Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 48 (663) от 24 ноября 2005  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Вселенная

Живопись в сине-зеленом мажоре

Надежда Алисимчик

18 ноября в здании Союза художников (Алеутская 14-а) открылась выставка работ известного приморского художника и графика Геннадия Кунгурова “Дорога к дому”. На этой выставке представлены картины, написанные художником на пленэре во время его путешествия в мае-августе этого года на Алтай, в край родовых корней.

Там прошло детство Геннадия Кунгурова и там живет матушка живописца.

Выставка открыта для посещения ежедневно с 10 до 19 час.

Все картины на этой выставке - сине-зеленый мажор с вкраплением то томно-фиолетового бодяка, то медно-пламенных жарков, то мелкой охряной дроби пижмы. А рядом, словно для того, чтобы остудить всю эту летнюю негу, плещут студеные белые воды Чуи, в которых отражаются белки Алтайских гор. Тут же, рядом, соседствуют стволы раскаленных от летнего зноя сосен, горя среди зелени смолянисто-золотой, густой и тягучей смолою. Вся дорога, от Владивостока до родного дома на Алтае, на картинах Геннадия Кунгурова - цветущее лето.

Картины на этой выставке особые - написаны они по зову сердца. Таких картин может долго не случиться в нашем городе. Не в обиду другим художникам пусть это будет сказано, но в картины, представленные на этой выставке, вложен Геннадием Кунгуровым благой духовный импульс. Согласитесь, что не каждый может вдруг встать во весь рост, стряхнуть суету и расчетливость, продать дом, купить машину, погрузить в нее полотна и краски и поехать за тысячи верст по русскому бездорожью к родной матери. Такой вдохновенный порыв особой силой метится. И сила эта на картинах сказывается. А как ей не сказаться, если горячим летом горячей кровью эти картины писаны? Едет художник - сам себе хозяин, останавливается только там, где от красоты дух захватывает. Кисть с красками - это не фотоаппарат, здесь в каждом мазке бьется сердце, потому что сердце гонит кровь к пальцам. Пульсирует в ритме сердца каждый палец художника, когда он кладет на холст очередной мазок. Понимаете разницу? Чувствуете, откуда на картинах сила? Ехал художник мимо майских перелесков, где сквозит небесная синь и каждый лепесток и былинка звучит своей нотой привета стрекозам, шмелям, музыкантам, художникам...

Не оттого ли зазвучал и сам художник, Геннадий Кунгуров, когда взял да и заиграл на открытии выставки. Удивил всех несказанно мелодией диковинного алтайского инструмента - варгана (от старославянского варги - уста, рот) . Видать, не зря архитектуру сравнивают с музыкой застывшей, скульптуру - с музыкой плененной, а живопись - с музыкой, борющейся за освобождение. Еще Пифагор утверждал, что семь планет, которые управляют судьбами смертных, совершают гармоничные движения, причем расстояние между ними соответствует музыкальным интервалам, в результате они издают настолько гармоничные звуки, что из них слагается самая благозвучная мелодия, которую человек не слышит только из-за величия звуков, не воспринимаемых ухом. И еще Пифагор утверждал, что у каждого небесного тела своя нота.

Последователи Пифагора считали, что у нашей планеты ключевая нота “фа”, на которой она совершенствует свою мелодию любви, кружась вместе с нами вокруг Солнца. Еще пифагорийцы утверждают, что в шкале соответствия цвета и звука нота “фа” соответствует зеленому цвету, а нота “соль”- синему. А вот современные оккультисты толкуют, что в настоящее время совершает наша Земля-матушка переходит с ноты “Фа” на ноту “Соль”, от зеленого к синему. И эта иссиня-зеленая нота мажора звучит во всех картинах Геннадия Кунгурова, благая нота природы, нота нашей матушки-Земли. А на фоне ее белеют церквушки, хмурятся седые скалы и разноцветной радугой сверкают дацаны.

Сходить на эту выставку поздней осенью - это все равно, что сходить в гости к матушке-природе знойным летом.

Запечатленные в красках лики природы - те же иконы, от них идет та же благодать покоя и тишины. Такие картины держать в доме - к душевному миру и покою.

Тишину написать на картинах - особый дар. И вот эта тишина как раз удалась Геннадию Кунгурову, и именно она отличает эту выставку от других - безмятежная тишина природы. А тишины-то нашим стенам больше всего не хватает. Есть художники, которые пишут улыбку природы, у иных лучше ее грусть получается, другие ее мятежные штормы любят изображать, а вот Геннадий Кунгуров написал тишину в мажоре. И холодной зимой можно завернуться в зеленую шаль живописи Геннадия Кунгурова...

А меня лично на этой выставке все тянуло, как к омуту, к одной скромно спрятавшейся в углу картине. Когда в августе Геннадий показывал мне в мастерской свои дорожные трофеи, она сверкнула на меня так, словно художник вывалил передо мной россыпь аметистов, опалов и малахита. Да, уж если приобретать картину, так ту, что сама на тебя глянет...

Портрет матери художника - единственный портрет на этой выставке. Он удивительно внутренне синхронен окружающей живописи - матушка художника на нем в сине-зеленом платье. Случайность? Или живущие в ладу с природой женщины не разучились звучать на ее ноте? Удивительно слился этот портрет матери по тональности с живописью сына.

На открытие выставки прибыло очень много гостей, залы были заполнены до отказа. Вместе с художником гостей встречала его жена, Светлана, она еле держалась на ногах от усталости, но находила силы и встречала каждого с нежной улыбкой полевого цветка.

Открывал выставку художник под портретом своей матушки. Она смотрела на нас из-за спины сына, словно благословляя.

Вот так неожиданно получилось - пришли на выставку, а попали под благословение сине-зеленого мажора!

Надежда Алисимчик.


Другие статьи номера в рубрике Вселенная:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100