Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 48 (611) от 25 ноября 2004  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Политика

А за “козла” ответишь?

Валерий КУЦЫЙ

ГОРОСКОП ОТ ВАЛЕРИЯ КУЦЕГО
Захотелось мне испробовать свои силы в сочинении гороскопов. В самом деле, чем я хуже астрологов, профессия которых чем-то похожа на профессию деревенского петуха - прокукарекал, а там хоть не рассветай.

Всего, что у меня получилось в результате наблюдений за расположением небесных светил, излагать пока не буду, но некоторыми соображениями, так и быть, поделюсь. Прошу внимания!

Девам завтра не следует становиться женами учителей, научных работников, офицеров и представителей других непрестижных профессий. И наоборот, положительно надо отнестись к предложению руки и сердца (или даже только сердца без руки) со стороны олигарха, депутата Государственной думы, криминального авторитета, бывшего мэра некоего города Ювеналия Поросятникова или его сына. В предвидении будущего развода желательно предусмотреть в брачном контракте справедливый раздел денег на тайных и явных банковских счетах, фирм и особняков, включая те, которые записаны на подставных лиц, дорогих автомобилей, компьютеров, видеотехники и прочих ценностей. Иначе от них потом дождешься!

Овны. Для вас нежелательны встречи с тиграми, волками, сотрудниками правоохранительных органов и другими хищниками. Если вы предприниматель, то постарайтесь найти взаимопонимание с налоговыми инспекторами, представителями пожарного надзора и санитарно-эпидемиологической службы, иначе вам придется платить не им, а в государственную или муниципальную казну, что гораздо дороже.

Водолеям: воздержитесь от режимного водоснабжения, черт вас подери! Вводить его вместо того, чтобы заменить дырявые трубы, отремонтировать сливные бачки и краны в квартирах - все равно что бороться с перхотью посредством отрубания головы.

Львам рекомендуется держаться подальше от российских властей любого уровня. Это у себя в Африке лев считается царем зверей, у нас же государство обдерет его не хуже, чем ночной грабитель вдребезги пьяного мужика. Разница лишь в одном: специалист по “гоп-стопу” не станет издеваться над своей жертвой, тогда как власть после ограбления непременно сообщит ей, что теперь уровень ее жизни значительно повысился.

На этом пока остановлюсь, с гордостью отметив, что мой астрологический прогноз составлен вполне профессионально. Причем должен сразу предупредить: за качество продукции, то есть за то, сбудется или не сбудется мое предсказание, я ответственности не несу. И это справедливо для страны, где создана обстановка, при которой прищучить можно только слабого, а сильные мира сего и находящиеся под их покровительством ни перед кем ни за что не отвечают.

ГУМАННОСТЬ СУДА ИЗБИРАТЕЛЬНА

В России одновременно по разным телеканалам прошли два сообщения. Одно о том, что несколько огольцов курочили киоски, экспроприируя оттуда сигареты и разные вкусности. Опасных преступников изолировали от общества, наказав лишением свободы с отбытием в детской исправительной колонии.

Второе сообщение было о пересмотре Верховным судом громкого “крабового” дела. Ущерб от деятельности двух преступников, одним из которых оказался бывший начальник “Дальрыбы”, а затем первый заместитель председателя Госкомрыболовства Юрий Москальцов, превысил миллиард рублей. Этот факт не был опровергнут, однако Верховный суд счел приговор, вынесенный ранее, слишком жестоким и постановил заменить реальную меру наказания условной. Страдальцы за неправое дело немедленно обрели свободу, и тем самым лишний раз было доказано, что когда это кому-то надо, российский суд умеет быть самым гуманным в мире.

Вообще судебная система у нас ну очень интересная. Хотели придать судьям независимость - одарили безответственностью. Многие служители Фемиды, сохранив в неприкосновенности полученное из далекого прошлого правило при вынесении приговоров, лишении и определении следовать не столько требованию закона, сколько пресловутому “телефонному праву”, добавили к нему еще и немалую толику личной заинтересованности.

И какая там законность и справедливость, если судья в первую очередь думает о выгоде, которую сулит ему рассмотрение уголовного или гражданского дела. Мне выпало сомнительное удовольствие неоднократно убеждаться в этом, и я иногда думаю: неплохо, если бы у некоторых господ в судейских мантиях хоть изредка пропадал аппетит при мысли, что кто-то глубоко презирает их за необъективность и своекорыстие.

