Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 27 (642) от 30 июня 2005  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Браткоубийственные войны

(без автора)

Недавно побывал на Морском кладбище и увидел там вдоль центральной дороги целую аллею чем-то очень похожих друг на друга обелисков. Мне сказали, что здесь хоронят братков, погибших в криминальных разборках. Машина шла медленно, и я прочел некоторые фамилии.

По количеству свежих могил получается, что криминальная война во Владивостоке в полном разгаре и хоронят с той же помпой, что Бауло и Карпова, только без объявления траура во всем городе. И поэтому нам кажется, что все тихо и эти разборки нас не касаются, коль на поминки нас не приглашают. А как на самом деле обстоят дела на криминальном фронте нашего города и края, где-то можно узнать правду? Сам-то я уже стар.

Григорий А., Владивосток

Уважаемый Григорий А. Ниже публикуем некоторые извлечения из материалов, опубликованных на официальном сайте Центра по изучению организованной преступности и коррупции Юридического института ДВГУ.

МЭР ОТ КРИМИНАЛА - ЭТО СМОТРЯЩИЙ ПО ГОРОДУ

В Комсомольске-на-Амуре, криминальной столице Дальнего Востока, на свободе в одночасье не осталось ни одного вора в законе. В результате масштабной операции местной милиции арестованы 30 человек - самая верхушка дальневосточного “общака”.

Столь значимое событие не может не отразиться и на преступном мире Приморья. За решеткой оказались сразу три вора в законе, которые фактически руководят дальневосточным “общаком”. Среди них Ева - так называемый “смотрящий” по Комсомольску-на-Амуре. На общедоступный язык эта должность наиболее близко “переводится” как мэр от криминала.

По словам специалистов, в приморской столице воровской “общак” не был по-настоящему значимой силой. Владивосток известен как город беспредельщиков, равнодушных к воровской идеологии. Тем не менее даже в краевом центре “общаковцы” были неким сдерживающим фактором, позволяющим сохранять хрупкое равновесие между местными преступными группировками. Уход комсомольчан может привести к конфликтам между ними.

Не миновать теперь и нашествия заезжих воровских авторитетов, которые, конечно, не откажутся от лакомого кусочка. Усилятся позиции иркутского “общака”, московских и кавказских воров, которых раньше в Приморье не пускали комсомольчане. Все это может привести к полномасштабной криминальной войне, подобной той, что была во Владивостоке в середине 90-х, и новому переделу собственности. На улицах города вновь загремят взрывы...

Источники из УВД, пожелавшие остаться неизвестными, сейчас говорят о новом витке криминального передела сфер влияния в Приморской столице. Похоже, что приморский Чикаго 90-х годов опять повторяется.

ПРИМОРСКИЕ БЕСПРЕДЕЛЬЩИКИ САМИ СЕБЕ ПРИСЯЖНЫЕ

Один из самых громких в Приморье судебных процессов по банде Голбана (Молдавана) развалился. Дело слушалось более полугода в краевом суде Приморья. Итог - недавно расформирована коллегия присяжных.

Владимира Голбана (Молдавана) и еще четверых человек обвиняют в серии нашумевших заказных убийств в крае и за его пределами. В том числе и убийств начальника транспортного отдела мэрии Владивостока Татьяны Сафроновой (июль 2001 года) и бывшего главы комитета по архитекутре и капитальному строительству краевой администрации Сергея Ахапкина (октябрь 2002 года).

Предполагается также, что членами этой группы было совершено убийство и губернатора Магаданской области Владимира Цветкова (октябрь 2002 года). Правда, эпизод по убийству Цветкова в краевом суде не рассматривался.

Процесс над Голбаном и его подельниками с самого начала хромал на обе ноги. По желанию обвиняемых их дело должен был рассматривать суд присяжных. Сформировать коллегию удалось только с третьей попытки - дело обещало быть затяжным. Найти граждан, которые на протяжении года или полутора смогли бы ежедневно ходить в суд за небольшое вознаграждение, было непросто.

Тем не менее к лету 2004 года коллегия присяжных все-таки была набрана - 12 “рабочих” и 3 запасных. Суд длился более полугода, однако в январе-феврале присяжные стали один за одним выбывать.

Вскоре присяжных осталось 11 человек.

По закону слушать дело в неполном составе они не могут, поэтому коллегия должна быть полностью расформирована, а суду предстояло набрать новых людей. После чего процесс придется слушать заново, с нуля.

Можно только догадываться, кому был на руку этот скандал: сам Голбан вот уже третий год содержится в одиночной камере в СИЗО-1 Владивостока в не самых комфортных условиях и в затягивании процесса не заинтересован.

Зато у суда появилась возможность формировать более удобную коллегию присяжных. В декабре 2004 года были приняты поправки к статье 326 УПК, где речь идет о процессе формирования коллегии. Таким образом, появился законный способ создавать более удобную коллегию.

5 мая Приморский краевой суд предпринял новую, пятую, попытку сформировать коллегию присяжных, Предыдущая коллегия была распущена из-за того, что количество выбывших присяжных превысило количество запасных. Это был второй такой случай в России за всю историю существования института присяжных.

