Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 18 (633) от 28 апреля 2005  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Политика

Три мудрых обезьяны

Валерий КУЦЫЙ

С энтузиазмом сообщаю читателям о радостном для меня событии: недавно я прозрел. То есть не то чтобы стал лучше видеть – физическое мое зрение по-прежнему находится в плачевном состоянии, зато в смысле духовном открылись такие горизонты, что, по выражению товарища Сталина, жить стало лучше, жить стало веселей.

Наверное, произнося эти слова, вождь всех народов имел в виду десять лет без права переписки, но сейчас разговор о другом, о том, как можно избавиться от всяческих переживаний и треволнений, жить в ладу со всем миром и с самим собой.

Тут такая штука получается. Я уже имел честь доложить уважаемым читателям, что из-за порыва трубы на первом этаже в нашем многоквартирном доме было отключено отопление. В результате упорной десятидневной борьбы обитателей дома за свои конституционные права отопление все-таки включили. Но предварительно, чтобы жизнь нам не казалась медом, отключили горячую воду.

Еще четыре дня нервотрепки, сопровождаемой жалобными звонками в разнообразные инстанции, - и долгожданная бригада слесарей за какой-нибудь час сделала нас самыми счастливыми людьми на свете. Разумеется, до следующего порыва. А что было бы, если б фактическое время устранения подобных аварий совпадало с нормативным? «Какие бы нас, - по словам Булата Окуджавы, - миновали напрасные муки, и только прекрасные муки глядели б с чела!»

И еще забавная деталь – кто о нас никогда не забывает, так это птенцы гнезда Чубайса: пока мы сидели без отопления, «Дальэнерго» прислало квитанции с требованием оплаты своих услуг за полный месяц. У меня возникло желание сжечь полученную квитанцию, как Штирлиц в «Семнадцати мгновеньях» сжигал шифровки, и сверх того проглотить пепел, чтобы никто не смог восстановить текст.

А руководительнице владивостокского ЖКХ Евгении Майоровой я выражаю грандиозное мерси. Благодаря ей перестало быть секретом, что установить грабительские тарифы несколько проще, чем должным образом организовать коммунальную службу. Или эта служба нам только кажется никудышной, тогда как на деле она выше всяких похвал?

Вдруг меня осенила гениальная – не побоюсь этого слова – идея, которую я намерен совершенно бесплатно предложить вниманию почтеннейшей публики.

Есть такое философское течение – солипсизм. Суть его, если говорить упрощенно, состоит в том, что для каждого из нас реально существует только его собственное сознание, а весь внешний мир – люди, явления, предметы – создаются нашим воображением. Представляете, как удобно? Согласно теории солипсизма, это я только воображаю, что у меня в квартире холодно и вода из обоих кранов течет холодная, как лед. В действительности ничего подобного нет.

А то еще: стоит мне захотеть, как я тут же стану одним из депутатов Государственной думы, которая, получая зарплату на уровне министров, ни за что ни перед кем не отвечает. Депутата нельзя уволить с работы, пусть даже он, находясь при исполнении, занимается оплевыванием чужих морд или кулаками вышибает остатки ума из головы у коллеги. А главное, на службу можно не ходить и тем не менее аккуратно получать сумму прописью. Так зачем же мне посещать скучные, оживляемые только драками заседания, где принимаются дурацкие законы, от которых народу одна только головная боль?

Стране гораздо меньше вреда от депутатов-прогульщиков. Пусть уж лучше изучают опыт парламентской деятельности на шикарных международных курортах или прогуливаются по Елисейским Полям в Париже, любуются канканом в знаменитом «Мулен руж».

Вот такой у нас компот. Став солипсистом, вы избавитесь от множества воображаемых неприятных ощущений; ваша душа постоянно будет петь, хоть выключай звук, как в телевизоре, когда передают рекламу.

Правда, нет гарантии, что и какой-нибудь приятный факт не окажется всего лишь плодом вашего воображения. Вам привиделось, будто Приморье освободилось от прокурора края Валерия Василенко? Нет смысла предаваться таким мечтаниям. Валерий Владимирович останется у нас навечно, как пирамиды фараонов в пустыне и котлован возле Дома строительных организаций во Владивостоке.

Да что Василенко, когда его начальник – Генеральный прокурор России Владимир Устинов такие номера откалывает, что у всего прогрессивного человечества глаза становятся квадратными от недоумения. То он провозгласит идею контрзахвата в заложники семей террористов, предлагая государству действовать теми же методами, какими действуют бандиты, то сорвет важный государственный визит, заявив, что уголовное дело в отношении премьер-министра Украины Юлии Тимошенко не прекращено, и она находится в международном розыске. А еще наш умница Генеральный на полном серьезе высказался насчет того, чтобы открыть при каждой прокуратуре молельную комнату. До такого не додумались даже при царях, когда церковь не была отделена от государства.

