Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 35 (650) от 25 августа 2005  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Образование: массовый обман

Александр Петров

Как вы думаете, что важнее для абитуриента: содержание образования или диплом?
К сожалению, многие поступают учиться только с одной целью: получить “корку”, которая мгновенно превратится в титул.

На эту потребность четко отреагировали представители образовательных структур: теперь дипломы за деньги можно брать вполне легально, поскольку ни малейшего контроля со стороны государства нет.

Страна буквально взорвалась сотнями институтов и университетов, которые за два-три года могут выдать диплом государственного образца о высшем образовании и (даже!) по нескольким специальностям сразу. Можно заочно, можно дистанционно, можно “без выезда на место учебы”. Главное, что требуется для открытия подобного учебного заведения, - это набрать нормативное количество титулованных преподавателей. Так, шаг за шагом система науки и образования превратилась в своеобразную самодостаточную касту.

С тех пор, как образование стало платным, все начали считать и распределять. Как? Сначала Министерство по своим критериям ежегодно выделяет учебным заведениям определенное количество бюджетных мест, то есть денег на подготовку специалистов. Затем каждый вуз по своим правилам приема, вызывая шквал критики, выбирает студентов на бесплатное обучение.

Школы всеми путями пытаются стать “базовыми” для вузов, подписав договоры, по которым их выпускники будут иметь преимущества при поступлении. Причем пункты с перечнем льгот при поступлении занимают чуть ли не половину правил приема. Все обвиняют друг друга в необъективности, а родители - всех вместе во взяточничестве.

Что же получается? Одни учебные заведения действительно обеспечивают должный уровень подготовки, другие просто выдают дипломы всем, кто “прослушал” курс. Довольно распространенным стало мнение, что диплом без знаний не принесет ни малейшей пользы, и жизнь рано или поздно расставит все на свои места. С этим трудно согласиться, наблюдая, как люди платят сначала бухгалтерии учебного заведения за учебу, а затем преподавателю, чтобы поставил оценку без учебы, за которую они заплатили.

И пока министерские чиновники спорят, является ли букет цветов взяткой, продажа оценок становится массовой, охватывая всю систему - от школы до ученых советов по защите диссертаций.

Я знаю случай, когда студент перед экзаменом возил преподавателя (из нашего города) в ювелирный магазин. Догадываетесь, с какой целью и за чей счет?

Самое страшное, что в системе образования взятки не просто дают, а их учатся давать! Бездарные ученики и ленивые студенты, стремясь как-то оправдать свое нежелание или неспособность учиться, увеличивают масштабы явления настолько, что многие ученики и их родители уже даже не верят, что можно учиться “без денег”. Отказ поставить незаслуженную оценку воспринимается такими людьми как вымогательство.

Что поделаешь, наша система образования практически вынуждает преподавателей брать взятки, поскольку никто не несет никакой ответственности за выставленные оценки. Ведь взятка - лишь вознаграждение за совершенное незаконное действие, то есть за необоснованно поставленную высокую оценку.

Для примера рассмотрим следующую ситуацию. Предприниматель или директор небольшой фирмы решил взять на работу юриста. Как он должен выбирать претендента? Провести вступительное собеседование директор не может, поскольку юрист именно потому и нужен, что в фирме никто не знаком с этим участком работы. Если же установить испытательный срок, то специалист с “купленным” дипломом может за это время уничтожить фирму неквалифицированными действиями.

Таким образом, принимая на высокооплачиваемую работу молодого специалиста, предприятие становится потребителем предоставленных этому специалисту образовательных услуг. Диплом при этом является своего рода сертификатом качества, а оценки в приложении к диплому - числовой мерой этого качества.

Простите за сравнение, но, покупая продукты, мы знаем, что у различных продавцов разные цены, но мера у всех должна быть одинаковая - килограмм. И когда оказывается, что у кого-то этот килограмм на треть легче, мы можем привлечь виновных к ответственности.

Реального же механизма привлечения к ответственности за выдачу диплома о высшем образовании лицу, интеллектуальное развитие которого остановилось где-то в седьмом классе, нет...