Первого заседателя председательствующий судья Александр Троеглазов отстранил за неоднократное появление в процессе в нетрезвом состоянии и заменил запасным. Двух других оперативные службы милиции заметили в общении с адвокатом одного из подсудимых. К сожалению, не удалось установить цель тех переговоров - пыталась ли сторона защиты подкупить присяжных, или каким-либо другим способом повлиять на них. Тем адвокатом сейчас занимается прокуратура Приморского края.

На этом список запасных присяжных иссяк. Но и этим дело не закончилось. Через некоторое время одна из 12 оставшихся присяжных сообщила суду о том, что утратила объективность. По ее словам, кто-то подбросил ей в почтовый ящик подборку вырезок из газет о членах банды, и теперь она считает их однозначно виновными. Это означало, что коллегия, которая уже больше года отсидела в процессе, должна быть распущена, и производство в суде присяжных должно начаться заново.

Четвертая попытка сформировать вторую коллегию присяжных заседателей, предпринятая 18 апреля, как и все предыдущие, закончилась ничем. Из 500 повесток о явке на отбор присяжных также никто не откликнулся. Большинство руководителей предприятий, на которых работают кандидаты в присяжные, не понимают важность исполнения государственной обязанности. В итоге не идут на то, чтобы его сотрудник время от времени отлучался с работы для осуществления правосудия.

Вот и получается на практике, что в присяжные идут безработные либо подрабатывающие “по мелочи”, - в любом случае с достатком ниже среднего. А для такого человека, теоретически, предложение об энной сумме денег может быть как раз кстати. Тем более что по закону присяжному в этом случае бояться нечего. Максимум, что предусмотрено УПК за отношения на стороне и получение вознаграждения за принятие нужного решения, - это отстранение от дальнейшего участия в рассмотрении уголовного дела.

СКОЛЬКО ВСЕГО КИДАЛ ПОД КРЫШЕЙ БЕЛОГО ДОМА?

24 мая состоялось заседание региональной коллегии руководителей исполнительных органов власти при главном федеральном инспекторе по Приморскому краю. Главным вопросом на нем стало обсуждение послания президента Федеральному собранию.

Несмотря на то, что посланию исполнился уже месяц, главный федеральный инспектор Евгений Авакумьянц считает его обсуждение по-прежнему актуальным, и даже попенял руководителям органов исполнительной власти за недостаточность публичного обсуждения послания на страницах приморских СМИ.

Начальник управления ФСБ по Приморскому краю Валерий Жиляев затронул основной вопрос доклада - вопрос о коррупции в органах власти. По его словам, принятое решение о вывозе леса на открытых платформах привело к тому, что число заготовительных площадок опять увеличилось. И не случайно попал под следствие высокопоставленный госслужащий администрации края Михаил Крокс. По биоресурсам такая же ситуация, а любое строительство в Приморье возможно начать только через взятку.

Именно это обсуждение проблемы коррупции и несколько смазало впечатление от вроде бы правильных рассуждений о необходимости взаимодействия федеральных органов исполнительной власти по претворению президентского послания в жизнь.

Такое впечатление, что коррупция существует сама по себе, а чиновники - сами по себе. Региональная коллегия представлена всеми руководителями органов исполнительной власти края, и кому, как не им, бороться с коррупцией, наводя порядок прежде всего в своих ведомствах.

Но, получается, что к ним она отношения не имеет. Есть лишь условное понятие, к которому коллегия вернется только на сентябрьском заседании. То есть никто ни с чем бороться не собирается. По такой обоснованной цепочке размышлений рискнем предположить, что следующее послание президента нельзя будет рассматривать отдельно от предыдущих двух, поскольку все остается, как есть.

Госслужащий администрации Приморского края Михаил Крокс (в прошлом командир роты ДВВИМУ, бывший работник фирмы “Ролиз”), о котором мы уже писали в апрельском обзоре, получил два года условного наказания за действия, выходившие за пределы полномочий и учреждение организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность.

Михаил Крокс, будучи заместителем начальника управления, как гласит решение суда, “действуя умышленно, организовал принудительную систему поборов... под видом добровольных взносов”. Ставка была фиксированной: 1-3 доллара США за кубометр реализованной древесины.

Чиновник ставку жестко контролировал, поскольку по долгу службы имел доступ к информации об объемах заготовок древесины и ее реализации. В итоге фантомы Крокса посредством рэкета выбили из предпринимателей без малого (установлено следствием) - 7 миллионов долларов.

Суд над Михаилом Кроксом тихо начинался в те самые дни, когда российская пресса писала о смелом и молодом приморском губернаторе, рискнувшем первым поставить перед президентом вопрос о доверии себе. Но и окончание судебного процесса не стало большой новостью для приморцев. Так и непонятно кому же достались, по слухам, 7 миллионов долларов “добровольных пожертвований”, собранных лесозаготовителями (или с лесозаготовителей) для малоимущих жителей края...

Интересен тот факт, что когда суд вынес обвинительный приговор, не всколыхнулась общественность Приморья, не пестрели ужасающими подробностями страницы многочисленных приморских СМИ о редком в российской практике, доведенном до финала уголовном деле относительно высших эшелонов власти.


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100