Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 41 (760) от 10 октября 2007  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Что остается людям?

Анастасия Загоруйко

(Продолжение. Начало в № 40)
За что пытались убить народного депутата Королюка, какая система управления нужна Владивостоку, и какое наследство нынешняя дума города оставляет своим преемникам. Об этом рассказывает сегодня сам Валерий Павлович.

– Вот теперь я уже могу точно ответить на заданный Вами в прошлый раз вопрос о бюджете, т.к. состоялось заседание думы города и многое стало понятно. Никакого проекта на следующий год администрация так и не представила и вряд ли в ближайшее время представит. Но заседание (а оно было долгим, изматывающим – 40 вопросов в повестке) выявило и другое: чиновники продолжают лихорадочно распродавать последнее из того, что еще осталось ценного в городской собственности. В частности, было предложено выставить на приватизацию фадеевскую овощебазу – 18 000 кв. м (добавьте сюда землю, постройки, подъездные пути) по цене… всего лишь 200 долларов за «квадрат» (в 3 раза меньше, чем в среднем по городу за гораздо менее оборудованные помещения). Мотив: с 2004 г. муниципальное предприятие, которое этой базой распоряжается, сдает его в аренду по 9 руб. (официально) за тот же «квадрат», город ничего с этого не получает и, к тому же, несет убытки, ежегодно выплачивая 200 000 руб. налога за эти площади. Ну так, ребята, чего ж вы ждали-то три года? Давно надо было обращаться в прокуратуру, менять руководство предприятия, ведь уж здесь-то коррупция очевидна! Или сами в этом деле были «замазаны» и теперь спешите сбагрить его? Я уж не говорю о продовольственной безопасности города – похоже, она здесь вообще никого не интересует (все остальные подобные базы давно распроданы предыдущими административными «командами», эта – последняя)…

С большим трудом удалось приостановить и другой значимый для горожан вопрос (его специально «засунули» в конец повестки дня, когда депутаты уже устанут, будут покладистей, корреспонденты все разбегутся, и можно будет все сделать «втихаря и по-быстрому») – о повышении тарифов на воду. Сама дума тарифы повышать не может (это право она давно передала главе администрации), так придумали изящный термин: «инвестиционная надбавка к тарифам». И надбавка немалая – 1, 16 руб. за каждый кубометр. Мотивируют это (опять, в который уж раз) необходимостью менять изношенные трассы. Ну так ищите инвесторов, создавайте им условия. Нет, снова хотят переложить эти расходы на плечи населения.

Тут же большинство ныне действующих депутатов категорически отвергло мое предложение позаботиться при этом о социальной защите малообеспеченных, предусмотрев для них систему компенсаций из городского бюджета (согласитесь, что даже 100 руб. – это абсолютно разная цифра для бабушки с пенсией 3 тыс. руб. и для чиновника или предпринимателя, получающих 3 тыс. долларов). Мало того – они сумели в этот день отменить даже ту малую льготу в 35 руб., которая ранее у малообеспеченных была. Администрация вообще заявила, что данной категории мы ставим счетчики воды и поэтому их затраты значительно снижаются. Но позвольте, счетчики воды только показывают реальную, правильную (!) цену, а не снижают ее. Они подтверждают, что и нынешние-то тарифы неимоверно завышены, а вы хотите их еще увеличивать!

Словом, мне пришлось опять (как и в случае с криминальной приватизацией) выйти из зала и сорвать им кворум. К сожалению, это – единственная мера воздействия депутата-одиночки для того, чтобы к его мнению прислушались, и последняя возможность защитить интересы простых горожан перед депутатами-бизнесменами. Уверен, что в следующий раз они (опять же, как в случае с криминальной приватизацией) кворум себе сумеют обеспечить и сделают все как им надо.

Чтоб этого не допустить, общественная организация «Российские Пенсионеры», которую сегодня я один представляю в думе, призывает всех неравнодушных граждан и всех городских пенсионеров отпикетировать следующее заседание гордумы, которое наши бизнесмены и чиновники намереваются провести в ближайшие дни специально для «продавливания» этого вопроса.

– Работая столько лет на своих избирателей, как Вы можете охарактеризовать основные проблемы нашего города?

– Основная и главная городская проблема в том, что Владивостоку не хватает грамотного управления. У нас до сих пор не разработана и не введена нормальная схема хозяйственного управления. Мы по-прежнему выбираем мэров за красивые слова, за самопиар. Такая система порядка никогда не прибавит. Нужно четко определиться: чего мы больше хотим – слушать правильные речи или правильно жить? Поэтому, как я уже ранее не раз предлагал, нужно разделить хозяйствование и «представительство». Суть поправок в Устав, которые я неоднократно предлагал в течение последних трех лет, заключается в том, чтобы реально, а не на словах, разделить две ветви городской власти: исполнительно-распорядительная должна назначаться (на конкурсной основе), а избирать нужно только представительно-нормотворческую. Но именно эти поправки нынешними депутатами так и не были поддержаны, мотив: а кто ж тогда в мэры-то пойдет, если там воровать нельзя будет? Вот потому теперь так и живем…

И самое интересное: многие со мной спорят, утверждают, что это недемократичная инициатива! Демократия, конечно, вещь хорошая и нужная. Но, когда речь идет о функционировании механизма, то какая тут может быть демократия? А городское хозяйство – именно механизм, и он должен функционировать по законам механики, а не «болтологии».

