Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 49 (612) от 2 декабря 2004  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Политика

Заливную рыбу заказывали?

Валерий КУЦЫЙ

Животные счастливее людей – они не знают о неизбежности своей кончины. Но и люди многого не знают, а если знают, то не могут понять. Скажем, я в толк не возьму, как некоторым физическим лицам удается сочинять музыку.
Писать стихи, романы, создавать высокохудожественные и малохудожественные полотна, ваять мыслителей и девушек с веслами – все это непросто, однако поддается осознанию.

Но музыка – марш «Прощание славянки»! Вальс Арама Хачатуряна из кинофильма «Маскарад»! Пятая симфония Бетховена! Первый концерт для фортепиано с оркестром Чайковского! Сочинить такое, пользуясь теми же семью нотами, что и авторы современной дребедени, которой нас по утрам пичкают все радиостанции, - нет, как хотите, а я постичь этого не в состоянии.

Теперь спустимся с небес на грешную землю и попытаемся разобраться в такой тонкой материи, как депутатский иммунитет. Замысел его мне в принципе понятен – оградить народных избранников от давления любых властных структур, избавить от возможности расправы за поступки, связанные с депутатской деятельностью.

Такова идея. А в жизни получается несколько иначе. В анналах истории навсегда останется день, когда населению нашей необъятной родины впервые показали по телевидению, как один депутат Государственной думы на глазах у изумленной публики таскает за волосы другого, представляющего к тому же прекрасную половину рода человеческого.

Сотвори такое простой смертный, для него это закончилось бы по меньшей мере несколькими сутками пребывания под арестом за мелкое хулиганство. Здесь же вступает в действие всесильный иммунитет, и наш герой, как ни в чем не бывало, провозглашает с думской трибуны высокие истины. Ему даже муж физически оскорбленной депутатки не может дать по физиономии – депутатская морда неприкосновенна.

К кругу лиц, пользующихся этой прекрасной штукой – иммунитетом, отнесены и судьи. И как-то незаметно получилось, что служители закона сами стали закону практически неподвластны. Правда, о фактах таскания судьями за волосы друг друга пока не слышно, зато ловить их на взятках без особой разрешительной процедуры категорически запрещается. И у меня нет сомнения, что именно взятки в той или иной форме служат причиной парадоксальных приговоров и судебных решений.

Нельзя, однако, не заметить, что в круг неприкосновенных, кроме тех, кто отнесен к нему законом, по-пластунски вползли и некоторые другие граждане. Специфическим проявлением их иммунитета стало условное наказание за вполне реальные прегрешения. Это и условные сроки для высокопоставленных чиновников, проходивших в качестве подсудимых по знаменитому «крабовому» делу, и условный срок для бывшего главы Хасанского района, и многие другие факты того же ряда.

А совсем недавно в другом районе Приморского края судили взяточника – главного инспектора пожарной охраны. Приговор? Пять лет лишения свободы, разумеется, условно. Теперь скажите, уважаемые читатели, при такой борьбе с коррупцией кто кого победит – мы ее или она нас?

А вот еще забавная ситуация. Все, наверное, помнят, что некто Наздратенко Евгений Иванович, восемь лет проработав в качестве губернатора, ни разу не отчитался перед законодательным органом края. Так безотчетно и убыл в столицу, чтобы вершить великие дела на новом поприще. Ни разу не отчитался перед городской думой и бывший владивостокский градоначальник Юрий Михайлович Копылов.

Опять же вопрос: если человек в результате своих трудов добился серьезных успехов, то разве сам он не получит удовольствия от рассказа об этих успехах? Но оба бывших предпочли обойтись без гласности на официальном уровне, и их можно понять. Затрудняюсь понять другое: почему им выдали трудовые книжки и отпустили с миром? Ах, да, все тот же иммунитет, ничем не предусмотренный, но подразумеваемый.

А на днях я получил неизъяснимое наслаждение от такого сюжета. Состоялось заседание федерального правительства, на котором, помимо всего прочего, обсуждалось состояние спорта в стране. С сообщением выступил руководитель соответствующего агентства Вячеслав Фетисов, который в прошлом на протяжении многих лет возглавлял хоккейную сборную СССР.

Неоднократный чемпион Советского Союза, Европы, мира и Олимпийских Игр, двукратный, если не ошибаюсь, обладатель почетнейшего приза североамериканского хоккея – Кубка Стэнли, он с глубоким знанием дела говорил о том, что необходимо для возрождения нашей былой спортивной славы, изрядно подувядшей за последние годы. Это – строительство новых современных сооружений, обновление и демократизация в руководстве федерациями, развитие детского и юношеского спорта, адресная поддержка перспективных молодых спортсменов, которые могут вырасти в мастеров мирового класса, и т.д.

В ответ глава правительства Михаил Фрадков заявил, что все это – заботы самого спортивного агентства, во всех бедах виновато оно само, и тут же члены правительства нашли решение проблемы, не требующее таких усилий, как меры, предложенные Фетисовым: пусть каждую федерацию возглавит кто-нибудь из министров. Один – футбольную, другой – плаванья, третий – легкоатлетическую, ну и остальные точно так же. И тогда все вопросы будут сняты, тогда на футбольных полях, хоккейных площадках и беговых дорожках мы будем бить всех подряд.

Знаете, на меня этот сюжет произвел глубокое впечатление. Редко все-таки в одном месте собирается столько высокопоставленных особ, если чем и блещущих, то отнюдь не избытком компетентности и ума.

