Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 35 (650) от 25 августа 2005  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Защита прав

Чиновный диктат подменил общественные слушания

Анна СЕЛЕЗНЕВА

Владивосток: ЗАСЕДАНИЕ КРАЕВОЙ АДМИНИСТРАЦИИ – ВМЕСТО ОБЩЕСТВЕННЫХ СЛУШАНИЙ?!
15 августа во Владивостоке, как и по всей будущей трассе нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» должны были состояться Общественные слушания, предусмотренные Конституцией и Законами Российской Федерации.

Предмет их: наиболее проблемные и скандальные места трассы нефтепровода, по проекту «Транснефти»: конечный пункт – бухта Перевозная (точнее – мыс Ломоносова), и Байкал.

В Приморье собрания состоялись, несмотря на самый жаркий августовский день, в разгар отпусков. Хотя именно так и было задумано профессиональными пиар-технологами и пиарщиками, отрабатывающими свои весьма нехилые зарплаты в богатейшей нефтяной компании. Зал молодежного центра ДВГТУ был заполнен почти полностью. Как и зал в райцентре Славянке.

В ФОЙЕ…

Накаленность обстановки чувствовалась уже в фойе. Масса охранников, злые реплики типа «Будете жить в первобытном обществе», споры, возникающие и в очередях на обязательную регистрацию (без регистрационного листа в зал не пускали), и в фойе, и в зале даже до начала обсуждения. Официальные раздаточные материалы больше всего напоминали примитивную агитку. В ней - две статьи, в которых, естественно Перевозная – на-ура!, а о других предложениях и критике – ни слова!

Но по рукам ходит яркая листовка «Нет! нефтетерминалу в Перевозной!».

В ЗАЛЕ…

Зал достаточно четко делится на сторонников и противников строительства нефтепорта в Перевозной. Плотной группой в центре зала рассаживаются сторонники – на мой взгляд, это первый случай использования при общественных обсуждениях экологических проектов ярко выраженной «группы поддержки», так называемой «клаки». Они и вели себя соответственно, то выкрикивая по поводу выступления экологов «хулиганы», «они пришли сюда хулиганить!», то требуя: «Давайте выведем, чтоб не мешали работать!».

А по рядам противников Перевозной уже прошел слух, что и «омоновцы» уже в зале! Кто будет буйно себя вести – будут брать!!». К счастью, никого не брали, к счастью, в конце концов, даже дали высказаться противникам терминала в Перевозной – а среди них были специалисты разных областей, ученые, экологи…

НА ТРИБУНЕ…

Но начало встречи было весьма бурным. Ведущий Владимир Симоненок, начальник отдела по развитию нефтегазового комплекса Администрации Приморского края, жестко прерывал все попытки общественников провести Общественные слушания, как положено по закону, – с оглашением повестки дня, голосованием по вопросам, выступлениям, по регламенту…

И проделал он это достаточно просто: объявил, что нынешняя встреча – не Общественные слушания, а… заседание краевой администрации совместно с представителями «Транснефти», подчеркнув: «не политическое собрание и не Общественные слушания, а вы, сидящие в зале, просто присутствуете на заседании Администрации края совместно с заказчиками». Так изящно были отбиты все попытки Анатолия Лебедева, представителя краевой Ассоциации общественных экологических организаций, делегированного подписать от имени общественности протокол Общественных Слушаний.

И пошли доклады представителей «Транснефти» о замечательном проекте, его маршруте через горы и долы России (ну явная болезнь гигантомании!), о миллиардных затратах, хотя в зале всё ещё пытались вернуть обсуждение к Перевозной, ссылаясь, что проект все знают давно, а его материалы представлены в общественной приемной «Транснефти». Но «группа поддержки» активно требовала продолжения официальных докладов, давно вышедших за рамки даже официального регламента.

(Стоит отметить, что представитель администрации поступил в этот раз более мудро, чем ведущий год назад официальные Общественные слушания вице-губернатор Горчаков, просто прерывавший выступавших директоров заповедников и ученых и пытавшийся досрочно прекратить Слушания. Кстати, именно он обвинил позже в печати всех экологов в продажности за «американские доллары» в иностранных интересах). Хотя, слушая специалистов, даже группа поддержки несколько смолкала – видимо, и на них оказывали воздействие веские доводы противников Перевозной.

Практически веских доводов в защиту нефтепорта Перевозная - мыс Ломоносова, кроме доводов нефтяников, не прозвучало. Не считать же доводами горькие выступления жителей Безверхово о нищете и безработице, проникнутые надеждой «вот приедет барин, барин нас рассудит, и все у нас будет замечательно!». Ведь нищета и безработица, как довод в пользу строительства нефтепорта, характерны и для других – альтернативных - поселков Приморья.

