Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 3 (774) от 16 января 2008  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Вселенная

Святитель иннокентий

Ю. Филатов

В 2008г. исполняется 150 лет присоединения Приморья к Якутской и Алеутской епархии, возглавляемой одним из ведущих учёных России, этнографом, лингвистом, исследователем Аляски, Якутии и Дальнего Востока архиепископом Иннокентием. Русской православной церковью причислен к лику святых под именем Иннокентия - Святителя Алеутского.

Будущий митрополит Московский и Коломенский, в миру Иван Евсеевич Попов, родился 26 августа (6.09 по н.с.) 1797года в селе Ангинское Иркутской губернии. Сын бедного пономаря мог рассчитывать только на карьеру священнослужителя, и потому отец отвез его в 1806 г. в Иркутскую семинарию.

Руководство ею только что оставил талантливый учёный и педагог архимандрит Иакинф, но принципы обучения, заложенные им, в семинарии сохранились. Будущим служителям церкви, деятельность которых в глухих местах Восточной Сибири, по мнению Иакинфа, не должна была сводиться только к богослужению, преподавали основы ремёсел. Выпускники семинарии были неплохими кузнецами, столярами, плотниками, печниками и даже часовщиками, и выпускник семинарии Иван Попов хорошо этими основами овладел.

В 1818 г. он блестяще сдал выпускные экзамены, и, решив остаться служителем Белой церкви, женился на Катеньке дочери священника иркутской Благовещенской церкви отца Ивана, с которой познакомился в последние семинарские годы. В том же году, чтобы не давать повод любителям каламбуров (поп Попов), он сменил фамилию. В память о любимом педагоге семинарии Иркутском преосвященном Вениамине, он становится священником Вениаминовым.

В 1821 г. он служит в Благовещенской приходской церкви. Но Иркутск - столица Восточной Сибири, и город от недостатка священнослужителей не страдающий. Путь наверх в духовной иерархии в нём долог. А отец Иоанн по характеру миссионер и исследователь. Потому он в 1823 году принимает предложение представителя Правления Российско-Американской компании в Иркутске стать миссионером в Русской Америке.

Примерно год добирался священник Иоанн с семьёй до столицы Русской Америки - укреплённому поселению Новоархангельск, которое находилось на о. Баранова.

С ним были жена, новорожденный сын, брат Степан и мать, не пожелавшая отпустить сына одного в такую даль без материнского присмотра. Местом пастырского служения управляющий Русской колонией ему определил остров Уналашка - самый крупный в Алеутской гряде.

В 1827 году её острова обследовал шлюп “Сенявин”. “С самой Бразилии не видели мы картины, столь приятной и весёлой. Ни палящим солнцем горы Чили, ни угрюмые, хотя и великолепные леса ситхинские не представляют ничего подобного”. Так отзывался его командир капитан - лейтенант Ф. Литке об Уналашке, острове, где шумели и сверкали водопады, а над дикими горами владычествовал вулкан Макушинский. Там и поселились Вениаминовы.

За два года под руководством пастыря алеуты, населяющие остров, научились обжигать кирпичи, строить и плотничать. В 1826 году возведенная на острове церковь была освящена во имя Вознесения Господня. Иконостас храма был изготовлен и позолочен самим отцом Иоанном.

Но кроме церковного служения он занимался изучением островных племён. За короткий срок молодой священник изучил шесть наречий островитян и составил алеутский букварь. Позже он написал “грамматику языка народностей Алеутских и Лисьих островов”, “Заметки о языках колушанов и кодьяков”, перевёл для алеутов Катехизис и Евангелие от Матфея и сочинил для островитян знаменитую проповедь-наставление “Истинный путь в Царствие Небесное”, которую до сих пор, в память о Святителе, читают с амвона православных храмов в американском штате Аляска.