А что же господин Фрадков? Думаете, он спросил у своих соратников, отчего это как раз федерация художественной гимнастики, которую много лет подряд возглавляла народная артистка СССР Элина Быстрицкая, а никакой не министр, добивалась и добивается сейчас самых высоких показателей на международной арене? Или, может, он поинтересовался, как ухитряются США, где министры не командуют федерациями, год за годом выигрывать летние Олимпиады? Нет и нет.

Главе даже не пришло в голову сказать: бросьте, ребята, дурью маяться, вы и со своими-то непосредственными обязанностями, за исполнение которых получаете зарплату, не можете толком управиться, а собираетесь вдобавок и таким сложнейшим делом, как спорт, на общественных началах руководить. Ничего этого Михаил Фрадков не сказал, он только поинтересовался, хватит ли в правительстве министров для всех федераций. Его успокоили – хватит…

Кто мне объяснит причину, по которой не стыдятся выглядеть невеждами и дилетантами внешне солидные и образованные люди, имеющие большей частью ученые степени, причем настоящие, а не купленные, получившие за последнее время широкое хождение в губернаторской и мэрской среде?

Да простится мне, если расскажу об одном удивительном случае, который произошел лично со мной. Как многие другие соотечественники, я получаю субсидию на квартирные платежи. Этой субсидии за октябрь меня почему-то лишили. Ходить по чиновничьим кабинетам и выстаивать очереди, чтобы получить разъяснения, ни у меня, ни у жены сил нет. По телефону мне сказали, что все правильно, есть на сей счет правительственное постановление, а с ноября будешь опять субсидию получать.

Возможно, я потерял способность к системному мышлению, но тут моя логика начала давать сбои. Но как же так? В октябре я продолжал оставаться пенсионером со стажем, никто у меня не отобрал ни звания ветерана труда, ни двух пожизненных инвалидностей – по общему заболеванию и по зрению, моя пенсия все так же ниже прожиточного минимума, и я не верю, что правительство, при всей его глупости и скаредности, приняло решение следующего содержания: незаконно лишить в октябре сего года гражданина Российской Федерации Куцего Валерия Семеновича положенной ему по закону субсидии.

Такого не может быть никогда, и значит, чья-то чужая, холодная от равнодушия рука залезла не только в мой карман, но и в карманы других льготников. Мерси, господа, рад, что вы не забываете нас!

Коль уж зашел разговор о льготах, то было бы неправильно обойти молчанием их пресловутую монетизацию. Согласен, тема эта обрыдла, вокруг нее было много споров и еще больше вранья, а камень уже катится с горы, и остановить его невозможно. Но неожиданно возник новый аспект, у многих вызвавший недоуменное чесание в затылках.

Как мне представляется, у тех льготников, финансировать которых намереваются из федеральной казны, жизнь будет еще туда-сюда, но как громом поразило людей, пострадавших от государственной заботы, сообщение о предполагаемых размерах финансирования из бюджета Приморского края. Оказывается, администрация считает возможным выделять взамен льгот ветеранам труда ежемесячно по 60, пострадавшим от репрессий по 50, труженикам тыла времен Великой Отечественной войны по 90 рублей. Эти смехотворные суммы не покрывают даже одной из отбираемых льгот – льготы за пользование телефоном.

Так, может, не стоило вообще ничего выделять? Мол, идите вы подальше со своими претензиями, особенно мужчины, у которых средняя продолжительность жизни по стране 58 лет. Вот и живите сколько положено, а то хотите и есть каждый день, и умываться с мылом, и даже – какова наглость! – покупать трусы, чтобы не ходить под брюками голяком.

До сих пор я хорошо относился к губернатору Сергею Дарькину. Очень не хочется, чтобы мое (и, наверное, не только мое) отношение к нему изменилось. Понимаю, денег в крае не хватает, нужно и то, и другое, и пятое, и десятое. Тем не менее, Сергей Михайлович, думаю, что у вас есть выбор – финансировать амбициозные проекты вроде кинофестиваля или хоть как-то смягчать удары, наносимые федеральной властью по малоимущим слоям населения.

Покамест ваша позиция мне не совсем понятна, хотя в то же время я уверен, что если бы губернаторов продолжали выбирать, а не назначать сверху, вы вряд ли решились бы заменять льготы постыдно мизерными суммами.

Заканчивая работу над этими заметками, я узнал, что депутаты краевого Законодательного собрания намереваются увеличить размеры денежных компенсаций. Это, понятно, неплохо, но и восторженных чувств не вызывает. Когда к солидным деньгам прибавляются солидные деньги, уровень жизни заметно повышается; когда к жалким грошам прибавляются жалкие гроши, достигается в основном моральное удовлетворение.

И последнее, о чем хотелось бы сказать, - это пришедший на смену КПСС новый ум, а также честь и совесть нашей эпохи, иными словами – партия «Единая Россия».

Всем ясно, почему чиновники, ранее состоявшие в других партиях, побросали свои старые членские билеты и срочно перекрасились в «единороссов». Они просто-напросто вступили в свою партию, идеология которой – любовь к президенту Путину, а лозунг – «Вся власть – бюрократии!».

Но почему «Единую Россию» заказали к своему столу многие простые люди, которым она ничего не дала и не даст, для меня остается загадкой. Когда я думаю об этой партии, на ум приходит фраза из кинофильма «Ирония судьбы, или С легким паром!»: «Какая гадость эта ваша заливная рыба!»

Валерий КУЦЫЙ.

Рисунок Михаила Ерофеева.


P.S. Из некоторого царства, некоторого государства поступила информация, что бывший мэр некоторого города Ювеналий Макарович Поросятников никуда не уезжал, а находится в родных пенатах и пребывает в добром здравии. По непроверенным слухам, для него забронировано место в уютном помещении с решетчатыми окнами.

В.К.


Другие статьи номера в рубрике Политика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100