ОСТАВЬ НАДЕЖДУ, ВСЯК СЮДА ВХОДЯЩИЙ

Ну хорошо, презирать-то можно, а существует ли ответственность за действо, которое по наименованию одного из наиболее одиозных московских судов стало называться “басманным правосудием”? Нет, практически не существует. Даже в тех редких случаях, когда кассационная инстанция отменяет предельно глупое, юридически безграмотное или явно предвзятое решение, судья, принявший его, продолжает вершить судьбы людей. Ах, да, существует квалификационная коллегия, куда можно пожаловаться уже не на решение, а на самого судью. Оттуда жалобу точным ударом отфутболят председателю райсуда, того самого, где трудится незаслуженно охаянный вами замечательный юрист и честнейший в подлунном мире человек. Результат, сами понимаете, нулевой, и я бы повесил на здании, например, Фрунзенского районного суда табличку с известным изречением: “Оставь надежду, всяк сюда входящий”.

Говоря о безответственности судейского корпуса, неправильно было бы обижать невниманием прокуратуру. У нас как-то получилось, что спрос с прокурора, в том числе с Генерального, будет иметь место, лишь если он лично проворуется либо его заснимут в процессе барахтанья в постели с девочками. Результаты же чисто служебной деятельности в счет не идут.

Законы, надзор за соблюдением которых является главной обязанностью прокуроров, нарушаются повсеместно; во всех трех ветвях государственной власти процветает коррупция; гарантированные Конституцией права и свободы граждан Российской Федерации зачастую превращаются в фикцию - и ничего, все для наших законоблюстителей ограничивается вялым ворчанием прессы, и еще изредка президент пожурит.

УСЛОВНО НАКАЗУЕМЫЕ

Не спорю, кое-где кое-что прокуратура все-таки делает, не может же она не делать вообще ничего. Помните, как Евгений Иванович Наздратенко, уже будучи председателем Госкомрыболовства, во время поездки по Дальнему Востоку расхваливал камчатского губернатора Машковцева? Сейчас прокуратура расследует уголовное дело в отношении этого достойного человека. Случается информация об уголовных делах с привлечением в качестве обвиняемых и других сановных особ.

Но я не помню, чтобы хоть одного проворовавшегося губернатора, вице-губернатора, мэра или вице-мэра отправили за колючую проволоку. Условным наказанием отделался бывший глава Хасанского района Кривулин, а копыловский заместитель Шеренговой, подделавший подпись и купивший за счет налогоплательщиков шикарную квартиру, и вовсе продолжал осуществлять руководство на том же посту.

Как анекдот можно рассказывать историю о суде над чиновниками городской администрации, которая обвиняется в распродаже муниципального имущества по смешным ценам. Два года в Ленинском суде г. Владивостока тянется этот процесс. Продлится он, на мой взгляд, до тех пор, пока о нем все забудут, и бывшие обвиняемые, оставшись в неприкосновенности, смогут пользоваться благами своих махинаций.

А что прокуратура? Говорят, она чего-то такое пытается противопоставить судебной волоките, однако достижений у нее в этом вопросе куда меньше, чем у хорошего прокурора края Валерия Василенко в защите своей чести и достоинства от плохих журналистов.

КРИВОЕ ОКО ГОСУДАРЕВО

Полагаю необходимым сказать, что прокуратура края, по моему мнению, представляет собой слепок с Генеральной прокуратуры РФ, визитной карточкой которой давно уже стали многочисленные провалы. Все ее требования об экстрадиции Гусинского, Березовского и Закаева были признаны за рубежом несостоятельными и завершились полным конфузом.

К установлению виновных в бесланской трагедии вынуждены подключиться члены Совета Федерации и депутаты Государственной думы. Сам Генеральный прокурор Владимир Устинов, предлагая меры для борьбы с терроризмом, не нашел ничего умнее, чем провозгласить с высокой парламентской трибуны желательность узаконить, как он выразился, “контрзахваты”, то есть право наших силовых структур брать в заложники семьи террористов в ответ на аналогичные действия противника.

В любой цивилизованной стране господина Устинова после такого заявления попросили бы закрыть дверь с той стороны, а у нас он продолжает как ни в чем не бывало пребывать в ипостаси “государева ока”. Пуще того, мне представляется, что в некоторых случаях прокуратура руководствуется тем, чем ей руководствоваться категорически противопоказано, - соображениями политической конъюнктуры.

ОТКУДА ДЫРКИ В ЗАКОНАХ?

Возьмем, к примеру, дело Ходорковского и Лебедева, которое рассматривается сейчас судом. Кое-что в этом деле мне представляется, мягко говоря, странным.

