Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 10 (625) от 3 марта 2005  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Спасём чиновника от нищеты

Валерий КУЦЫЙ

Приумножим и рассекретим достижения советского времени!
Как уже упоминалось в одной из наших бесед, уважаемые читатели, во второй половине января отмечался 100-летний юбилей владивостокского следственного изолятора.

Надо полагать, это необходимое народу учреждение, имевшее в прошлом статус тюрьмы, больше не хочет оставаться в тени и рассчитывает на признание широкой общественности.

И правильно, потому что демократия предполагает плюрализм мнений и недопустимость запретов на их выражение. Не то что в советские времена, когда вышестоящая инстанция во всем была права и могла наложить вето на самую полезную инициативу. В этом отношении весьма любопытен сюжет песенки Александра Галича о безуспешной борьбе директора завода за то, чтобы коллективу, который он возглавлял, было присвоено звание «коллектива коммунистического труда».

Ничего не добившись на местном уровне, директор направил свои стопы в Москву. Там руководящие товарищи отнеслись к его просьбе с пониманием, согласились, что предприятие, перевыполняющее планы по основным показателям и выпускающее продукцию высочайшего качества, вполне заслуживает упомянутого звания.

Однако из высоких кабинетов передовой руководитель ушел не солоно хлебавши. Ему пояснили, что вражеская пропаганда не дремлет, она непременно использует данный факт в своих подрывных целях. Было до слез обидно, ведь как старался коллектив, изо дня в день наращивая производство лучшей в мире колючей проволоки под девизом «Советское – значит, отличное».

В наши дни подобной несправедливости нет места и можно только порадоваться, если охраняющие в тесном кругу с охраняемыми осушили бокалы за процветание любимого СИЗО. А скоро у нас будет повод отметить еще одну знаменательную дату. 212 лет назад 25 апреля Великая французская революция, претворяя в жизнь идеи свободы, равенства и братства, впервые практически использовала прекрасное приспособление для отрубания голов – гильотину, названную так в честь ее изобретателя, представителя самой гуманной профессии, - доктора Гильотена. А там, глядишь, дойдет и до юбилея первой ласточки ГУЛага – Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОНа), который удостоился похвального отзыва великого пролетарского писателя Максима Горького.

Маразм крепчает: проездные для малышей

Мне кажется, в нашем обществе явственно ощущаются признаки маразма – состояния, вызванного атрофией коры головного мозга. Причем празднование юбилея бывшей тюрьмы еще не самый серьезный симптом этого, бывают и покруче. Один из них заслуживает нашего внимания, ибо по своему идиотизму лишь немного уступает новой системе взимания платы за коммунальные услуги, которая введена во Владивостоке. Конкретно же речь идет вот о чем.

Наше телевидение и радио в перерывах между блоками рекламы изредка передают кое-что действительно интересное. В частности, мне кажется занимательной неоднократно переданная информация о том, что мэрия Владивостока изыскала еще одну возможность усложнить жизнь горожан, на сей раз – не достигших зрелого возраста. Неизвестно, в чьей голове родилась эта задумка, но состоит она в следующем: всем школьникам, начиная с первого класса и до последнего, вручаются специальные удостоверения, которые дают право на половинную плату за проезд в общественном транспорте. Удостоверения именные, с фотокарточкой владельца, действительны до конца 2005 г. и при утере не возобновляются. Документы эти, как я понял, имеют несколько степеней защиты, так что изготовить фальшивки специалистам по подделке ценных бумаг вряд ли удастся.

Оставим в стороне немаловажный, в общем-то, вопрос насчет стоимости фотокарточек, которые должны принести школьники, и самих удостоверений, изготавливаемых за счет налогоплательщиков. По моему мнению, куда более важно понять, какой вообще смысл в этой затее. Ладно, выдайте удостоверения девушкам и парням, которым 17 лет, ну 16, в крайнем случае 15, их не всегда можно отличить от совершеннолетних ребят, которым льготы не положены. Но тем, кто младше, на кого достаточно глянуть, чтобы увидеть – школьник, им-то для какой надобности проездные мандаты?

Даже обладая самой богатой фантазией, трудно представить себе такую сценку: входит в автобус девочка-первоклашка с ранцем за плечами, и водитель с надлежащей строгостью обращается к ней: «Предъявите удостоверение, гражданка! Так, так, Иванова Зина из 1-го «б», а это точно вы? Ну-ка, повернитесь анфас. И шапку снимите. Что-то не похоже. У этой на фотокарточке нет косичек, а у вас есть».

Может быть, именно такой видится дядям и тетям из серого дома борьба со злостными «зайцами» на городском транспорте? А если, не приведи господь, удостоверение потеряется?

Когда я постигал науки в 7-м классе 91-й мужской средней школы г. Киева, нам выдали ученические билеты. Оно и понятно, любой человек, независимо от возраста, должен был иметь документ, облегчающий проверку, если тот, кому дано такое право, вознамерится произвести ее. Цель, как видите, серьезная, но самое большее через месяц ученический билет имелся только у директора, который нашел его на полу в школьном туалете.

Потом эту глупость вовсе отменили, не догадываясь, что через много лет она вновь всплывет, да еще в усиленном варианте: теперь за утерю документа школьником его родители до конца года будут расплачиваться наличными. Наличных же почему-то всегда не хватает, особенно непреходящий интерес испытывают к ним служивые люди, чиновники.