Спустимся на ступеньку ниже по образовательной лестнице. Вузы единогласно утверждают, что оценки школьного аттестата никак не отражают уровень знаний выпускников. Вместо того чтобы добиваться объективной оценки в школе, улучшать ее работу, вузы откровенно игнорируют не только оценку, выставленную учителем за работу ученика, но и саму работу учителя. Мол, записывайся на подготовительные курсы, мы тебя научим, а потом оценим на вступительных экзаменах.

А является ли оценка вступительного экзамена более объективной? Разумеется, нет, поскольку и за нее никто не несет ни малейшей ответственности.

В случае несправедливо заниженной оценки существует хотя бы теоретическая возможность восстановления справедливости путем апелляции. Правда, при этом также не наказывают допустившего “ошибку” преподавателя. Согласитесь, это то же самое, как если бы вора заставили только вернуть украденное.

Когда же абитуриент абсолютно справедливо получает восемь или девять баллов, но его место занимает бездарность, которому купили 11 баллов, сделать ничего нельзя, поскольку подавать апелляцию на чужие оценки никто не имеет права. Смирившись с такой ситуацией, учителя, “закрывая глаза”, выставляют незаслуженные баллы, а ученики просто пренебрегают изучением предметов, по которым не нужно сдавать вступительные экзамены.

Завышать оценки учителей вынуждает не только безответственность, но и тот факт, что при существующей системе, оценивая своих учеников, учитель оценивает и результаты собственной работы. Такая самооценка невольно приводит к постепенному завышению своих результатов: на бумаге знания учеников становятся все лучше, что вдохновляет министерских чиновников к дальнейшему усложнению учебных программ.

Поэтому в школу потихоньку переходит часть высшей математики, а программа по биологии напоминает вузовскую. В школах изучают два, а то и три иностранных языка и это при том, что абсолютное большинство выпускников не владеют свободно ни одним из них! Образно говоря, планка требований к уровню образованности учеников поднялась на такую высоту, что большинство школьников уже даже не пытается прыгать, а спокойно проходит под планкой.

Мы же делаем вид, что не замечаем этого, приучая детей ко лжи. Дети гордятся, а родители тихо радуются, когда удастся в очередной раз списать контрольную работу или выдать найденный в Интернете реферат за собственную научную разработку. Учителя прекрасно видят все это, но молчат, поскольку ситуация приобрела такой масштаб, что мы боимся говорить вслух о массовом обмане в образовании, как когда-то боялись говорить об абсурдности коммунистического режима. Разумеется, формально существует система инспекторских проверок школ и аккредитации вузов, но ее сотрудники тоже практически не несут никакой ответственности.

В завершение, конечно, хочется извиниться перед педагогами за то, что при всех их проблемах на них возлагается еще и ответственность. Поймите, речь идет не об ответственности за уровень знаний, - а только за его оценку.

Кого из вас не уговаривали поставить тройку, “иначе ребенка выгонят”? Кого из вас хоть раз со слезами не просили добавить хотя бы два балла? И чем можно было обосновать свой отказ? Фраза “я принципиальный” не всегда подходит, особенно когда просит друг или родственник. Сказать, что, поставив незаслуженную оценку, рискуешь потерять работу, тоже нельзя, поскольку все знают, что это не так.

Вот и закрываем глаза и рисуем завышенные баллы, а нас все обманывают, выдумывая истории о “больных родителях” или “тяжелом материальном положении”... Обиднее всего то, что такая ситуация всеобщего обмана царит только в сфере народного образования. Коммунальщиков обманывать нельзя - все равно нужно платить за свет и тепло, солжешь налоговой - оштрафуют, милиции - могут посадить.

А учителю или преподавателю можно безнаказанно показывать чужой конспект или сделанную кем-то контрольную. Возможно, именно поэтому для оплаты всех бюджетных отраслей деньги есть, а учителям говорят, что нет. Просто привыкли обманывать их еще в школе...

Александр Петров.


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100