Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 35 (650) от 25 августа 2005  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Защита прав

Психотравмирующий суд

Ирина ГРЕБНЕВА

Маэстро Васютина отстранили от воспитания балерин, за дело взялись педагоги ДВГУ
Основателю знаменитой школы хореографии вынесен приговор
В решении Ленинского районного суда подробно на 15 страницах описывается, как маэстро дважды то ли толкнул (защита), то ли ударил (обвинение) мальчика, а через несколько дней (о ужас!) то ли заставил (обвинение), то ли попросил (защита) этого же мальчика прочитать благодарственный отзыв перед гостями.

Впрочем, вывод суда однозначен и целиком совпадает с обвинением:

“В судебном заседании было установлено, что в отношении Примачева Ярослава подсудимым было применено физическое насилие, выразившееся в нанесении двух ударов, и психическое насилие, выразившееся в том, что Васютин В.Ф., используя свое положение педагога и директора школы, заставил Примачева Ярослава против его воли зачитать благодарственное письмо в свой (Васютина В.Ф.) адрес”.

Вот за эти преступления прокурор потребовала четыре года лишения свободы для маэстро.

Да не дрожите вы, господа преподаватели! Продолжайте спокойно работать. Вам не грозит уголовный процесс. Его ведь заслужить надо! Ваши ученики не танцуют в Большом театре, не рассекают космические просторы и даже не забивают голы в турнирах первой лиги, и пока ваша школа не стала предметом чьих-то алчных интересов, никто и внимания не обратит, каким образом вы вколачиваете знания во вверенных вам отпрысков.

Кто он, монстр или рыцарь?

Кстати, Виктор Васютин два раза создал из сарая дворец, и оба раза у него их забирали. Впрочем, это легко, потому что он как ребенок: проходимцев в упор не видит и всех заранее считает благородными людьми.

Вот и теперь он поверил ректору ДВГУ господину Курилову, когда подписал договор о передаче созданной им из руин прекрасной школы хореографии под начало университета. “В награду” господин Курилов инициировал уголовный процесс против маэстро. А повод всегда найдется.

Все свидетели подтверждают, что причиной происшествия стала лежащая на полу девочка, которую, по убеждению Васютина, как раз и толкнул Ярослав. Теперь говорят, что Васютин ошибся, что девочка сама упала на пол от неимоверной усталости. Тем не менее, это был сильный воспитательный момент: как настоящий рыцарь и джентльмен, Васютин дал понять ученику, что никогда и ни при каких обстоятельствах девочку обижать нельзя.

Всегда готовы услужить?

Но в то же время и для него, и для детей это был типичный рядовой воспитательный момент. Никто и никогда и не вспомнил бы о нем, если бы не завуч школы Косточкина Г.И. Её внук - одноклассник Ярослава. И то, что она позвонила матери Ярослава, чтобы рассказать об этом эпизоде, наводит на мысль, что не проступок Васютина нашёл эту блюстительницу учительской морали, а наоборот: она нашла проступок Васютина. Известно ведь, “кто ищет, тот всегда найдет”.

Несколько слов о внуке завуча школы.

Васютин считает его способным мальчиком, но не желающим учиться шалуном, которого маэстро не раз удалял с урока.

Уход Васютина не сделал этого мальчика более успешным учеником: ему хотели поручить солирующий танец, но он не стал ходить на занятия.

Из кого тут надо уголовника сделать?

Надо отдать должное ДВГУ, они подошли к процессу над служителем Терпсихоры со всей ответственностью. Запаслись целой пачкой заявлений на В.Ф. Васютина от разных лиц. Правда, все они датированы 3 - 4 февраля 2005 года, да и мысли содержат почти одни и те же.

Обвинение выставило массу свидетелей, и педагогов, и учащихся, и даже специалиста-психолога, которая присутствовала на допросе Ярослава. “Весь допрос было видно, что Ярославу очень трудно и тяжело рассказывать о случившемся. Для Ярослава это была психотравмирующая ситуация”, - говорит она.

Но доказательств явно не хватало - Ярослав даже не обращался к врачу, и врач узнала о “физической расправе” над ним только тогда, когда её вызвал следователь на допрос.