И всегда была рядом с ним верная спутница Катя - Екатерина Ивановна. Она вместе с ним обучала алеутов месить глину, штукатурить стены. Но своей главной задачей она считала помощь мужу в завоевании доверия островитян. Она сумела подружиться с алеутками, овладела их разговорным языком, и с её помощью сумел отец Иоанн быстро изучить язык своей паствы. А на Екатерине Ивановне лежала и забота о всей семье, так как большая часть жизни её мужа проходила в разъездах по Аляске, абсолютно неизвестной географам и этнографам всего мира стране.

Русские корабли и компанейские суда на Уналашку заходили редко, и потому семье приходилось самой делать запасы на зиму. Екатерина Ивановна покупала (товар из компанейской лавки) рыбу. Сама солила или сушила её. Отцу Иоанну в его разъездах была нужна юкола (сушёная рыба, служащая едой для путешественника и кормом для собак).

Зимою она вместо мужа читала островитянам Священное писание и Жития святых. В открытой при церкви школе для мальчиков часто вела уроки, а вечерами - занятия с девочками, они постигали основы арифметики, гигиены и религии. От неё алеуты, взрослые и дети, успели многое узнать о России, подданными которой они стали с 1788 года.

Когда на Аляске вспыхнула эпидемия оспы, то она уговорила всех уналашкинцев сделать прививку. Но провести её они доверили только ей.

Пришло время покинуть полюбившийся им остров, но на нём осталась существующая и поныне память о них - единственная на всём архипелаге роща, посаженная ею и мужем. В 1834 году главу семьи переводят в столицу колонии Новоархангельск для служения в соборном храме Архангела Михаила.

Итог своей просветительской и миссионерской деятельности на Алеутской гряде священник подвел в своей книге “Записки об островах Уналашского отдела”, ставшей руководством для будущих миссионеров. Она же явилась одной из первооснов романа Н. Некрасова “Три страны света”.

На новом месте отец Иоанн продолжает свои просветительские и этнографические занятия. Он изучает язык индейцев - тинклитов (колошей) и организует школу для мальчиков этого племени. С помощью его старейшин знакомится с другими племенами, их обычаями и языками народов, населяющих архипелаг Александра I. Итогом этих лингвистических занятий стали “Замечания о колошском и кадьякском языках и о прочих наречиях в Российско-Американских владениях с присовокуплением Российского словаря”. Продолжает настоятель заниматься украшением храма. По его просьбе в крепость доставляют башенные часы, которые он сам устанавливает на звоннице. Вот как рассказывает о нём в своих воспоминаниях капитан английского корвета Эдуард Бельчер, побывавший в Новоархангельске в 1837г.:

“Точные инструменты и измерительные приборы - от башенных часов до барометров - в Ново-Архангельске делает священник Вениаминов, известный впоследствии как этнограф и историк Русской Америки. Человек богатырского роста и сложения, мастер, охотник и отважный путешественник. Мне удалось в созданной и оснащённой изготовленными им прекрасными телескопами обсерватории провести ряд интересных наблюдений. Побывал я и у него храме с её паникадилами из старинного испанского серебра и облачениями из китайского шёлка. Впечатления остались великолепные”.

Но вскоре семью постигает большое горе - умирает Екатерина Ивановна. В 1840 году отец Иоанн принимает постриг под именем монаха Иннокентия. В том же году он был хиротонисован епископом Камчатским, Курильским и Алеутским. Вернувшись в Русскую Америку, владыка продолжил свою просветительскую деятельность: учредил новые школы и училища, изучал быт, нравы и материальную культуру коренного населения Аляски и Алеутских островов.

Научные заслуги этого выдающегося иерарха Русской церкви общепризнаны, его труды переведены на многие языки. Вот с какой теплотой отзывался епископ о своей пастве:

“Чем больше я узнаю туземцев, - писал он митрополиту Московскому Филарету (Дроздову) - тем больше люблю их и тем больше становлюсь убежденным, что мы со всею нашей просвещенностью значительно отклонились от пути к самосовершенству и вряд ли сознаём это, в то время как многие “туземцы” гораздо чище морально, чем многие просвещенные люди... Учить всех детей простых людей - эта мысль долгое время занимала мой ум. И в этом я частично преуспел и, по милости Божией, добился некоторых результатов... Если алеуты любят меня, то это просто за то, что я учил их”.

