, но только не в родном городе. Во Владивостоке музыкального театра как не было, так и нет. Почему?

ПРЕРВАННЫЙ ПОЛЕТ

В 1982 году апофеозом таланта Маэстро Васютина стала постановка «Щелкунчика» в полном блеске исполнения, массовости, костюмов, реквизита и оформления. Такого триумфа завистники вынести не смогли, и на Васютина надели наручники с вопросом: «Откуда все это?». По воле первого секретаря крайкома КПСС Ломакина, человека неразвитого в эстетическом и культурном плане, на Васютина завели уголовное дело. Разумеется, его осудили. Пропали 14 лет труда по созданию во Владивостоке настоящей школы танца.

Когда Васютин освободился, его место в школе было занято его любимым учеником из спасских танцоров – Володей Еремой, который активно топил своего учителя на суде. Безработный оклеветанный балетмейстер Виктор Федорович Васютин после долгих мытарств создал хореографический кружок при Дворце пионеров. И вскоре город вновь несет цветы и рукоплещет новому полету питомцев Виктора Федоровича. И это после перенесенных унижений, предательств, соседства с уголовниками, допросов, пневмоний.

Сторонники Виктора Васютина, а их было немало, все годы, не уставая, пытались защитить имя Маэстро всеми силами и, наконец, достучались. В газете «Правда» появилась объективная статья, расставившая все по местам. Судимость с Маэстро сняли, но осудившие его люди остались при своих должностях, и не потому ли история повторилась вновь?

ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ

Мечта не покидала неисправимого романтика Виктора Васютина, и в перестроечные времена, когда все рушилось, ему выделили пустующее здание. По иронии судьбы, оно расположено напротив зданий краевого суда и прокуратуры.

К 1994 году старое здание было превращено во дворец. При поддержке, в первую очередь, мэра Владивостока Виктора Черепкова там открылась краевая хореографическая школа. В духовной пустыне бандитского Владивостока 90-х годов появился оазис, который окрестили Храмом Красоты. Новая школа превзошла прежнюю, а ведь создана она была из руин не только энергий, но и мозолями на руках Виктора Васютина.

10 лет триумфа и процветания, которые обеспечивал школе Виктор Васютин, шли рука об руку с завистью, подозрениями и интригами. Больно суров Маэстро к лени, вранью, отлыниванию и нарушению этики как питомцами, так и преподавателями. Зато и заботлив, как родная мама - овощи, ягоды, витаминные добавки в столовой – с огорода самого Васютина. А все потому, что знает не понаслышке, что такое голод и нищета.

Васютин однолюб, для него существует только высокое искусство. И талантливый ребенок для него – самый богатый дар, будь он из самой нищей семьи. Потому Маэстро и отстаивал бесплатное обучение. Отсюда и все успехи его питомцев.

Сотни учеников Виктора Васютина стали профессиональными танцовщиками, работают в театрах России и за рубежом. Костя Дурнев – артист балета в Нью-Йорке, Ольга Тарасова – артистка балета города Феникс (США), Антон Кузнецов и Вадим Бубнов - артисты балета Большого театра в Москве, Виолетта Жигалина - артистка Русского балета в Санкт-Петербурге, Юрий Застрожнев – артист театра «Русский балет» под руководством народного артиста СССР В.М. Гордеева…

Владивосток вновь рукоплещет питомцам Мастера, к ним присоединяются аплодисменты соседей – японцев и корейцев.

ВТОРОЕ РАСПЯТИЕ

В 2004 году, на 10-летнем юбилее хореографической школы, ректор ДВГУ В. Курилов в своей поздравительной речи сказал, что Виктор Федорович Васютин – это достояние России. От себя замечу, что на современной стадии одичания общества любое достояние России можно превратить в собственное состояние. Особенно если ты юрист или занимаешь руководящий пост в правящей партии. В. Курилов сочетал в себе обе эти ипостаси «успеха».

Внешне все складывалось прекрасно. Ректор Курилов опекает школу Васютина, питомцы ректора-юриста занимают кабинеты во всех судах и прокуратурах Приморья. Чем не гарантия защиты от любого беззакония? Но тяжела крыша приморского правосудия, ох как тяжела.

С ректором Куриловым они обсудили принципиальные вопросы о бесплатном обучении, сохранении штата и изменении статуса школы на статус хореографического училища. И доктор юридических наук, глава приморского отделения партии «Единая Россия» (на тот момент), ректор ДВГУ В. Курилов поклялся под сенью икон, что он никогда не выгонит Виктора Васютина из стен созданного его руками Храма Терпсихоры.

В постановлении губернатора при передаче школы в состав ДВГУ стояло условие – добиться федерального бюджетного финансирования. Условие ДВГУ не выполнил, и в декабре 2004 года приказом по университету было введено в училище платное обучение. 30 детей сразу покинули его стены.

Виктор Федорович протестовал, доказывая, что талант от толщины кошелька не зависит и за деньги не покупается. Родители учеников хореографического училища тоже не согласились с введением платного обучения и подали жалобу в Ленинскую прокуратуру, где подтвердили незаконность понуждения к заключению договора о взимании платы. В январе 2005 года родители обратились в суд с жалобой о неправомерных действиях должностных лиц ДВГУ по взиманию платы.