Свидетелями события были только его участники - сам Васютин, Ярослав и Настя. Правда, для подкрепления подключили ещё всё того же внука, Илью Косточкина, который на самом деле ничего видеть не мог. Но за истину приняли именно показания детей, которые, во-первых, не несут никакой ответственности за ложные показания, а во-вторых, склонны говорить как раз то, что укажут им взрослые наставники.

Ведь заявил же Ярослав на суде, что он не хотел читать то злополучное благодарственное письмо, но никак не мог отказаться, так как не мог ослушаться педагога.

Опять же чехарда со временем. Вопрос подняли уже тогда, когда все и забыли про этот случай, и он терял остроту. Но здесь юристы-профессионалы проявили себя во всем блеске: и детям и взрослым была названа конкретная дата (примерно, на неделю позже случившегося). На эту уловку клюнул даже сам Васютин, у которого и мысли не возникло, что его так просто могут надуть. К тому же он настолько не придал значения случившемуся, что начисто не помнил, когда все это было. Так что он на допросах эту дату и потвердил.

И только потом, разглядывая свой ежедневник, ясно увидел, что в этот день, когда ему приписывается расправа над учеником, он на занятиях быть не мог, поскольку репетировал ответственный концерт вместе с дирижёром оркестра Леонидом Вайманом..

Но судья не приняла этот факт во внимание. Мол, первое слово дороже второго! Да и как она могла одним движением рассыпать столь искусно слепленную систему обвинения, которая и так держалась на одной только “психотравмирующей ситуации”.

Школа выпускала “штучный товар”

Обвинение выставило массу свидетелй. И хотя все они не присутствовали в момент события, зато красочно могли описать, как сильно страдал обиженный Васютиным мальчик. Их показания и заполнили в основном пятнадцать страниц приговора.

Много свидетелей было и у защиты, однако все их показания уместились в два абзаца: “Данные свидетели дали крайне положительную характеристику подсудимому, показав, что он является человеком искусства, талантлив во многом, не простой по характеру, но в то же время создал наиблагоприятнейшие условия для воспитания и обучения детей, для развития талантов. В его школе всегда была хорошая и доброжелательная обстановка. Дети, которые учились в школе несколько лет тому назад, всегда с большим удовольствием навещают и школу, и своего директора. Они ему преданы и благодарны”.

Были и нынешние ученики, среди свидетелей, которые показали, что Васютин В.Ф. преподавал у них этику(!). Он никогда не кричал на них и не бил. А вот другие учителя могли накричать и ударить.

Сознавали ли эти ребята, какому риску подвергаются, давая эти показания? Вполне, и тем не менее пришли защитить своего поверженного учителя.

Кроме свидетелей были и другие поклонники маэстро, которые пришли за не болеть. Лесникова Раиса Николаевна: “Я доверю своего ребенка только ему. В школе Васютина ни матов, ни окурков, ни грязи не было. На первом плане - личность ребенка. Теперь говорят - он монстр”.

Карбахова Елена Владимировна: “У моей дочери не было яркого таланта, и балериной она не стала. Зато стала Человеком с большой буквы. Я спокойна за дочь, и счастлива, что она училась в школе Васютина”.

Тридцать серебренников

Не знаю, почему мать Ярослава согласилась играть отведенную ей роль обвинителя. Ведь поначалу она обратилась в администрацию школы всего лишь затем, чтобы этот случай разобрали на педсовете, и чтобы он больше не повторился. Да и то лишь после разговора с завучем Косточкиной, которая наверняка постаралась все утрировать. Однако никакого разбора так и не было, хотя этого же добивался и сам Васютин. Были лишь некие кулуарные обсуждения в кабинете Резника, куда Васютина не приглашали.

Вероятно, её просто уговорили участвовать в уголовном процессе, и, боюсь, не последнюю роль здесь сыграли тридцать сереб... пардон, тысяч рублей, которые она запросила с Васютина на погашение морального вреда. Именно в эту сумму она оценила стремление Васютина воспитать из её сына джентльмена.

И когда суд удовлетворил её стремление, хотя и всего лишь на сумму пять тысяч рублей, многочисленные поклонники маэстро тут же прямо в зале суда собрали и вручили ему требуемую сумму.