Казалось, вот-вот уберут этого прокурора, заменят если не на лучшего в профессиональном смысле, то хотя бы на такого, который отдает себе отчет в том, что говорит. Но преданность главе государства ценится у нас больше, чем ум и квалификация, и Совет Федераций утвердил Владимира Устинова на третий срок. Так что надежды оказались напрасными. Но тут уж мы сами виноваты – не надо давать волю фантазии, она запросто может подвести. Даже в романсе поется:

Так иногда в томительной

пустыне

Я вижу образы прекрасных,

чудных стран,

Но это призраки, и снова

небо сине,

И вдаль бредет усталый караван.

Лично я, оценивая ситуацию с точки зрения солипсизма, полагаю, что ни прокурора Устинова, ни прокурора Василенко в природе нет. Оба придуманы мною и не существуют вне моего сознания. И миллионнодолларовых коттеджей в «поселке бедняков» на Санаторной нет и не было. Мало ли что кому может показаться.

Наши правоохранители этого идеализма не признают, они стоят на твердых материалистических позициях: что у чиновника дебет с кредитом не сходится, расходы с доходами не сопоставимы, так это еще ни о чем не говорит.

Пусть он сам к нам придет, рванет рубаху на груди, покается в своих прегрешениях, без всякого нажима изложит факты своего казнокрадства и лихоимства, предъявит документы, доказывающие эти факты, приведет свидетелей, готовых дать показания против него. И мы еще посмотрим, начинать ли уголовное преследование, а то влезешь в это дело – и выйдешь на таких персон, даже упомянуть фамилии которых все равно что сесть на раскаленную плиту.

Признаться, иногда я думаю, что коррупция как таковая у нас практически отсутствует. Предположим, некое лицо, занимающее важную государственную или муниципальную должность, без достаточных на то оснований переложило деньги из казенного кармана в свой собственный. Если оно, это лицо, действовало чересчур нагло и попалось, то в худшем для него случае ему вменят в вину нецелевое расходование средств.

Нехорошо, мол, братец, деньги предназначались для ремонта крыш, а ты их использовал немножко не по назначению. Ага, стыдно, краснеешь? Ладно уж, отпустим тебя с миром, пусть это будет первый и последний раз. Что, не первый, а третий? Ну третий и последний.

Другой вариант – наш герой потребовал, чтобы гражданин, предположим, Иванов, заплатил ему некоторую сумму денег за удовлетворение просьбы, обращенной к органу власти. Корыстолюбивого чиновника с помощью того же Иванова разоблачили, изобличили и, что почти невероятно, посадили на скамью подсудимых. Знаете, в чем его, скорее всего, обвинят? Нет, не в вымогательстве – это слишком тяжелая статья, а в превышении служебных полномочий. Действительно, не был обвиняемый уполномочен требовать у человека «барашка в бумажке», но нарушил установленный порядок, немножко вышел за рамки своих обязанностей. Поэтому и должно его постичь заслуженное наказание – три года лишения свободы. Разумеется, условно.

Отсюда сам собой проистекает вывод, что чиновничье воровство и взяточничество, якобы проникшее во все поры российского общества, существует только в нашем воображении. Нелепо использовать грозный термин «коррупция» для обозначения мелких шалостей, вроде тех, о которых мы сейчас говорили.

Вряд ли, думаю, найдутся возражения против предлагаемой философской теории, дающей возможность с легким сердцем относиться к любым жизненным невзгодам, избавляться от огорчительных воспоминаний. Сталинские репрессии, голодоморы, уничтожение самой трудолюбивой части крестьянства, талантливых военачальников, технической и творческой интеллигенции? Непростительные, обусловленные репрессивным тоталитарным режимом и личными качествами вождя ошибки, которые привели к крупным поражениям на первом этапе Великой Отечественной войны, сдача врагу огромных территорий вместе с оставленным на смерть и муки населением, объявление предателями всех наших бойцов и командиров, попавших в плен к противнику, бессмысленные, не продиктованные логикой боевых действий потери только ради того, чтобы взятием крупного города ознаменовать очередную торжественную дату? Да что вы, это все имело место только в нашем воображении.

