Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 22 (637) от 26 мая 2005  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Защита прав

Под пятой Курилова дети не танцуют

Ирина ГРЕБНЕВА.

Редакция “АВ” много раз рассказывала на своих страницах об успехах уникальной балетной школы Виктора Федоровича Васютина, но в последнее время нам пришлось писать о гонениях на известного хореографа. Известие об уголовном деле против Виктора Васютина ничуть не остудило моё страстное преклонение перед талантливым человеком и интеллигентом высшей пробы, скорее наоборот, как человека, привлекавшегося к уголовной ответственности, породнило с ним.

Но заставило меня встретиться с адвокатом Виктора Федоровича - Эммой Антоновной Любарской, которой я бесконечно благодарна за это интервью.

БЛАГИМИ НАМЕРЕНИЯМИ...

Корр.: - Эмма Антоновна, нам уже известно, что все беды Виктора Федоровича начались после его решения передать свою школу под крыло ДВГУ. И совершенно понятно, что уютное здание школы, находящейся в самом центре Владивостока - слишком лакомый кусочек для охочих за поживой людей. Но какова роль краевой администрации в этом деле?

Э.А.: - Начальник департамента образования Шугай как раз и предложил перейти в ДВГУ. Дескать, станете не просто школой, а училищем. Он и сам собирался перейти работать в ДВГУ на хорошую должность, но после подписания Васютиным всех документов его убрали.

Корр.: - Выходит, его заинтересовали лично, хотя и обманули потом. А губернатор знал о том, что собирались сделать со школой, знаменитой не только на всю страну, но и за рубежом?

Э.А.: - Более того, вышло постановление Сергея Дарькина, где прямо указывается, что если будут трудности финансирования, вновь создаваемая структура обязана обратиться к федеральным властям, чтобы сохранить общеобразовательную бесплатную школу.

2,5 тысячи... Для начала!

Но это постановление губернатора не выполнено. Уже через полтора года выходит приказ ректора ДВГУ Курилова по школе хореогрфии, где он обязывает родителей платить ежемесячно по 2,5 тысячи рублей за обучение своих детей, не обратившись по рекомендации губернатора к федеральным властям за финансированием.

Корр.: - Всех, независимо от материального положения и степени одаренности ребенка?

Э.А.: - Всех без исключения. Более того, этим же приказом он назначал Виктору Федоровичу Васютину персональную надбавку в размере 15 тысяч рублей и одновременно освобождал его от должности директора школы.

Корр.: - Как реагировал на это Виктор Федорович?

Э.А.: - В этот момент Виктор Федорович был в отпуске у себя на даче, далеко за городом. А родители его учеников тут же написали письмо прокурору края. Прокурор направил их послание вместе со своим отношением прокурору Ленинского района Владивостока, который в свою очередь пишет предостережение Курилову, что он нарушает закон: “Действующее законодательство не предусматривает возможность понуждения лиц, обучающихся по общеобразовательной программе, к заключению договора для продолжения обучения на платной основе, равно как отказ от заключения такого договора не является основанием для исключения из общеобразовательного учреждения. С целью недопущения нарушения Конституции РФ, Закона РФ “Об образовании” прокуратурой района руководителю ДВГУ направлено предостережение”.

“Я НЕ ПОКУПАЮСЬ!”

Корр.: - Васютин знал об этих событиях?

Э.А.: - Ничего не ведая, он прибыл из отпуска и увидел на доске объявлений списки детей, не допущенных к зачетам из-за отсутствия платы за обучение. Он тут же всех допустил к зачетам.

А на приказе, с которым стали его знакомить, написал следующее: “Приказ не законен. Подчиняться этому приказу не буду!” В ответ на поток возмущения по поводу этой записи Виктор Федорович заявил: “Я не покупаюсь, всю жизнь служил детям”.

НЕ ВСЕМ ДАНО ТАНЦЕВАТЬ

Корр.: - С этой подписи и начались на него гонения? В чем они выразились?

Э.А.: - Стали собирать компромат. Использовали родителей отчисленных детей.

Корр.: - За что отчисляли детей?

Э.А.: - Так ведь не всем дано танцевать! Виктор Федорович всегда говорил, что профессиональные танцы многим вообще противопоказаны, и ничего, кроме травматизма, это обучение им не даст.

Корр.: - Зато Курилов уверен, что за деньги станцует любой. А с чего началось это уголовное дело?

Э.А.: - Приписали замечание ребенку как удар по лицу. На самом деле этот мальчик пинал упавшую девочку, а Виктор Федорович, оттолкнув его от этого нелицеприятного занятия, сказал: “Что твоя башка делает?”.

