Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 13 (732) от 28 марта 2007  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Вселенная

Чудеса Василия Блаженного

Надежда Алисимчик

7 июля 2007 года в Лиссабоне состоится финал конкурса, на котором будут названы 7 новых чудес света. Всего на конкурс было подано более 200 заявок, но в финалисты конкурса вышел только 21 претендент. Победители определяются путем всеобщего голосования на сайте ЮНЕСКО, где уже проголосовали 20 тысяч землян.

В число финалистов вошел и архитектурный ансамбль Кремля, и Красная площадь, истинная жемчужина которой – собор Василия Блаженного.

Первое упоминание о 7 чудесах света относится к 3 веку до н.э.

Это пирамида Хеопса, высота которой достигала 146 м, и она считалась самым высоким сооружением в мире.

Храм-усыпальница (мавзолей) царя Мавсола в Галикарнасе на побережье Малой Азии поражал внутренним великолепием скульптурного ансамбля и настенных фриз.

Александрийский маяк - 120-метровая трехэтажная башня на острове Фарос. Венчала башню огромная бронзовая статуя Посейдона. Наверху горел огонь – маяк для мореплавателей.

Висячие сады в Вавилоне соорудил для своей жены царь Навохудоносор. Растения и цветники размещались на трехъярусной башне, напоминая царице ее горную родину.

Храм Артемиды в Эфесе славился необыкновенной роскошью убранства, статуями, художественной росписью и еще именем Герострата, который поджег этот храм, чтобы прославиться в веках.

Неслыханной по красоте считалась статуя Зевса работы Фидия. Туловище и голова бога-царя были выполнены из слоновой кости, а одежда и венец – из сверкающего золота. 20-метровая статуя была помещена в глубине беломраморного храма.

Колосс Родосский - статуя бога Гелиоса на острове Родос скульптора Хареса. Это 36-метровый бронзовый юноша-бог с лучистым венцом на голове.

Хотя время, войны и землетрясения рушат рукотворные чудеса, но человек не перестает создавать новые: Тадж-Махал в Индии, статуя Свободы в Америке, статуя Христа в Бразилии… собор Василия Блаженного, носящий имя русского святого, в миру сапожника из подмосквной слободки.

ПОДВИГ ЮРОДСТВА

Религиозное чувство подобно музыкальному слуху, оно может быть врожденным, а может отсутствовать вплоть до глухоты.

Блаженный Василий родился в декабре 1468 года, по преданию, на паперти подмосковного Елоховского собора в честь Владимирской иконы Божией матери.

Напомним вкратце времена, в которые протекала жизнь святого. Рождение и первая половина жизни Василия пришлись на правление Ивана III. Это было благословенное время. Царь женился на византийской царевне Софье Палеолог, воспитанной в Риме. После свадьбы царь провозгласил себя преемником византийских императоров и принял их герб - двуглавого орла. Россия задышала просвещением и искусством. Монастырские библиотеки пополнились греческими книгами, а итальянские архитекторы возвели в Кремле Успенский собор и Грановитую палату.

Сын Ивана III, Василий, долго не имел детей, и, наконец, разведясь, женился на Елене Глинской. Но и она не имела детей три года, ни посты, ни молитвы, ни щедрая милостыня не помогали.

Однажды государыня увидела босого, одетого в рубище блаженного Василия. Она спросила его, родится ли у нее сын.

- Будешь матерью, - ответил Василий. - Родится у тебя сын ума широкого, а нрава лютого. Будет от него добро, а зла того больше.

25 августа 1530 года родился у царской четы сын, будущий государь Иван Грозный. Через 3 года скончался его отец, остался венценосный младенец наполовину сиротой.

В годы правления Ивана Грозного блаженный Василий был уже стар годами, но обилен Божией благодатью, которая единая есть неубывающая сила и в немощи физической, и на смертном одре. Ею одною человек и движется к Богу, ею и предстоит пред Всевышним.