Ученики достойны своего учителя

- Мочат нашего брата, хореографа, - говорит со вздохом Виктор Васютин. Нина Плохотнюк вынуждена была уволиться со школы на Второй Речке, которую я основал. Саша Строкин, мой ученик, который учился и работал в Санкт-Петербурге, тоже оказался здесь не нужен. А Екатерина Андреевна Шестидесятая пишет в объяснении суду, что Васютин портит детей. Это про меня, которому из Большого Театра прислали благодарность за моего лучшего ученика Антона Кузнецова.

Вспоминаю один из эпизодов известного киножурнала для детей “Ералаш”. Два мальчика играют в шахматы на турнире. Когда большой мальчик стал проигрывать своему тщедушному партнеру, он весьма выразительно стал показывать ему свои кулаки.

Вот и ДВГУ тоже решил доказать своё превосходство в хореографии с помощью юридических бицепсов. В этой “альма матер” обучались многие служители Фемиды края. А каковы наставники, такие и ученики. Совсем недавно выпорхнула из этих стен и прокурор А.А. Титова, потребовавшая 4 года тюрьмы для маэстро.

Что касается выпускников Васютина, то ни одному из них и в голову никогда не придет тащить в суд, а тем более в тюрьму заслуженного педагога, пусть даже им будет сам ректор ДВГУ Курилов, замахнувшийся на их любимого Учителя. Потому что их учили защищать, а не нападать.

Циники на потоке

Но самое ужасное во всей этой истории, что к этому фарсу, разыгранному взрослыми дядями и тётями для устранения маэстро, мешающего им осуществлять свои меркантильные планы, привлекли детей. Вовсе не Васютин, обучающий детей рыцарскому отношению к дамам, честности и справедливости, создал детям психотравмирующую ситуацию, а те самые педагоги, которые заставили давать показания против того, кого они по-настоящему любили и уважали. А это уже не просто психотравмирующая ситуация, а поворот всей психики ребенка на 180 градусов. Теперь одно из двух: либо они станут безнадёжными циниками, либо всю жизнь стыдиться будут этих своих показаний в суде.

Впрочем, урок дан не только тем ребятам, которых заставили прийти в суд, но и всем ученикам школы. И они его очень быстро усвоили. Теперь в этой школе и курят, и матерятся, и проявляют жестокость.

Вот только к балету это не имеет никакого отношения.

Почему наш русский балет так славится во всем мире? Да потому, что высока духовность русского человека, как раз благодаря тому, что жив ещё в нем средневековый рыцарский дух, не позволяющий обидеть даму ни при каких обстоятельствах. Юристам он может быть и ни к чему, а вот для балета необходим, как воздух.

Убрали его вместе с Васютиным, и остался один пшик.

Птица Феникс

Судьи О.А. Зайцева кроме этих пяти тысяч рублей штрафа присудила выдающемуся хореографу один год условно и год запрета на педагогическую деятельность.

Запрет на педагогическую деятельность - это очень дальновидный ход. Ведь если ему не запретить, он возрождается, будто птица Феникс из пепла. Уже отбирали у него школу на Второй Речке, так он другую построил, краше прежнего. Эх, не удалось посадить эту птичку, просто не за что. А то бы приковать его наручниками, чтобы ни рукой, ни ногой не взлетал в вихре танца.

Слишком уж легендарная личность этот Васютин. Не успели у него школу забрать, как ходят слухи, будто где-то кто-то дал ему помещение для новой школы, но этому кому-то уже сверху стукнули по башке, чтобы не своевольничал.

Что ж! Такое вполне могло быть. Уж очень силен этот Курилов.

Но мне хочется верить, что есть в крае не менее Курилова влиятельная личность, но более умная, которая ясно понимает, что нет балета без Васютина, и распахнет перед ним двери. Тогда никакой запрет на педагогическую деятельность Васютина господину Курилову не поможет, потому что присутствие самого маэстро будет даже необязательно. Только имя его шепнут, и побегут люди с детишками под мышкой на это имя, словно бабочки на огонь.

Ирина ГРЕБНЕВА.


Другие статьи номера в рубрике Защита прав:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100