Ельцинское руководство страной, отмеченное экономическими провалами, невиданным ростом привилегий, «беловоротничковой» преступности, числа тяжких правонарушений, войной в Чечне, постыдным пьянством лидера страны? Что вы, что вы, видение, да и только!

Нынешняя ситуация, при которой социальное расслоение в обществе приобретает прямо-таки опасный характер, ибо значительная часть населения живет в унизительной бедности, доводящей людей до отчаяния, и одновременно с этим второе, после США, место в мире по количеству миллиардеров? Стремительно разбухающий управленческий аппарат, проявляющий неустанную заботу о собственном благополучии? Фантастически бездарные министры, неспособные толком организовать реализацию даже тех глупых законов, которые сами же придумывают? Государственная, если можно так выразиться, дума, принимающая эти законы, потому как состоит из правящей партии «Единая Россия», которую исполнительная власть высоко ценит за благонравное поведение и послушание, и трех других – КПРФ, пытающейся вытащить за усы из могилы кровавого маньяка и снова ввергнуть страну в кошмар массовых репрессий; «Родины» с ее дутым патриотизмом, больше похожим на шовинизм; ЛДПР во главе со своим героическим лидером, известным своей меткостью при оплевывании оппонентов и неуемным стремлением мыть сапоги в Индийском океане?

И будто бы вся эта компания, достигнув небывалых высот в демагогии, купается в целительном источнике астрономических доходов, льгот, привилегий и так приросла задами к депутатским креслам, что ее оттуда никакой лопатой не выгребешь? Нет, нет и нет! Это всего лишь картинки, созданные нашим воображением.

Солипсизм все больше заполняет нашу жизнь, приходит на выручку в труднейших положениях, когда, казалось бы, уже деваться некуда. 12 апреля возле владивостокского Серого дома состоялся митинг. Проходил он по другую сторону улицы, поскольку при бывшем градоначальнике Копылове крыльцо мэрии было переделано таким образом, чтобы не допускать скопления на нем этих надоедливых избирателей.

Участники митинга протестовали против вырубки скверика им. Гагарина и строительства на его месте очередной элитной многоэтажки. На плакатах, обращенных к зданию администрации, высказывалось требование отставки уже нового главы города. В этот и несколько последующих дней я старался не пропустить ни одной информационной передачи местного и центрального радио, местного и центрального телевидения.

Что вы думаете? О митинге – ни словечка. Печатные издания, за редким исключением, последовали примеру электронных СМИ. Из этого проистекает определенный вывод. Прежде всего вместо желанной свободы слова мы получили свободу продажи слова, при которой молчание тоже может неплохо оплачиваться.

Ну и, понятное дело, все тот же принцип, очень удобный при определенных обстоятельствах: чего не вижу, о чем не слышу и молчу, того и не было. Ну не было митинга, и все тут, а что о нем рассказали «Арсеньевские вести», так это у нашей газеты разыгралось воображение.

Стояла у меня когда-то на полке небольшая, к сожалению, разбившаяся, гипсовая безделушка: три обезьяны, одна из которых закрывает себе глаза, другая затыкает уши, третья зажимает рот. Сколько же мудрости прослеживается в действиях этих наших дальних родственников! Зачем портить отношения с властями предержащими, если можно, напротив, жить с этими властями в любви и согласии, получая дивиденды от исполнения заказанной ими музыки?

Все так, куда как выгодно для кармана и пользительно для здоровья бывает закрыть глаза, заткнуть уши и зажать рот. Тут вон некоторые воображают себе невесть что, а я предпочитаю обходиться без неприятных видений, не комплексовать, не морочить себе голову разными мыслями.

Как сейчас помню, мой бывший командир младший сержант Бербеницкий говорил, что солдату иметь мысли не положено, уставами этого не предусмотрено, а думать за нас есть кому, там, наверху. Он был бесконечно прав, младший сержант Бербеницкий, потому как только дай этим солипсистам волю, они такого навоображают, что никакая гауптвахта не поможет.

Валерий КУЦЫЙ.

P.S. Желая сохранить за собой нагретые места, депутаты Законодательного собрания Приморского края выказывают намерение вдвое, то есть до 78 человек, расширить к будущим выборам свой состав. Единодушно одобряю и глубоко поддерживаю депутатскую инициативу, с одной, правда, оговоркой: финансирование ЗакСа должно остаться на сегодняшнем уровне. Ни на копейку больше! А так – что ж! Пусть расширяются хоть вдесятеро. Представляю себе, каких вершин парламентаризма мы достигнем, когда на каждого приморца будет приходиться по народному избраннику. Или даже по два.

В.К.


Другие статьи номера в рубрике Политика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100