Свой подвиг юродства Христа ради Василий начал в 16 лет. До этого он был отдан в обучение сапожному мастерству. В ту пору и произошел первый удивительный случай. Один приезжий купец пришел заказать сапоги, прося сделать их такими, чтобы не износить и за год. Василий прослезился: «Сошьем такие, что и до смерти не износишь». А на недоуменный вопрос мастера пояснил, что заказчик умрет, даже не успев примерить сапоги. Так и случилось.

Оставив мастерскую и отчий дом, Василий стал жить в Москве. Ходил он практически нагим, терпел лютый зимний холод и не менее лютую человеческую злобу, которая, как известно, имеет корни в стадном, дочеловеческом мышлении – «будь, как все».

В начале пути били блаженного часто, и вроде за дело: то опрокинет лоток с калачами, то прольет кувшин с квасом. Но постепенно начали понимать тайный смысл его действий, когда обнаруживалось, что калачи были из муки с вредными примесями, а квас негоден для питья.

И благодаря таким молчаливым урокам, погасла людская злоба, и стали почитать Василия юродивым Христа ради. И пошли к нему за советом бояре и простой люд.

Один купец никак не мог достроить церковь, трижды своды обрушивались. Обратился купец к блаженному, а тот его направил в Киев: «Найди там убогого Ивана, пусть он тебе даст совет, как достроить церковь». Разыскал купец Ивана, который в бедной хате качал пустую люльку. «Кого качаешь?», – спросил купец. «Родную матушку, воздаю неоплатный долг за рождение и воспитание». Тогда вспомнил купец свою мать, которую выгнал из дома, и понял, почему не может достроить церковь.

Суров был Василий к тем, кто подавал милостыню с корыстной целью, не из сострадания к бедности и несчастью, а из корыстных побуждений - получить божью помощь в собственных делах. И благотворил тем, кто, оставшись без средств, стыдился просить милостыню. Существует предание, как он отдал богатые царские подарки иностранцу-купцу, который, оставшись безо всего, три дня не ел, но не мог просить.

Не чурался Василий заходить в корчму ради спасения ближних. Пришел он как-то в питейное заведение, где хозяин, подавая вино, обычно чертыхался. Вслед за Василием вошел туда человек, весь трясущийся от пьянства и стал просить корчемника подать ему поскорее вина за деньги, на что тот заорал: «Черт тебя не возьмет, пьяницу, мешающему подносить лучшим тебя!» Но вино все же подал.

Пьяница, принимая вино, перекрестился, на что Василий, как бы юродствуя, громко засмеялся и захлопал в ладоши, говоря: «Хорошо делал и всегда так делай, чтобы спастись. Когда корчемник призвал имя лукавого, то с его словами он вошел в вино, когда же хотевший выпить оградил себя крестным знамением, вышел демон из сосуда и бежал из корчмы».

Когда блаженный шел мимо дома, где пели псалмы или читали Слово Божие, он кидал камни в углы этого дома. И пояснял любопытным, что отгоняет бесов, которым нет места в этом доме.

Если же проходил мимо дома, где пили, распутничали или пели бесстыдные песни, то обнимал углы дома со слезами, и говорил: «Дом сей изгоняет из себя блюстителей своих – Ангелов святых, приставленных к нам от купели, ибо не терпят они таких непотребных деяний. И поелику не обретается им места, сидят они по углам, скорбные и унылые, и я со слезами упрашивал их молить Господа об обращении грешников».

Не счесть чудес, откровений, пророчеств, исцелений, сотворенных блаженным Василием. Записаны они были вначале в сердцах современников, а ныне хранятся в книгах и летописях. Да еще хранит имя юродивого храм в центре России – собор Василя Блаженного на Красной площади. Не смогли этот храм ни взорвать, ни снести. Стало быть, сам дух великого святого жив, и охраняет его.