Неожиданными для многих оказались выступления депутатов Государственной Думы Виктора Клюса, Владимира Гришукова, приславшего официальное письмо, и депутата ЗАКСа Приморского края Александра Передни, поддержавших протест специалистов и общественников против нефтепорта в Перевозной.

Ну, а закончилось собрание, как и предполагалось, принятием заранее заготовленного решения: дескать, принять «за основу». И, хотя общественники и ученые тут же писали дополнение к протоколу – свои категорические возражения, но та же общественность прекрасно знает, что формулировки «за основу» для «Транснефти» достаточно, чтобы официально ссылаться на массовую поддержку населения, как и требует закон. Все это мы уже проходили…

ГЛАВНЫЙ ПРИПЕВ

А главный припев всех выступавших представителей «Транснефти» был – Правительство так решило! Глава правительства подписал РАСПОРЯЖЕНИЕ!

Как будто, правительство – даже премьер Фрадков! - не может ошибаться! И как будто население (в том числе - специалисты, ученые, общественники…) вообще не имеет ни права голоса, ни возможности говорить об ошибках проектов, тем более таких грандиозных…

ТАК ЧТО ЖЕ ЭТО БЫЛО?

Официально «Транснефть» объявила о проведении Общественных слушаний – как того требует закон. Но уже состоялись суды: Хабаровский суд признал незаконными заключения экологической экспертизы и все работы по проектированию и строительству нефтепровода. Хабаровский краевой суд отказал «Ростехнадзору» в рассмотрении кассационной жалобы как ненадлежащей. В этих условиях вся деятельность «Транснефти» по проектированию и работам по нефтепроводу считается незаконной – в том числе, и проведение Общественных Слушаний. Может, и поэтому краевая администрация решила назвать их «заседанием»?

Но, опять же по закону, «Транснефть» обязана представить на экспертизу весь пакет документов, в том числе – с протоколом Общественных слушаний, а не «заседания администрации с заказчиком».

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Все-таки на полгода уже остановлены работы по строительству в Хасанском районе. Все-таки «Транснефть» вынуждена снова обращаться к населению и к администрациям. Все-таки ей заново придется делать экспертизы и обращать внимание на решения российских судов. А президент «Транснефти» С. Вайншток вынужден был на прошлой неделе не только принять от экологов документы с обоснованными возражениями против варианта Перевозной (наиболее выгодного для нефтяников) и с альтернативными предложениями, но и создать при себе рабочую группу по этим предложениям.

И – ВМЕСТО ОБРАЩЕНИЯ К НЕФТЯНИКАМ:

Не считайте нас всех за дураков и несмышленышей, господа богатые нефтяники! Мы не так богаты, как вы или чиновники, принимающие решения, но у нас есть и знания, и разум, и желание жить в чистой и богатой стране, в прекрасном крае, до которого вам нет никакого дела. Наконец, у нас есть ПРАВО ГОЛОСА, пока ещё гарантированное Конституцией!

СЛАВЯНКА: НАРОДНОЕ «НЕТ!» ТРУБЕ В ПЕРЕВОЗНОЙ!

Славянка ответила нефтяникам, вопреки их ожиданиям, более жестко, чем Владивосток.

Почти все присутствующие на слушаниях в Славянке, Хасанский район, выступили против размещения конечной точки нефтепровода в бухте Перевозная, считая, что это - наихудший вариант для экологической безопасности и экономического развития Приморского края и предложили ОАО «Транснефть» разработать альтернативные варианты месторасположения терминала. Их мнение поддержали и более тысячи жителей Приморского края, подписавшихся под обращением к организаторам общественных слушаний.

Слушания в поселке Славянка, вопреки ожиданиям, оказались даже более «зелеными», чем во Владивостоке. И это - несмотря на большую предварительную работу нефтяников с населением, с обещаниями рабочих мест и большой зарплаты, строительства дорог, ремонта домов и т.п. Прозвучал вотум недоверия строительству конечной точки нефтепровода по причине высокой экологической опасности строительства терминала на мысу, в районе, открытом всем ветрам и штормам, в непосредственной близости от охраняемых территорий международного значения – биосферных заповедников «Кедровая падь», места обитания дальневосточного леопарда, и Дальневосточного морского заповедника, жемчужины Японского моря, районе активно развивающейся марикультуры , туризма и рекреации.

