Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 10 (625) от 3 марта 2005  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Защита прав

Откуда дует ветер в бухте перевозной?

Надежда Алисимчик

Ответить на этот вопрос нет никакой возможности, поскольку нет ни одной прибрежнойгидрометстанции метеостанции, которая бы наблюдала погоду в этой бухте. Да и не только в этой бухте, а вообще на всем побережье Амурского залива, исключая мыс Токаревский.

Но по заключению специалистов Дальневосточного гидрометеорологического института (ДВНИГМИ) “наблюдения на гидрометпосте Токаревский репрезентативны на акватории Амурского залива только для северных и северо-западных румбов волнения. Южные румбы и юго-западные румбы, опасные для мореплавания на северо-западном побережье Амурского залива (район б. Перевозная), не наблюдаются на противоположном стороне залива. Учитывая большое скопление малого флота в этом районе летом, а, следовательно, большую потребность в информации о волнении, здесь следует открыть два дополнительных сезонных пункта наблюдения за волнением в его северо-западной и северо-восточной части в период с марта по ноябрь. Остальное время года залив покрыт льдом.”

Не нужно быть великим ученым, чтобы догадаться, что “никем не наблюдаемые” южные ветры являются прижимными для бухты Перевозной, т.е. в случае летнего шторма всю грязь (а ее будет много и без аварий) волны выплеснут на берег. А всю нефтяную суспензию ветер понесет в заповедник. Как часто случаются и какой силы дуют ветры в бухте Перевозная?

Во всей мировой практике при строительстве крупных гидротехнических, военных и промышленных объектов на побережье, в районе предполагаемого строительства, на стадии проектных изысканий открывается временный или постоянный ведомственный (если нет рядом федерального, а в бухте Перевозной такого нет) гидрометпост. На нем проводятся регулярные наблюдения под контролем и по методике региональных структур Росгидромета, это постановление правительства никто не отменял.

В стандартное время и по стандартным приборам на этих постах должна наблюдаться температура воды, воздуха, направление и скорость ветра, высота, период и направление волнения, это так называемые натурные наблюдения. Гидрометобеспечение - обязательная часть строительства и дальнейшего функционирования всех крупных прибрежных сооружений. Где, кем и когда оно в бухте Перевозной обеспечивается?

Есть, конечно, статистические методы расчета значений ветра и волн, минуя натурные наблюдения. Но для Амурского залива хорошей расчетной методики волнения и ветра нет, поскольку залив довольно изолирован и на его ветро-волновой режим очень сильное влияние оказывают очертания берегов. В Амурском заливе сильное волнение может развиться намного быстрее, чем в прилегающей части залива Петра Великого. А как могут уточняться его прогнозы при отсутствии наблюдений?

Транспортировка нефти судами - это особая тема. Здесь много вопросов можно адресовать судопроектировщикам. Главный из них - какую высоту волны они заложили в качестве расчетной? И из каких источников она получена, имея в виду отсутствие как натурных наблюдений, так и эффективной расчетной методики для Амурского залива?

Известно, что чем выше значение расчетной высоы волны, тем дороже сооружение. Поэтому закладывают обычно ее нижние пределы, в результате чего имеем несколько портов на Сахалине, где во время шторма волна гуляет по постройкам самого порта. А каковы перспективы в Перевозной? Кто-то видел расчеты?

Этот же вопрос следует задать и проектировщикам прибрежных сооружений - не лизнет ли очередной тайфун все прибрежные сооружения, включая и сам терминал?

Известно, что прошедший в августе 1982 тайфун “Эллис” повредил практически все причалы и портовые сооружения от бухты Лазурной до Славянки, в том числе и причалы Спортивной гавани. А как это выглядело на противоположной стороне Амурского залива, в бухте Перевозная? Нет ответа, потому что нет наблюдений.