Мальчик прекрасно знал, что виноват. Он и не думал кому-либо жаловаться на своего директора. Но об этом случайно через неделю узнала завуч школы. Она вызвала мать этого мальчика и убедила её написать заявление на Васютина.

Корр.: - Так что, эта родительница и потребовала завести уголовное дело?

Э.А.: - Ничего подобного. Мать написала, мол, прошу разобраться, чтобы такого больше не повторилось в хореографической школе.

ДЛЯ РЫЦАРЯ ЛЕГКО НАЙТИ ЛОВУШКУ

Корр.: - Ну и разобрались бы! Виктор Федорович не только рыцарь балета, у него натура рыцаря. Он никогда не позволит пинать ногами девочку в своем присутствии. Его на этом можно просто подловить!

Э.А.: - В любом трудовом коллективе, а в педагогическом особенно, такое расследование обязаны проводить согласно трудовому законодательству. Васютин тоже просил назначить комиссию. Но никто не стал разбираться.

10 февраля этого года Васютин обратился к врачу, и ему дали больничный. А 11 февраля ему звонит секретарь Курилова и требует явиться. Известие о болезни Виктора Федоровича не остановило ректора ДВГУ. Уверенный в своей безнаказанности, он издает приказ об увольнении Васютина.

Корр.: - Суд обязан признать незаконным такой приказ.

Э.А.: - Мы обратились в суд. Уже через неделю после подачи искового заявления Курилов передал весь компромат на Васютина в прокуратуру Ленинского района. Очевидно, надеялся, что Васютин испугается и заберет свой иск из суда.

КУРИЛОВ “НА ЗАЩИТЕ РЕБЕНКА” ПРОТИВ ВАСЮТИНА

Корр.: - Но ведь это не повод для возбуждения уголовного дела! Здесь нужно преступление, судебно-медицинские экспертизы, потерпевшие, наконец. Что происходит? Мать этого мальчика посчитала своего сына избитым и потребовала посадить в тюрьму директора школы, так что ли?

Э.А.: - Ничего подобного. Заявление в прокуратуру написано самим Куриловым. Никаких экспертиз нет и быть не может, потому что от замечания и легкого толчка даже синяка и покраснения быть не может. Мальчик и его мать не обращались к доктору. В деле нет заключения судмедэксперта.

По заявлению ректора ДВГУ господина Курилова прокуратура возбудила уголовное дело аж на 300-х листах. Там много однотипных заявлений от родителей, где дублируются высказывания защитника Курилова - господина Резника. Все они составлены почти одним числом, перед увольнением Васютина.

Корр.: - Виктор Федорович - известная личность, и у нас, и за рубежом. В его защиту можно легко насобирать и более весомые документы.

СВИДЕТЕЛИ ЗАЩИТЫ НЕ НУЖНЫ

Э.А.: - Мы собрали свыше 80-ти листов различных грамот и характеристик на Васютина. Ни одного из собранных нами документов прокуратура не приобщила к делу, наше ходатайство отклонила, чем нарушила закон.

Корр.: - Ни одного?! Значит, явно хотят осудить хореографа. Ну, хотя бы свидетелей опрашивали?

Э.А.: - Никого, кроме этого мальчика и его мамы, которых, судя по их показаниям, запугали и тщательно проинструктировали. Не опрашивали ни девочку, которую этот мальчик пинал, ни даже директора Хорольской художественной школы, при которой мальчик читал отзыв о своей школе через неделю после инцидента.

Согласно УПК РФ обязаны были вызвать заявителя, допросить и предупредить под роспись об уголовной ответственности за заведомо ложный донос. Но Курилова не допрашивали.

Корр.: - Может, не успели ещё?

Э.А.: - Дело уже передано в суд, заседание назначено на 22 июня, будут привлекать Васютина по ст. 286 ч. 3 уголовного кодекса РФ, злоупотребление служебным положением. Самое меньшее наказание по этой статье - три года лишения свободы.

Корр.: - Если учителя, сделавшего замечание ученику, можно привлечь к уголовной ответственности на три года, то на сколько лет можно осудить самого Курилова? Ведь он нанес гораздо большую моральную травму Васютину, уволив его незаконно и тем самым злоупотребив своим служебным положением!

Э.А.: - Безусловно, но мальчику тоже нанесена моральная травма, Ведь ни его мать, ни сам ребенок даже не предполагали, обратившись к Курилову за защитой, что он позволит себе без их ведома обращаться в прокуратуру за возбуждением против Васютина уголовного дела.

Корр.: - Кстати, идёт ли судебный процесс по восстановлению Виктора Федоровича?

