Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 44 (659) от 27 октября 2005  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Политика

“В Думу у нас не избираются”

Марина ЗАВАДСКАЯ

К 100-летию Первой Государственной Думы
У нас тут праздник намечается. В апреле следующего года. Юбилей Думы! Причем считает Дума не с какого-нибудь тыща девятьсот девяносто недавнего года. Что Думе этот десяток! Она желает праздновать столетний юбилей, и чтобы было «глубокое и всестороннее освещение юбилея в прессе»!
Ну, освещение так освещение. Мне, например, не жалко. Получите.

СТО ЛЕТ ТОМУ ВПЕРЕД

Вообще-то год тому назад, когда Нынешняя Государственная Дума составляла список государственных праздников, было предложение утвердить «день парламентаризма в России». Но проголосовали за это только 53 депутата, потому что до юбилея было еще полтора года, а так надолго наши депутаты не загадывают. А вот в этом году - да, уже можно планировать и предвкушать, как в день открытия Первой Государственной Думы депутаты Нынешней Государственной Думы торжественно ввалятся в Таврический дворец, где сто лет назад…

Приятно почувствовать под собой гигантов прошлого века! Да и президенту приятно будет царя сыграть в этой исторической ролевой игре – а Нынешняя Государственная Дума не упускает случая сделать приятное президенту!

Вспомнили об этом депутаты в связи с 17 октября – именно в этот день, как мы знаем из иронических стишков столетней давности,

Царь испугался, издал Манифест:

Мертвым – свобода, живых – под арест.

То есть насчет Госдумы манифест. Собственно, царь издал не один манифест через определенные промежутки. Да и как не издать? Вокруг происходит репетиция революции, надо же что-то менее разрушительное предложить народу, даже пожертвовав качеством самодержавия!

Выбирали в Первую Думу по партийным спискам – мы тоже будем по партийным (надо полагать, специально к юбилею приурочено). Впрочем, эсеры и эсдеки выборы проигнорировали, поскольку у них был альтернативный проект – революция. А остальные партии – ничего, не гордые, поучаствовали.

Выбирали депутатов специальные выборщики – никаких бомжей и прочих нищих, только солидные ответственные люди, обремененные имуществом.

И 27 апреля 1906 года произошло то действо, которое будут разыгрывать наши депутаты и президент (а также приглашенные из парламентов СНГ, Балтии, Польши и Финляндии – входивших в Российскую Империю… частей) 27 апреля 2006 года: Первая Государственная Дума была высочайше открыта Николаем Кровавым, ныне святым, и приступила к работе.

Работала она до 8 июля 1906 года, после чего была распущена государем нашим императором. Не оправдала, видите ли, его надежд как альтернатива революции.

Потом была вторая, третья и четвертая Госдумы, и все они были разогнаны за излишнюю самостоятельность.

А НЫНЕШНИЕ КАК-ТО ПРОСКОЧИЛИ

Нынешняя Государственная Дума такой чести не удостоилась – быть разогнанной за излишнюю самостоятельность. Так же как более мелкие Думы, Заксобрания, Хуралы и прочие Курултаи.

В отличие от Верховного Совета, который за излишнюю самостоятельность вообще был расстрелян 12 лет тому назад. То есть здание было расстреляно, сами депутаты не понесли ни физических, ни юридических потерь – все остались живы и на свободе. Только стресс пережили: согласитесь, не слишком комфортно находиться в здании, по которому стреляют танки.

Тем не менее некоторые из депутатов ВС в Нынешней Государственной Думе заседают – и не рыпаются.

Нынешняя Государственная Дума, а также более мелкие Думы, Заксобрания и Хуралы всегда поддерживают исполнительную власть во всех ее начинаниях. То есть возражающие, конечно, есть, но их исчезающее мало.

Недавно Государственная Дума поддержала исполнительную власть, установив презумпцию виновности для налогоплательщиков, отдав наложникам часть прав власти судебной. С благой целью: разгрузить суды. То есть по закону у всех есть презумпция невиновности, и если наложники желали слупить с кого-нибудь штраф за налоговые нарушения, они должны были обращаться в суд. А теперь не должны, если налагают штраф на физлицо не более 5 тысяч рублей, а на юрлицо – не более 50 тысяч. Недоволен – ну, тогда обращайся в суд, доказывай, что ты честный человек.

А сейчас Госдума утверждает президентское предложение о парламентских расследованиях.

Предлагаемое положение о расследованиях, конечно, очень забавное. Там такая куча ограничений, что депутаты не смогут расследовать даже нападение кошки на любимого попугая президента. Тем более что у президента не попугай, а пес.

Оглашаю весь список ограничений:

1. Срок парламентского расследования не может превышать один год и оно должно быть завершено до окончания срока полномочий Госдумы.

2. Парламентскому расследованию не подлежит деятельность президента РФ.

3. Парламентскому расследование не подлежит деятельность органов судебной власти по осуществлению правосудия.

4. Парламентскому расследованию не подлежит уголовно-процессуальная деятельность органов следствия и дознания.

5. Парламентскому расследованию не подлежат факты и обстоятельства, расследуемые в порядке уголовного судопроизводства.

