Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 31 (699) от 9 августа 2006  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Политика

Барьеры и пороги на пути избирателя

Марина ЗАВАДСКАЯ

Предвыборная гонка в Приморье открыта постановлением Крайизбиркома. Уже поступают заявки от партий и отдельных желающих, а выборы в Законодательное собрание состоятся 8 октября. С момента прошлых выборов в Избирательном кодексе Приморья произошли изменения, и 2 августа Крайизбирком провел семинар для СМИ, чтобы об этих изменениях рассказать.

Главное – выборы пройдут по смешанной системе, то есть придется выбирать и партию, и отдельных депутатов.

Как выбирать депутатов по одномандатным округам – мы все знаем, проходили неоднократно. А вот как выбирать партию?

Теоретически возможны ОТКРЫТЫЕ И ЗАКРЫТЫЕ СПИСКИ. Открытые – это если в бюллетене имеется полный список кандидатов, выдвинутых партией на выборы, и избиратель выбирает не только партию, но и желанного человека внутри партийного списка. Закрытые – это как кот в мешке: в бюллетене указаны только первые пять представителей партии, и борьба идет только за количество мест, а уж кого из списка (в том числе скрытой части списка) партия посадит на завоеванные депутатские места – ее внутреннее дело.

Так вот у нас в Приморье голосование будет по закрытым спискам.

Сергей Князев, председатель Крайизбиркома, довел до сведения журналистов (а через нас – до других избирателей) свое понимание плюсов и минусов обоих вариантов.

Открытые списки вроде бы лучше, демократичней: у избирателя есть возможность выбрать из полного списка именно того, кто ему действительно симпатичен. С другой стороны, многих ли кандидатов из партийного списка знает избиратель? Как показал опыт выборов 12 марта (а в некоторых регионах выборы проходили по открытым спискам), избиратели все равно ведутся на известные фамилии, находящиеся, как правило, на вершине списка.

К тому же усложняется избирательный процесс: избирателю надо не только просмотреть список партий, но и списки внутри партий. Усложняется и подсчет голосов, умножается многократно количество «кучек», в которые складывают бюллетени с одинаковой отметкой. Ну и время подсчета, конечно, возрастает.

Так вот для того, чтобы было «как лучше», мы будем избирать партийных депутатов по закрытым спискам, видя в бюллетенях только пятерку «самых-самых». Не факт, конечно, что эти «самые» действительно будут нашими депутатами: в первую пятерку партии стремятся поставить так называемых «паровозов»: людей известных, но неплохо себя чувствующих на другой, не депутатской работе, и не собирающихся эту работу оставлять.

На выборах существуют ЗАГРАДИТЕЛЬНЫЕ БАРЬЕРЫ. Они нам знакомы, но изменения произошли и здесь.

ПОРОГ ЯВКИ теперь составляет 20 процентов против прежних 25. Понятно, почему он снижен: люди теряют интерес к выборам. С другой стороны, при повторных выборах (если с первого раза не удавалось никого избрать) раньше никакого порога уже не было, проценты явившихся не подсчитывались. Теперь же порог 20 процентов остается всегда, сколько бы раз выборы ни повторялись.

ПАРТИЙНЫЙ ПОРОГ: партии следует набрать 7 процентов голосов, чтобы войти в ЗС. Это максимально возможный по закону порог. Можно было сделать и меньше, но депутаты утратившего силу Законодательного собрания этого не захотели.

А вот ЗАГРАДИТЕЛЬНЫЙ БАРЬЕР ИЗБИРАТЕЛЕЙ снят. Имеется в виду, конечно, графа «против всех». В процессе снятия этого барьера много было пропагандистских речей, что это повысит ответственность избирателей, заставит думать и действительно выбирать. На самом деле это не доказано. Может так случиться, что некоторые вовсе перестанут ходить на выборы, таким образом голосуя «против всех».

Неоднозначное отношение к этой поправке и у председателя Крайизбиркома. Сергей Князев считает, что отмена графы «против всех» по одномандатным округам оправдана. Ведь если среди кандидатов не было реального лидера, они получали по 12, 14, 10 процентов голосов; но если кандидат «против всех» набирал 15 процентов, выборы считались несостоявшимися. Это, считает Князев, несправедливо: почему 15 процентов пришедших на выборы должны диктовать свою волю остальным 85 процентам?

Что же касается голосования по партийным спискам, то здесь положительные моменты отмены партии «против всех» сомнительны. Ведь реально в партиях состоят 2-3 процента населения! Почему эти 2-3 процента должны навязывать себя остальным 95 (минимум) процентам? Это можно оценить как ущемление прав беспартийных. Следовало бы оставить графу «против всех» - или позволить выдвигать своих кандидатов объединению беспартийных, как это было, например, в Дальневосточной республике.

По новому Избирательному кодексу ЗАПРЕЩЕНЫ также БЛОКИ. То есть в списке одной партии не должно быть членов другой партии. В этом есть, конечно, рациональное зерно: если партии так близки, что пускают друг друга в свои списки, то пусть уж объединяются в единую партию. А если объединяться не хотят – значит, они разные, программы и цели у них разные, и нечего притворяться одинаковыми.

Впрочем, к партийным программам у Сергея Князева отношение скептическое: даже партийцы, поделился мнением председатель Крайизбиркома, не всегда в состоянии сказать, какова программа их партии.

А вы как считаете, избиратели?

Марина ЗАВАДСКАЯ.


Другие статьи номера в рубрике Политика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100