Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 1 (616) от 30 декабря 2004  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Вселенная

Ах, эти назойливые бренды!

Маргарита Пархоменко

Бренд “Чехов”
Этот год назван именем Антона Павловича Чехова. Его много ставят и интерпретируют на свой лад во всём мире. Недавно в Париже был поставлен спектакль “Дядя Ваня”. Вообще у французов пристальное и какое-то задушевное внимание к творчеству великого русского писателя.

Один театр в течение года играл Чехова в своих двух залах: на одной сцене шли “Вишнёвый сад” и “Чайка”, а на другой мини-пьесы и инсценировки по мотивам писателя. Нынешнего “Дядю Ваню” поставил один из самых оригинальных, остро чувствующих театральную форму режиссеров, по утверждению газеты “La pensee russe” (Русская мысль) - Ив Бонен. Фурор произвёл его “Месяц в деревне” по Тургеневу, почти балетный спектакль в ритмах джаза. В “Дяде Ване” пластика пролога завораживала зрителя - прозрачный занавес приоткрывал какие-то тени. Блики света были созвучны далёкой прекрасной мелодии. Вопреки прологу пошёл спектакль, названный режиссером в программе “апологией водки”. На сцене пьют много и со вкусом. Смакуют “злодейку с наклейкой” и опустившийся дядя Ваня, и выдохшийся доктор Астров. Доктор в ночной сцене устраивает настоящий дебош с танцами на столе под Розенбаума “Так и мы когда-то жили от зари и до зари, и влюблялись, и любили и т.д.”. Причём поют её довольно отчётливо по-русски - эту приблатнённую песенку. Это как ностальгия по ушедшей молодости.

Сцена театра де ля Коллин перекрыта кисейным занавесом, как на подмостках ярмарочных театров. Потом обнажится другой занавес из развешенных белых простыней, которые как бы перекрывают пространство на комнатушки. Не барская усадьба - коммуналка. Да и мебель не барская, сквозит необустроенный быт: несколько стульев, деревянная лавка, стол - перевёрнутый деревянный ящик. Из дворянского мотива только лампы под абажуром да качели в начале спектакля.

Сценическое пространство постепенно освобождается от простыней, которые потом будут снимать и складывать к отъезду профессора, обнажится островок уютного быта с настоящим диваном, креслом и лампой под абажуром. После отъезда Войницкого всю мебель снесут на авансцену в уголок, последней простынёй Телегин накроет единственный оставшийся на своём месте диван. Как саваном. И на авансцене, тесно прижавшись друг к другу, устроились Соня, дядя Ваня, Мария Васильевна, Марина. Ничего трагического не произошло: “Приезд Серебряковых” - лёгкий дивертисмент. Теперь всё вернулось на круги своя. Режиссер расслышал трагизм только в судьбе Елены Андреевны - “если вдуматься, то я очень, очень несчастна”.

“Изысканная, потерянная и какая-то нездешняя Елена и есть, наверное, единственная чеховская героиня этого фарсового “Дяди Вани”, по размышлениям Екатерины Богопольской (“Русская мысль”). Обозреватель газеты “Либерасьон” назвал спектакль “безнадёжно прямолинейным и ясным”.

“Конечно, столь любимый французами Антон Павлович и не такие новшества способен выдержать, однако в спектакле Бонена из всех этих простыней смысл так и не рождается. К чему всё это?”

В тексте самого режиссера Бонена, повторяю, в буклете спектакль программно назван “Апология водки”, т.е. восхваление русского национального продукта (не завода ли “Кристалл” из Москвы?)

В нашем потребительском обществе уже давно в рекламе стали использовать привычные, легко узнаваемые и симпатичные образы - лицо деревенской бабушки в рекламе о молоке, прибалтийского актёра в рекламе о кофе. В борьбе за покупателя возникла идея о создании мифа и о его продаже не как товара, а как мечты - бренд.

Бренды вторгаются в наш внутренний мир, въедаются в подсознание и играют на стремлении человека к счастью.

Ты молод, одинок и мечтаешь о великих и стильных друзьях? Выпей пиво “Клинское”.

А кто пойдёт за “Клинским”?

Любой побежит.

Вы беспокоитесь о будущем?

Хотите стать великим путешественником? Купите торговую марку “Фёдор Конюхов” и выпейте рюмочку.

Никто не говорит о качестве товара, ибо нам продают не товар, а легенду, миф, образ.

Русские парижане мне написали однажды, что много слышали о нашем легендарном путешественнике Фёдоре Конюхове, но никогда его не видели. Но вот к ним в киноклуб “Жар-птица” пришла информационная плёнка, где рекламировался препарат “Виватон” Института нетрадиционных методов лечения, и рекламировал его Фёдор Конюхов. Тот ли это Фёдор Конюхов, спрашивали меня. Конечно же, это он, наш любимый и отважный Фёдор Конюхов.

Бренд “Конюхов”

Однажды Фёдор узнал, что молодой человек с Украины решил переплыть Атлантику в одиночку на яхте, вдохновляясь его примером. “Фёдор же смог, почему бы и мне не попробовать!” Он погиб, у Фёдора Конюхова до сих пор горечь вины за это в душе.

“Не каждый умеет петь,
Не каждому дано яблоком падать к чужим ногам”, - так сказал великий поэт.

Когда приобретали яхту “Алые паруса” во Франции, то французы недоумевали, зачем России океанская яхта. Экая махина - длина 25 метров, ширина 7 метров, мачта высотой в 35 метров, скорость 25 узлов в час. Ей не рекомендуется заходить в морские порты. Соответственно в Балтику или в Чёрное море ей заходить опасно, надо идти далеко от берега, в центре океана.

Фёдор французам ответил: “А почему вы считаете, что мы не океанская держава?”

- У вас Санкт-Петербург не выходит в океан.

- Да, Питер не выходит, но у нас как у океанской державы есть такие порты, как бухта Провидения, Петропавловск-Камчатский, Находка, Владивосток, Мурманск. Что вы зациклились на Санкт-Петербурге? Естественно, вы не видите наших кораблей, а они бороздят все моря и океаны.

И сейчас в эти суровые декабрьские дни Фёдор Конюхов несёт наш флаг по океану. И возможно, он может нам сказать, что “вокруг меня на многие мили простирается бушующий седой океан. Думаю, что я сейчас вижу тот мир, который был сразу после сотворения земли Богом, до того, как появилось что-нибудь живое”.

Он один на яхте “Алые паруса”, где для другого капитана было бы необходимо 12 членов экипажа.

“Истинную мудрость можно обрести лишь вдали от людей в великом уединении, и постигается она лишь путём страданий. Только нужда и страдания могут открыть уму человека то, что скрыто от других”, - не помню, где прочёл это, но запомнил, - Фёдор Конюхов.

Попутного тебе ветра, Фёдор!

Маргарита Пархоменко.

P.S.: Когда была поставлена точка, мне показалось, что я должна сообщить о французском режиссере Жаке Лассале, постановщике пьес Чехова, который поведал о своём постижении русского писателя: “Я жил в провинции, и в один мой приезд в Париж мой дядюшка отвёл меня на спектакль “Чайка”. Я был абсолютно потрясён, я говорил себе: “Вот текст, который я хотел бы написать, и театр, в котором я хотел бы играть. Этот незнакомец, этот русский говорит мне обо мне самом, как никто раньше никогда не говорил”. С тех пор прошло много лет, я прожил долгую жизнь, много жизней, но Чехов меня никогда не обманул”.

М.П.


Другие статьи номера в рубрике Вселенная:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100