Впрочем... откуда бы ни дули ветры, но

СТРОИТЬ ТЕРМИНАЛ В БУХТЕ ПЕРЕВОЗНОЙ ФАНТАСТИЧЕСКИ ВЫГОДНО

Впрочем, какие бы расчеты ни были представлены учеными, какие бы аргументы ни выдвигали экологи, терминал будет построен и, по моим соображениям, нефть начнут качать уже этим летом, максимум - осенью. Случится это даже, если в бухте Перевозная сядет космический корабль и оттуда выйдут инопланетяне и предложат совершенно бесплатно новые технологии получения энергии, для которых не нужна ни нефть, ни угль, а просто можно все подключать к воздуху.

Почему я так твердо в этом уверена? Потому что получила письмо от своей сестры. Но поверила я ей безоговорочно не потому, что она экономист, а потому, что живет в Краснодарском крае. Надо сказать, что до этого письма у меня относительно терминала в Перевозной, как у Дарвина в его теории эволюции, не хватало промежуточного звена.

Ну, помните, Дарвин все трындел про недостающее звено - этакое промежуточное существо между обезьяной и человеком? Его долго не могли найти, а потом археолог - самоучка взял и соорудил его, как мог, сам подбросил в карьер, сам нашел, а весь ученый мир принял фальсификацию за подлинное “звено” и написал много диссертаций. Эта история про Пильтдаунского человека принесла много научных дивидендов, но потом оказалось, что зубы у человекообразных были, кажется, свиные ...

Что же касаемо недостающего звена в полемике о терминале в Перевозной, то экологи и ученые чувствуют, что оно есть и пытаются найти его в администрации края, у депутатов ЗАКСа Приморья, и даже у президента Путина, взывая: ”Покажите-де нам все эти экономические, экологические и гидротехнические обоснования, мы посмотрим, нет ли там недостающего звена”. Наивные люди, там им могут показать только “пильтдаунского человека”.

Я лично нашла это недостающее звено в письме моей сестры, вот оно: “ Его вам нельзя менять. У вас ведь будут строить нефтепровод до Находки, потому важно взять в своим руки все. Определить, где будут от него отходить подпольные трубы, срочно строить заводики по переработке нефти, а это не шутки. Я думаю, что ваши люди уже проходят стажировку на Кубани. У нас этот бизнес давно процветает, труба идет в Новороссийск. А автомобилисты очень часто не могут понять разницу в марках бензина, он весь один, только цены разные”.

Вообще-то мы с сестрой политическими и экономическими новостями не обмениваемся. Заметим, что в ее письме нет ни намека на то, что вот собрали якобы в Приморье деньги на паях, чтобы с согласия губернатора края и всей его администрации на эти деньги в Москву отвезти проект терминала на подпись нужным людям, а потом за эти деньги вкладчики и подписанты смогут получить пай нефтью. Нет, ничего подобного сестра не писала, к тому же она явно недооценивает нашу власть, коль все еще считает, что нефтепровод пойдет в Находку.

Бухта Перевозная - вот настоящая находка - там труба ближе всего к границе соседей, которые тоже кататься на машинах любят. К тому же близость к границе имеет и другое преимущество - здесь никакой внутренний и внешний “враг” к нефти сам не подойдет. Пограничники допустят только своих. Бухта Перевозная к тому же в стороне от придирчивых глаз. Место для терминала выбрано исключительно умно и экономически целесообразно для вложивших деньги в трубу.

Недавно прочла, что количество молока на душу населения в Приморье самое низкое по России. По расчетам животноводов, чтобы отрасль была рентабельной, цена молока на рынке должна быть почти 100 рублей за литр, тогда как сегодня молокозаводы закупают литр молока только по 7 рублей.

Сейчас литр молока и литр бензина примерно равны по цене во Владивостоке.Интересно, а что будет дороже для жителей Приморья, когда построят терминал? Корову все-таки кормить надо, а трубу только доить...

Надежда Алисимчик.


Другие статьи номера в рубрике Защита прав:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100