Вскоре после подачи этой жалобы в училище стало «жарко». Подыскался случай, чтобы прекратить бунт родителей и расправиться с Васютиным. Мама одного из учеников подала жалобу на имя ректора по поводу произошедшего инцидента между Виктором Васютиным и ее сыном Ярославом Примачевым.

28 января 2005 года Васютин был вызван на ковер к первому проректору ДВГУ Борису Резнику по поводу поступившего заявления, в котором указывалось, что он избил ученика. Васютин написал объяснительную, в которой указал, что никого не избивал. А затем встретился с мамой Примачева и с трудом припомнил давний случай, когда он толкнул в лоб этого мальчика в назидание, чтобы тот не обижал девочку. Маэстро тогда не сразу понял, что мальчик не пинает ногами лежащую на полу девочку, а заигрывает с ней. Виктор Федорович извинился перед мамой. А она согласилась, что это не избиение. На том и порешили.

Но 16 февраля 2005 года на стол прокурора Приморского края В. Василенко легло заявление, а 24 февраля 2005 года следователь Ленинской прокуратуры Овсянников направил находящемуся на лечении Виктору Васютину уведомление о возбуждении уголовного дела. Почему такая спешка? Да потому что заявление на имя прокурора края подал ректор Курилов самолично, а никак не мама Примачева. Все юристы действовали как единая команда.

11 февраля Виктор Васютин был уволен, несмотря на то, что с 10 февраля он был на больничном. Через полгода приморская Фемида рапортовала о торжестве правосудия (над законом?) – Васютин был приговорен к трем годам лишения свободы (условно) без права заниматься педагогической деятельностью один год.

Кассационный суд собирался дважды. В первом составе он вынес решение об отмене приговора Ленинского суда и возврате дела на новое рассмотрение. Это был реверанс в сторону Генпрокуратуры, которая заинтересовалась делом Васютина в ответ на обращение депутата Госдумы Виктора Черепкова. Из краевой прокуратуры прокурор Богомолов в Генпрокуратуру дал ответ, что дело будет пересматриваться по решению краевого суда. И после этого сразу направил в краевой суд представление об отмене этого решения кассационного суда о пересмотре дела. Словом, попросил коллег из краевого суда провести новое заседание и принять решение оставить приговор Ленинского суда в силе – виновен, три года условно.

Новое заседание состоялось 7 сентября 2006 года при очень интересной интриге. На это заседание вновь пришел свидетель, хорошо известный во Владивостоке Вайман Леонид Анисимович, профессор ДВ академии искусств, заслуженный работник высшей школы РФ, замечательный музыкант – руководитель Приморского народного ансамбля скрипачей «Элегия». Прошло два часа, а в процесс не зовут. Наконец догадались, что все дело в нежелательном свидетеле, Леониде Ваймане. Сговорившись, отправили его посидеть этажом ниже, вроде как ушел совсем.

Через 5 минут после этой процедуры Васютин был приглашен в зал заседаний. Нужно было видеть лица судей при появлении Леонида Ваймана. Была немая сцена, длившаяся несколько минут. Судьи пошептались и, когда дело дошло до показаний свидетеля, объявили, что опросить его не могут по причине отсутствия секретаря, который мог бы эти показания записать.

А между тем, Леонид Вайман хотел подтвердить свои показания, которые он давал в Ленинском суде, где их не приняли во внимание. Показания о том, что 22 января 2005 года, в день инкриминируемых Виктору Васютину событий, его в училище не было. Они проводили совместную репетицию с ансамблем «Элегия» в Камерном театре перед концертом, который состоялся 26 января. И все 10 музыкантов этого ансамбля могли подтвердить то же самое, сохранилась и афиша концерта.

Но показания не были нужны, дело было сделано. Судьи краевого суда вынесли решение оставить приговор Ленинского суда в силе, и тут же объявили амнистию. На что Виктор Васютин заявил, что он своего согласия на амнистию не давал, поскольку амнистируют преступников, а он себя таковым не считает.

Директором хореографического училища была назначена родственница Курилова – Н. Чабанюк (у Васютина она работала замом), а главным бухгалтером – ее родная сестра. Бесплатных детей в школе больше не осталось.

Но нравственная струна у Виктора Васютина не лопнула, он был и остается неисправимым романтиком и продолжает верить, что театр оперы и балета во Владивостоке будет. И факел высокого искусства, которым Маэстро Васютин так ярко осветил Приморье, не задуют куриловы, как не сумели это сделать ушедший в небытие Ломакин и прокурор Василенко, столь бесславно покинувший краевую прокуратуру, из стен которой все это дело и вышло.

Тьма сгущается перед рассветом, но ей еще ни разу не удалось отменить восход Солнца.

В настоящее время поданная Виктором Васютиным жалоба находится в Европейском суде.

Надежда АЛИСИМЧИК.


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100