Выступления почетного жителя Хасанского района ученого Дмитрия Вышкварцева, директоров Фонда «Феникс» Сергея Березнюка и ДВО WWF России Юрия Дармана, представителей Специнспекции «Тигр», местных активистов, в том числе молодежи, убедительно доказали пагубность строительства терминала для Хасанского района. Народ выстраивался в очередь подписать альтернативный протокол слушаний и протокол разногласий экологических организаций с проектом протокола, предложенным ОАО «Транснефть».

Стоит напомнить, что население края, в основном, не возражает против строительства самого нефтепровода, а выступает против размещения конечной точки в бухте Перевозная. Недоумение участников слушаний вызвал безальтернативный подход компании «Транснефть» к выбору конечной точки нефтепровода. Хотя на побережье края имеется ряд бухт, где строительство терминала может быть реализовано при минимуме негативного воздействия на природу. Как известно, эксперты предлагают несколько более экологически безопасных мест для размещения терминала в Приморье, например бухту Безымянная в Уссурийском заливе, которая вообще не рассматривалась «Транснефтью». А ведь именно эта бухта была выбрана для строительства терминала еще 10 лет назад как наиболее подходящая по многим параметрам.

По словам выступившего депутата Государственной Думы России Виктора Клюса, «безосновательность и опасность размещения терминала в бухте Перевозной не вызывает сомнений». На этот счет он неоднократно посылал запросы премьер-министру РФ Михаилу Фрадкову, но, к сожалению, так и не получил вразумительного ответа. Без ответа остались и аналогичные письма премьеру, направленные депутатом Государственной Думы, членом Совета Безопасности Владимиром Гришуковым. Не отвечает премьер и на протесты моряков. По словам В. А. Клюса, против строительства терминала в этом опасном для судоходства месте выступает и главный перевозчик нефти в регионе – компания Приморское морское пароходство.

Резко против размещения терминала в Перевозной выступили директор Института защиты моря Сергей Монинец и председатель Приморского краевого комитета профсоюза работников рыбного хозяйства Владимир Нагорный. В Амурском заливе находятся 18 марикультурных хозяйств, располагаются устья лососевых рек, действуют два рыборазводных завода, находятся рыбопромысловые участки… Это побережье обладает колоссальным рекреационным потенциалом. Всему этому может прийти конец при эксплуатации терминала, проходе танкеров, особенно - в случае аварийного разлива нефти.

Стоит специально остановиться на точке зрения Всемирного Фонда защиты дикой природы – WWF, нашедшего путь диалога с президентом Транснефти С. Вайнштоком.

WWF России, как и многие общественные организации Приморья, участвовавшие в слушаниях, солидарны с населением края, и считает, что реализация проекта в его сегодняшнем виде неприемлема и является крайне экологически опасной. WWF настаивает на пересмотре расположения конечной точки нефтепровода и полноценной оценке альтернативных вариантов. По словам координатора программы WWF по экологической политике нефтегазового комплекса Татьяны Серых «WWF возлагает большие надежды на конструктивный диалог, начатый недавно между Фондом и компанией «Транснефть».

Мы рассчитываем, что результатом станет принятие научно обоснованного решения по экологически безопасному размещению терминала. Необходимо найти компромисс между экономическими и экологическими интересами». Координатор морской программы Константин Згуровский в интервью радиостанции «Тихий океан» сказал: «Нами формируется группа авторитетных экспертов, которые, я надеюсь, исправят ошибки, допущенные в документах ОВОС. Эти ошибки привели компанию к совершенно неверному заключению о том, что Перевозная – лучший, самый безопасный вариант.

Правда, есть опасения, что может повториться ситуация, произошедшая на общественных слушаниях в прошлом году, когда мнение экологов было проигнорировано. И тогда противостояние общественности с «Транснефтью» будет только усиливаться, что может отпугнуть потенциальных инвесторов».

***

P.S. По сведениям, поступившим из Хасанского района, в районе бухты Перевозной опять появилась плавучая буровая установка и устанавливается шлагбаум. Так верить ли заверениям компании «Транснефть» о готовности к диалогу и рассмотрению альтернативных вариантов строительства терминала, или «Васька слушает да ест?».

Общественная приемная ОАО «Транснефть” по адресу: Владивосток, ул. Фонтанная, 15а, продолжает действовать до 30 августа.

Придите и скажите «нет» угрозе нефтяного загрязнения!

Анна СЕЛЕЗНЕВА, Социально-Экологический Союз.


P.S.: На днях президент Путин назвал нефтепровод “Восточная Сибирь - Тихий океан” “национальным российским проектом”. Но столь высокая его оценка тем более предъявляет повышенные требования к его безопасности и экологичности.

Ваша А.С.


Другие статьи номера в рубрике Защита прав:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100