6. Парламентское расследование прекращается в случае принятия судом к производству дела, касающегося расследуемых палатами Федерального Собрания фактов и обстоятельств.

7. Для расследования указанных фактов и обстоятельств палатами Федерального Собрания на паритетных началах создается комиссия, которая формируется на время расследования и после его завершения распускается.

8. Комиссия не создается, если одна из палат парламента не принимает решения по парламентскому расследованию.

9. Если расследование проведено, но одна из палат не одобрила итоговый доклад комиссии, то он не публикуется.

Вот что депутаты могут расследовать:

1. Факты грубого или массового нарушения гарантированных Конституцией прав и свобод человека и гражданина;

2. обстоятельства, связанные с возникновением чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

3. обстоятельства, связанные с наступлением негативных последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

А поскольку все эти «факты и обстоятельства» по закону (по Уголовному Кодексу) подлежат расследованию органов следствия и дознания, то вряд ли что-то останется депутатам.

Конечно, кое-что депутаты исправят, чтобы выглядеть не совсем уж идиотами, а хотя бы болванчиками. Но исправят, конечно, не слишком много, чтобы не повредить исполнительной власти. Двусмысленность ситуации хорошо видна в высказывании депутата Госдумы Виктора Черепкова. «Нам как бы предоставляется право проводить кастрированные парламентские расследования», - сказал он. И добавил: «Мы бесспорно поддержим этот законопроект».

Впрочем, иногда, казалось бы, депутаты защищают интересы избирателей, а не власти. Вот недавно Дума города Владивостока выступила против предложенного краевой властью (с подачи самой центральной власти, конечно) закона о налоге на недвижимость. То есть по этому закону школы, больницы, детсады, прочие бюджетные учреждения, а также жильцы неприватизированных квартир должны платить налог 0,5 процента от стоимости арендуемой недвижимости. Жильцам обойдется это в четыреста с копейками (или больше, если квартира большая), а школам и больницам – в сотни тысяч. Так вот депутаты нашей городской Думы выступили против этого налога!

И знаете почему? Потому что против этого налога выступает администрация города Владивостока. А почему она против выступает? Да потому, что часть этих денег именно ей придется изыскивать и отдавать за школы, больницы и так далее (просто жильцов она, конечно, субсидировать не собирается). А отдавать деньги администрация не любит. Получать – другое дело! И все постановления горадминистрации по получению денег Гордума утверждает влет!

Кто ж такие Думы будет разгонять? Пусть работают, повышая благосостояние власти!

ПРОСТО КУПИЛ

Но это все рассуждения постороннего. Никто не скажет о депутатах Нынешней Государственной думы лучше самих депутатов.

Существует проект «Полит.ру», который, помимо работы в Интернете, проводит живые публичные лекции в клубе «Улица ОГИ», куда приглашает политиков, ученых, экономистов, депутатов и всех, кто может что-то сказать умное о современной России. 23 сентября этого года в рамках этого проекта с лекцией «Проблема власти в России» выступил депутат Нынешней Государственной Думы Рифат Шайхутдинов.

В начале своего выступления он сокрушался, что вот приняли мы демократию, начали строить правовое общество – а образцы-то не у нас! Значит, надо не по образцам строить, а самим чего-нибудь изобрести. Ну, это широко распространенные представления, и не одной только демократии касаются: зачем учиться на чужих ошибках, если мы можем свои сделать?

Первая ошибка уважаемого депутата была чисто техническая: он процитировал некие слова и сказал, что это Кант. Когда его из зала поправили, что это Шопенгауэр, депутат рассердился и отослал «умника» к книжке – «читать, учиться». А ведь это действительно был Шопенгауэр!

Что у нас нет разделения на судебную, законодательную и исполнительную власть, депутат признал – да и как не признать очевидное? Значит, делает вывод депутат, надо создать вторую инстанцию власти. Тоже верно. Но с которой из трех начинать? – С партии!

Странная, конечно, логика. Сродни той, что для борьбы с терроризмом надо губернаторов не выбирать, а назначать. Да и источник тот же самый: это же президент недавно заговорил о возможности мнения «победившей партии» в регионе. И депутат это поддерживает, только ссылается не на президента (у Рифата Шайхутдинова сложности с персоналиями – начиная с Канта), а на администрацию президента: «Абсолютно правильно, на мой взгляд, делает Администрация, вводя эту конструкцию, при которой есть выборы только по партийным спискам, назначение губернаторов через законодательное собрание, поэтому вся эта общественная активность выводится в регионы – партии вынуждены превращаться в настоящие партии, бороться за население там, в регионах».

Впрочем, много еще можно сказать о выступлении уважаемого депутата, много цитировать и рассуждать, но я приведу только один, но самый яркий момент.

Во время обсуждения лекции, ближе к финалу, вдруг кто-то спросил из зала:

- А как Вы избрались в Думу?

- Я купил мандат, да и все, - честно и бесхитростно ответил Рифат Шайхутдинов. - Что значит «избрался»? В Думу у нас не избираются.

- А одномандатники?

- Одномандатники избирались, а те, кто по списку, они покупают места и идут.

Ну, в добрый путь, Дума!

Марина ЗАВАДСКАЯ.


Другие статьи номера в рубрике Политика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100