Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 21 (740) от 23 мая 2007  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Защита прав

Отметины войны

Татьяна Сидоренко

Когда «разобрались», что снаряды для Победы делали дети «врага народа», то Зинаиду и Семёна репрессировали в 1952 году. Было это в селе Тарасовка Михайловского района. Во время войны, в августе 1942 года на уборке зерновых Зина варила комбайнерам еду. Зине было тогда всего 15 лет. Несла она полное ведро воды.

В траве валялось что-то зелёное, вроде мяча. Зина тронула его ногой. «Мяч» взорвался. Это оказалась фосфорная бомба. Девочке прожгло платье, попало на ноги. Тело горело, пахло палёным. Издали бежал солдат и кричал: «Суй ноги в ведро!» Когда она засунула ногу в ведро, зашкворчало, шкура лопнула, вздулось белое мясо…

«Я не знаю, что было бы, если б не вода в ведре, и если бы солдат не подсказал, чтобы я окунула ногу в воду», - рассказывает Зинаида Макаровна. Звали того солдата Федя Сапрыкин, как она узнала позже. Фамилию своего спасителя она запомнила на всю жизнь. Поблизости стояла бестарка, уже полная зерна. (Бестарка – это телега с высокими бортами или большой короб вместо телеги, установленный на колёса. Предназначена для перевозки зерна). Но это был единственный транспорт, на нём и отвезли её в село. А оттуда уже повезли в Ивановку, в больницу, где раненую долго лечили от химического ожога.

В январе следующего года нога ещё не зажила (а прошло полгода после ранения!), но, несмотря на это, 13 января 1943 года Зину по повестке призвали на учёбу в ремесленное училище во Владивосток. Зине ещё не было 16 лет. В стране объявили призыв молодёжи в ремесленные училища. Призыв, как военный набор, а не по добровольному желанию!

Привезли ребят во Владивосток и пешком через Золотой Рог по льду повели на Змеинку. (Тогда бухта зимой замерзала). Учились они в ремесленном училище №10. Училище было военизированное, обращались по-военному: «Товарищ мастер», «Товарищ замполит». Токарную группу вёл мастер Кузьминых. Вот несколько фамилий тех, кто учился вместе с Зиной: Пётр Баюн, Александр Полозов, Александр Кустов, Таисия Петровна Ридняк, Любовь Григорьевна Козинец. Учились и работали они на военном заводе, изготавливали снаряды.

Вместе с Зиной в ремесленное училище забрали и её 13-летнего брата Семёна Кравчука. В общежитии он приходил к ней и плакал: «К маме хочу». А в 1952 году они оба попали под 2-ю волну репрессий, когда власти «разобрались», наконец, что снаряды для Победы делали дети «врага народа». (Их отца расстреляли в 1938 году, но семья не знала об этом до 1972 года). Зине, тогда уже молодой маме с грудным сыном, дали 24 часа для выезда из Владивостока!

Позже, когда ввели трудовые книжки, одна «умная» кадровичка записала дату начала трудовой деятельности: «1943 год», - без числа и месяца. Спустя много лет, при назначении пенсии, другая кадровичка с полной убеждённостью возмущалась: «Никогда не слышала, чтобы учебный год в училищах начинался в январе». А вот начинался! В 1943 году! В годы войны подростки встали к станкам - заменили ушедших на фронт рабочих…

Может быть кто-то узнает себя в заметке или захочет поправить мои неточности, прошу, напишите в редакцию.

Этот рассказ я записала со слов моей тёти Зинаиды Макаровны Валюх (урожденной Кравчук), в настоящее время жительницы города Арсеньева. В феврале этого года ей исполнилось 80 лет. Здоровья Вам, любимая тётушка, и всем ветеранам, воевавшим и не воевавшим, пережившим трудные годы.

Татьяна Сидоренко, г. Владивосток.


Другие статьи номера в рубрике Защита прав:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100