А теперь вот еще и подспорье этой охране может появиться, если включат храм в список чудес света. Тогда уж будут охранять его всем миром. Каждый россиянин может внести свою лепту в это - проголосовать в Интернете за то, чтобы собор Василия Блаженного, как и сам святой, - чудо из чудес.

ЦАРИ И ЮРОДИВЫЕ

Почил блаженный Василий 2 августа 1557 года в возрасте 88 лет, из которых в подвиге юродства провел 72 года. Вся Москва собралась на погребение. Сам царь Иван Грозный с князьями нес тело святого в церковь. Тело его было положено у Троицкого храма, что на Рву, где в 1554 году был построен Покровский собор в память покорения Казани.

Через год после кончины Василий был причтен к лику святых, а к Покровскому собору был устроен придел во имя святого Василия Блаженного. Теплое почитание москвичами святого было столь сильным, что Покровский собор с пристроенным к нему приделом доныне именуется храмом Василия Блаженного.

Лют был царь Иоанн Васильевич, а святому спускал все молча. Случилось однажды блаженному Василию присутствовать на тезоименитстве царя в его палатах. Принял он заздравную чашу и до трех раз выливал ее из окна, возбудив сильное негодование царя. Но Василий дерзновенно сказал державному: «Престань от гнева твоего, о царь, и ведай, что излиянием сего пития угасил я пламя, которым объят весь Новгород, и перестало запаление». Сказав сие, опрометью кинулся из палат царских.

Царь усомнился в словах Василия, хотя и почитал его за святого. Заметив день и час, послал в Новгород гонца. Новгородцы засвидетельствовали, что «во время всеобщего запаления города туда явился нагой человек с водоносом, который потушил пламя».

Когда Василий занемог, перед его смертью царь с супругой Анастасией и сыновьями Иваном и Федором пришли принять его благословение. Блаженный сказал пророчески младшему Федору: «Все прародителей твоих твоим будет, и будешь им наследник». Так и случилось, именно младший Федор стал последним царем династии Рюриков.

Много правды, которая глаза колет, выслушал царь от юродивого, о том и стихи сложены и книги написаны. Правда, сам царь тогда был еще очень молод, и лютый нрав его не успел развернуться.

В связи с этим вспоминается совсем уж недавний случай. Всем еще памятен триумф фильма Павла Лунгина «Остров» о современном юродивом, роль которого блестяще исполнил Петр Мамонов. Фильм прошел по всей стране, и залы кинотеатров были переполнены. Одни уходили сразу, другие смотрели фильм по 3-5 раз, и все время с мокрыми глазами.

На вручении премии «Золотого орла» за лучшую роль актер Петр Мамонов предстал в образе того же самого юродивого из фильма: в старых кроссовка, потрепанных джинсах и даже в собственных изношенных зубах, что уж полный верх неприличия в современном бомонде. И вот тут реакция зала оказалась совсем не похожа на ту, что была в кинозале. А уж то, что он сказал, не решились показать ни по одному телеканалу.

Только отдельные СМИ кое-что стыдливо процитировали. А все из-за одной фразы в адрес Путина. Исходя из отдельных цитат в различных СМИ, я поняла суть его высказывания, как то, что вот-де мы кино про святого посмотрели, умилились, а в жизни все теми же остались, и божеское в себе не взращиваем, а продолжаем есть друг друга, и надеемся на Путина. А он, Путин, маленький, слабенький чекист.

И далее Мамонов объяснил, что из этой нашей веры в Путина получается. Но подлинный текст современного юродивого так и не услышали россияне - верноподданные телеканалы не решились дать. Возникает вопрос: «Неужели московская тусовка Путина боится больше, чем бояре Ивана Грозного? Или все дело в опричниках?»

Ох, нужны нам юродивые! Будь они артисты, режиссеры, ученые, журналисты, бизнесмены или нищие, лишь бы, было кому царю правду в лицо говорить!

Надежда Алисимчик.


Другие статьи номера в рубрике Вселенная:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100