Э.А.: - По ходатайству Резника, представителя Курилова, суд отложен до вынесения окончательного решения по уголовному делупроцессе. А ректор по-прежнему не собирается исправлять свои ошибки, скорее наоборот. Он даже больничный Васютину не оплатил, который обязан оплатить по закону. Тем более, что об этом заявила и судья в своё время в гражданском процессе.

ДРУЗЬЯ ПОЗНАЮТСЯ В БЕДЕ

Корр.: - Против Виктора Федоровича развернута грязная информационная кампания, которая, как я считаю, тоже происходит не без усилий ректора ДВГУ и наносит Васютину ещё больший моральный вред. А как реагируют его знакомые на эти статеечки?

Э.А.: - Есть, конечно, такие, кто перестали с ним здороваться. Это те единицы, которые были заинтересованы занять место самого Васютина. Но большая часть - стараются поддержать его повышенными знаками внимания, пишут в газеты, в прокуратуру, в администрацию.

Особенно мне запомнился один случай. Я назначила Виктору Федоровичу встречу, чтобы составить опровержение на подобную статью в газете “Владивосток”. И он приходит совершенно счастливый, с картиной в руках! Оказывается, его остановил художник, продающий на улице свои картины.

Сказал, что не верит газете “Владивосток”, и творческие люди всегда должны поддерживать друг друга. “Какая из моих картин Вам больше нравится?” - спросил он. Виктор Федорович указал на морской пейзаж с парусом, и художник тут же подарил её балетмейстеру.

ЕЩЁ НЕ ВЕСЬ АРСЕНАЛ

Корр.: - Больше всего меня поражает в этой истории то, что Курилов - высокообразованный человек - так легко поднимает руку на столь известную личность, не боится ошибиться. Он что, не знает из-за своей излишней занятости, не представляет себе, какой бриллиант втаптывает в грязь?

Э.А.: - 27 июня прошлого года Курилов лично говорил перед полным залом во время отчетного концерта Виктора Федоровича, что Васютин - выдающаяся личность, и он всегда будет его поддерживать.

Корр.: - Хороша поддержка! Увольнение, уголовное дело... Что там ещё в запасе?

Э.А.: - Когда Виктора Федоровича пригласил в Москву журнал “Балет”, его стали пугать и шантажировать. В два часа ночи звонили: “А вы не боитесь, что на вас будет совершено нападение? Ты не понимаешь, с кем ты связался? С Куриловым! Да тебя в порошок сотрут!” После этого мы обратились в милицию и ФСБ. В аэропорт Виктора Федоровича провожали ОМОНовцы, и в Москве тоже встречали два ОМОНовца, которые проводили его до гостиницы.

Корр.: - А кто дорогу ему оплатил?

Э.А.: - 27 тысяч рублей собрали всем миром - друзья, родители учеников... Один бывший ученик дал две тысячи рублей.

В Москве Васютина, единственного из приглашенных, привезли в редакцию журнала “Балет” на банкет. Там показали письмо из Владивостока. Вместо подписей под ним отпечатаны фамилии семи женщин. И газета “Владивосток” приложена. Москвичи сумели достаточно адекватно оценить этот пасквиль, зная истинную цену маэстро.

ГРОБЯТ НЕ СТОЛЬКО ВАСЮТИНА, СКОЛЬКО ШКОЛУ И ЕЁ ДЕТЕЙ

Корр.: - А что, эти семеро действительно причастны к письму?

Э.А.: - Две из них звонили председателю родительского комитета и заверили, что не подписывали эту бумагу. Более того, одна из них - Елена Васильевна Карбахова - готова идти в суд в защиту Васютина, лично подтвердить, что ничего такого не было, что там написано. И если что и говорила ранее против, то теперь знает, что ошибалась.

Корр.: - Как отразились на школе увольнение Васютина и новые порядки?

Э.А.: - Из 120 детей там теперь где-то около 70 осталось. Уволены четыре хореографа, самые яркие и образованные специалисты. Остались лишь воспитанники институтов культуры, которых готовили не для специализированных школ и училищ, а для клубов самодеятельности.

Корр.: - Такую школу уничтожили! Можно ли здесь что-либо предпринять? Есть ли путь к спасению?

Э.А.: - Я собираюсь обратиться с открытым письмом к губернатору Дарькину.

Корр.: - Если будете подписи собирать, - я подпишусь одной из первых. И сделаю всё возможное, чтобы это интервью также легло ему на стол.

Ирина ГРЕБНЕВА.
Васютин в Москве среди других приглашенных журналом “Балет” на сцене зала имени Чайковского


Другие статьи номера в рубрике Защита прав:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100