В 1852 году к епархии владыки была присоединена Якутия, и архиепископская кафедра была перенесена из Новоархангельска в Якутск. Владыке, одному из первых, пришлось изыскивать наиболее удобную дорогу из Якутска к тихоокеанскому побережью, к Аяну.

Во время Крымской войны архиепископ не покинул свою паству. И когда 9 июля 1855 года десант с английских фрегатов “Винчестер” и “Барракуда” высадился в Аяне, то преосвященный, в отличие от генерал-губернатора Муравьёва, который, завидев английские корабли, прихватил жену и удрал в сопки, продолжал править службу в аянской церкви. Англичане, вошедшие в храм, вежливо дождались конца службы, в которой прихожане молились о ниспослании победы русскому оружию, а потом предложили владыке отправиться с ними на фрегат.

Преосвященный подчинился, но по прибытию на корабль предупредил, что если речь идет о пленении, то расходов по его содержанию корабельная казна и провизионная кладовая могут не выдержать. Оценив телесную мощь владыки, британцы признали его правоту, и после обеда с шампанским архиепископа с почётом вернули на берег.

Теперь владыке пришлось нести свет христианства еще одному народу российской Империи - якутам. За короткий срок архиепископ овладел якутским языком, перевёл на него Священное писание и основные Богослужебные книги. А в июле 1859 г. якуты впервые услышали Богослужение на родном языке.

Совершая поездки по епархии, преосвященный обратил внимание на удобное расположение Усть-Зейской станицы. В 1856 году в своей статье “Нечто об Амуре” он писал:

“Перед устьем Зеи прежде всех должен быть город и не менее как губернский. Занятие Амура, т. е. заблаговременное приготовление места для будущих поселений, отнюдь не лишнее и не безрассудно: напротив того, надобно это сделать как можно скорее, дабы кто-нибудь из европейцев не предупредил нас, а тогда без ссоры и войны нельзя будет занять Амура”.

Очень скоро на этом месте появился город Благовещенск, куда в 1862 году владыка перенёс свою резиденцию.

Особым вниманием архиепископа пользовалась Приморская область, которая после присоединения Зауссурийского края, заняла всё тихоокеанское побережье России.

Главное, на что обращал своё внимание владыка, это просвещение. При его поддержке открываются школы при станичных церквях. Это покажется странным, но преосвященный раньше генерал-адмирала Великого князя понял, что бухта (порт) Владивосток, при всех её неудобствах, станет главной военно-морской базой и центром Приморской области. Потому и передал благочинному судов Сибирской флотилии антиминос для будущей церкви, был освящённый и подписанный самим владыкой: “В храм Успения Пресвятой Богородицы в порт Владивосток Приморской области Восточной Сибири 1859 года июня 22 дня”.

Стоит вспомнить, что лишь через год в порту Владивосток высадится взвод пограничников, и с его благословления в 1861 году они начнут строительство церкви во имя “Успения Пресвятой Богородицы”, ставшей на первых порах духовной опорой населения поста.

В 1868 году член Святейшего Синода, кавалер ордена Александра Невского владыка Иннокентий переводится в первопрестольную, митрополитом Московским и Коломенским. Здесь он прослужит до конца дней своих.

Но для современников он навсегда оставался иноком-просветителем, о котором один из его сподвижников писал через много лет в своих воспоминаниях:

“Я до сих пор вижу епископа Иннокентия, одетого в шубу из оленьей шкуры и сидящего тёмной зимней ночью на камне в центре природных обитателей камчатской глуши, жующих сушёную рыбу, и среди нескольких сотен лаек, свернувшихся клубком и заснувших от усталости.

Никогда ни один русский иерарх не раздавал когда-либо своих благословлений в такой глуши”.

Ю. Филатов.


Другие статьи номера в рубрике Вселенная:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100