Пенсионная добавка громко звенит, а чиновная тихо шелестит

Давным-давно миновали времена гоголевских Акакиев Акакиевичей Башмачкиных, которых легко могли обидеть, вытряхнув из только что сшитой шинели. Современный нам Акакий Акакиевич сам хоть кого вытряхнет; он не то что шинель – последние брюки с ближнего снимет, чтобы в дополнение к очень даже неплохой квартире возвести еще особнячок метров этак на триста жилой площади. Поэтому я полностью солидарен с Демьяном, который, отвечая на вопрос, кому на Руси жить хорошо в одноименной поэме Н.А. Некрасова, категорически заявил – чиновнику. Попытаюсь аргументировать это утверждение умного мужика.

С начала 2005 года самые высокопоставленные особы не менее 240 раз оповестили народ о том, что решено повысить пенсию на 240 рублей. Зато совсем не парадно, без всякого шума 16 февраля указом президента был утвержден документ, который называется «Примерная форма служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы в Российской Федерации и замещении должностей государственной гражданской службы в Российской Федерации». Наибольший интерес в этой самой примерной форме с таким длинным и неуклюжим названием представляет раздел, определяющий, какой должна быть зарплата российского чиновника. Имею основания предположить, что читателям «АВ» нелишне расширить свой кругозор касательно этого вопроса.

Итак, из чего, согласно форме, утвержденной президентом, состоит денежное содержание гражданского служащего? Прежде всего, разумеется, из оклада в соответствии с занимаемой должностью. Но не только. Уже к этой сумме следующим пунктом добавляется оклад за классный чин (такие чины устанавливаются для государственных служащих). Пойдем дальше. А дальше следуют ежемесячные надбавки к должностному окладу: за выслугу лет на государственной гражданской службе; за особые условия службы (интересно, что это за особые условия? В Арктике на дрейфующей льдине?); за работу со сведениями, составляющими государственную тайну. Ну это понятно, к государственной тайне у нас можно прилепить все что угодно - даже количество вывезенного на свалку мусора.

Если вы думаете, что этим чиновники удовлетворились, то глубоко заблуждаетесь. Проявляя трогательную заботу о себе, они устанавливают и другие приращения к жалованью. А именно: премии за выполнение особо важных и сложных заданий (таким заданием можно объявить любое, было бы желание); ежемесячное денежное поощрение - за что именно, указания нет; единовременные выплаты при уходе в ежегодный оплачиваемый отпуск и материальная помощь. Насчет матпомощи все ясно, кто же в ней нуждается больше чиновника. Если всего перечисленного мало, то в документе на всякий пожарный случай регламентируется возможность «других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами».

А сверху поощрения... за эффективность

Теперь-то уж наверняка все, подумает читатель, и, смею вас заверить, ошибется. Ежу понятно, что чиновник вкалывает, как папа Карло, не из любви к трудовому процессу, он работает в интересах государства и старается, чтобы оно ощущало отдачу от этой работы. Как же не поощрять его за такие старания?

Поощрять надо, свидетельствует рассматриваемый нами документ, но не с бухты-барахты, а «при условии достижения следующих показателей: эффективности и результативности в профессиональной служебной деятельности (указать показатели эффективности и результативности в профессиональной служебной деятельности)». Формулировочка не шибко литературная, но открывающая простор для дополнительных вознаграждений.

Показатели-то можно предусмотреть любые - к примеру, сокращение сроков пребывания больных в лечебнице. Министр здравоохранения Михаил Зурабов, кстати, уже говорил об этом. Пролежал пять дней – и скатертью дорога, нечего тут симулировать, проедаться на казенных харчах. Не столь важно, излечился больной или нет, если он вовсе загнется вне стен лечебницы, это никак не скажется на эффективности и результативности. Надо полагать, Михаил Юрьевич осуществит свой замысел в рамках реформы здравоохранения, так что вознаграждение ему обеспечено.

Я покривил бы душой, утверждая, что «Примерная форма контракта о прохождении государственной гражданской службы» залежится в ящиках стола какой-либо властной структуры. Наоборот, она будет внедрена с молниеносной быстротой, и тогда, по словам главных федеральных начальников, чиновники, которые едва ли не просят милостыню в подземных переходах, начнут работать с удвоенной энергией и перестанут брать взятки. Вы в это верите?

Я – нет. Трудолюбивый и порядочный человек ни при каких обстоятельствах не станет бездельником и лихоимцем, а тот, кто ворует, будучи губернатором, будет заниматься этим, даже став председателем Госкомрыболовства.

Это что? Откупаемся от взяточников?

Только не подумайте, что я против хороших зарплат государственным служащим, я обеими руками «за», но не надо исходить из предположения, будто общество обязано откупаться от тех, кто может что-то украсть. Иначе если кто и будет жить по-человечески, то как раз те, кому больше подобает валить лес в местах не столь отдаленных. Остальные пусть подождут, им, может быть, государство со временем окажет милость, повысив зарплаты и пенсии хотя бы до прожиточного минимума.

Окинув пристрастным взглядом события последнего времени, невольно прихожу к выводу, что наше общественное развитие происходит не по спирали, а по логике маразма. И множество фактов неопровержимо свидетельствует о том, что он, то есть маразм, поразил все ветви любимой россиянами государственной власти и продолжает крепчать.

Валерий КУЦЫЙ.

P.S. По сведениям из источника, не заслуживающего доверия, после правления бывшего градоначальника Юрия Копылова во Владивостоке осталось определенное количество деревьев, достаточное для сооружения ковчега по примеру известного библейского персонажа господина Ноя. Почему бы Юрию Михайловичу не построить такой ковчег и, прихватив с собой всех нечистых на руку из состава ушедшей на покой администрации, не отправиться в плавание по морю-океану? Пусть тогда кто-нибудь попробует настаивать, что человек, посещавший военные корабли лишь в качестве гостя, имеет прав на звание капитана I ранга примерно столько же, сколько водитель трамвая - на звание летчика-космонавта.

В.К.

Рисунок Михаила Ерофеева.


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100