– Валерий Павлович, во время прошлого нашего разговора Вы говорили о том, что год назад, когда шла борьба за права граждан на самоуправление, Вас пытались даже физически уничтожить. С чем Вы связываете эти попытки?

– Да, занятие политикой, настоящее (а не декларативное) отстаивание интересов граждан здоровья не прибавляет… В то время в думе и в Общественной палате города шли бурные дебаты по вопросу регистрации Территориальных общественных самоуправлений (ТОС). Дума долго не принимала положение о ТОСах, на котором мы с моим коллегой А. Юртаевым настаивали. Также долго не могли принять и условия, по которым должна происходить их регистрация, порядок утверждения границ. Причем, на тот момент в городе ТОСов уже существовало около десятка, но первым официально зарегистрированным стал последний из них – ТОС «Иртыш-32», с нашей помощью. Нападение на меня произошло незадолго до заседания думы, на котором, как раз, должны были рассматривать и утверждать границы «Иртыша-32». То есть, границы той территории, где «в своих интересах и под свою ответственность» распоряжаются сами жители. Территории, на которой мэрия без учета их мнения не сможет поставить ни магазин, ни дом. Там практически невозможна никакая самовластная «точечная застройка» (от которой сегодня страдают все остальные).

Ведь что такое ТОС? Это, в первую очередь, самостоятельность граждан, зависимость власти от них. Во-вторых, на эту деятельность из муниципального бюджета должны выделяться деньги, чего кое-кому, видимо, очень не хочется. Хотя в бюджете у нас есть на это отдельная статья, но она пока реализуется по самовольному усмотрению администрации (хотя деньги целенаправленно должны идти на развитие местного самоуправления, в том числе ТОСов, которые в других городах России уже давно существуют и успешно работают).

Так вот, 13 июля 2006 года, когда я вечером после работы возвращался домой, за мной в подъезд зашел молодой человек спортивного вида и тихо встал сзади. Когда я вызывал лифт, он металлической трубой, завернутой в черный пакет, внезапно вмазал мне по голове. Судя по всему, целился прямо в висок (а от такого удара, как врач говорю, люди не выживают). К счастью, я в это мгновение начал поворачивать голову, и удар пришелся ближе к затылку. Бил он со всей силы – так, что меня отбросило на стену, я прикрылся рукой и через секунду начал отбиваться. Видимо, он этого не ожидал, и продолжал меня добивать. Когда понял, что не удается, кинулся наутек, я – за ним, но (т.к. кровь хлестала из раны и голова вдруг «поплыла») догнать не смог… Скорая приехала через 20 мин., а милиция – только через 45 и, естественно, сумела лишь зафиксировать лужу крови на месте покушения. Позднее поиски преступника также ни к чему не привели.

Больше недели после нападения я пролежал в нейрохирургическом отделении тысячекоечной больницы с рубленой раной головы и ушибом головного мозга, не считая ссадин и кровоподтеков на всем теле. Но на заседание думы, даже раненый, все-таки пришел и помог жителям БАМа отстоять их права!

Я считаю, что это было целенаправленное покушение на убийство по политическим мотивам и ничего больше. Если бы хотели ограбить или проучить, действовали бы по-другому, а нападавший тогда «работал» молча, почти профессионально и даже не пытался меня ограбить.

– На заседании 4 октября гордума также рассматривала поправки в бюджет 2007 года. В связи с чем возникла эта необходимость?

– Дело в том, что мы ведь теперь почти на каждом заседании корректируем бюджет. И я вижу в этом одно из двух – либо он составляется без надлежащего перспективного планирования, либо это такой способ «подчистить хвосты» перед прокуратурой, которая сегодня активно проверяет городскую администрацию.

Но, несмотря на все это, в нынешнем бюджете есть и некоторые положительные моменты. Если сравнить, к примеру, бюджеты 2003 и 2007 годов, то финансирование социальных статей сейчас значительно увеличилось. Вопрос в другом: а как реализуются эти средства? По отзывам практиков, система «откатов» за это время тоже выросла: если при Черепкове чиновники брали 10 %, при Копылове 15-20 %, то сейчас доходит до 50, а то и 70 %!

Разговаривал с руководителем фирмы, которая занимается ремонтом, о том, почему у нас асфальт такой плохой и на дороге не держится. Он говорит: «сегодня реальный «откат» – 50 %, не согласишься – потеряешь заказ и твои работники будут сидеть без зарплаты. Но цена-то асфальта и всего прочего остается прежней, и я должен теперь либо добавлять туда пыль, либо делать только половину дороги. А надо сделать всю работу, поэтому и “разбодяживаем”, как можем». Вот вам, оказывается, и весь «большой секрет» наших пластилиновых, снегорастворимых дорог…

– Какой багаж гордума второго созыва оставляет своим преемникам, все ли нормативные акты доработаны?

– Еще по весне у меня было предложение к коллегам: разгрести все завалы, чтобы не оставлять «дурного наследства» следующему созыву. На мой взгляд, значительную часть того, что нынешняя дума успела принять или недоприняла, новые депутаты должны будут переделывать. В том числе и Устав города, ведь тот Устав, который действует сейчас – исключительно проадминистративный (он и вносился-то администрацией одной большой поправкой, меняющей весь текст). А дума – власть представительная, и задача ее – защищать интересы граждан, а не администрации. Никто, наверное, не будет спорить, что интересы горожан довольно часто и значительно расходятся с интересами наших чиновников…

(Окончание разговора – в следующем номере.)

Беседовала Анастасия Загоруйко.


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100