Есть три условия, без которых ни один коммерсант, ни один промышленник не сможет долго надувать общество и государство. Первое условие - удобные для жуликов лазейки в законах; второе - продажность чиновников; третье - непрофессионализм либо коррумпированность (а возможно, и то, и другое вместе) правоохранительных и судебных органов. Кто, спрашивается, придумывает “дырявые” законы? Иногда исполнительная, иногда - законодательная власть. Кто их принимает? Парламент. Без чьей подписи они недействительны? Без подписи президента. И если они все-таки предлагаются, принимаются и вводятся в действие, то причина этому - безответственность тех, кто образует вершину властной пирамиды.

Пойдем дальше. В стране существует множество контролирующих органов, созданных специально для того, чтобы блюсти государственные и общественные интересы. Но ни для кого не секрет, что во многих случаях представители этих органов поступают так, словно контролируемые объекты даны им для кормления.

ХОЧЕШЬ ВОРОВАТЬ? УМЕЙ ДЕЛИТЬСЯ!

Смотрите: вдруг стало выясняться, что ЮКОС задолжал государству по налогам сотни миллиардов рублей. Вот это номер!

Однажды, уже будучи независимым журналистом и публикуясь в нескольких изданиях, я забыл указать в декларации небольшую сумму, полученную за одну из публикаций. Так что вы думаете, налоговая инспекция, проявив бдительность, слупила с меня, помнится, рублей шестьдесят да еще оштрафовала.

А тут годами укрываются от налогообложения суммы с таким количеством нулей, что в глазах рябит, - и этого до поры до времени никто в упор не видит. До какой поры, до какого времени? До той и до того, пока Ходорковский знал свое место и не лез в политику.

Когда же он нарушил негласное «табу» и вознамерился, финансируя некоторые политические партии, оказывать давление на высшее руководство страны, было сочтено уместным показать ему, кто в доме хозяин, и на его примере кой-чему научить других богачей. Вот тут-то и пригодились не замечаемые раньше нарушения. И вы хотите мне сказать, что налоговики их не замечали за просто так, что какая-то часть укрытых миллиардов не попадала в их кошельки? Не сомневаюсь, что попадала.

Почему же никто из чиновников не сидит в одной клетке с Ходорковским и Лебедевым, почему покровителям и пособникам подсудимых предоставляется возможность купаться в грязи и выходить из нее чистенькими, словно из Сандуновских бань? И это уже вопрос к суровой прокуратуре и доблестной милиции, которые в данном случае, как, впрочем, и во многих других, ухитряются не замечать очевидного.

СТРИПТИЗ НА ТРИБУНЕ ДУМЫ

Безответственность давно переросла рамки сопутствующего явления. Она превратилась в существенный фактор влияния криминальной среды и коррумпированных структур на весь уклад нашей жизни, в камень преткновения на пути полезных всему обществу реформ; она способствует неправедному обогащению одних и обнищанию других при попустительстве беспрерывно перестраиваемой вертикали власти.

Кому не известен классический пример: король чикагских гангстеров Аль Капоне, которому не могли доказать ни одного из совершенных им опасных преступлений, был отправлен в тюрьму, если не ошибаюсь, на 12 лет за неуплату налогов. Он не мог объяснить, почему сумма его расходов значительно превышает сумму продекларированных доходов.

А у нас? Ведь достаточно внести в закон о борьбе с коррупцией соответствующую правовую норму, чтобы чиновник обязан был отчитываться в источниках средств на роскошную жизнь. Вместо этого ему непрерывно повышают зарплату, провоцируя тем самым получение все более крупных взяток, все более масштабное воровство. Сам же закон уже который год отлеживается в недрах Государственной думы, напоминание о нем считается столь же неприличным, как если бы это был стриптиз на думской трибуне.

Чему мы никогда, вероятно, не научимся, так это тому, чтобы слова наши соответствовали действительности. Я расхохотался, когда некий член Совета Федераций, выступая по телевидению, сказал, что президент проявил большое мужество, взяв на себя ответственность за назначение губернаторов. Господи, ответственность перед кем? Кто и за что может спросить с Владимира Владимировича? Сам-то он, разумеется, снять с должности губернатора сможет, но тем самым придется косвенно признать, что, назначая его, ты совершил ошибку. А это ой как нелегко, ибо будет бить по президентскому авторитету.

НЕКОМУ ОТВЕЧАТЬ, И СКОРО НЕКОМУ БУДЕТ СПРАШИВАТЬ

Правительство тоже ни за что не отвечает – ни за инфляцию, нагло обгоняющую контрольные цифры, ни за смехотворность повышения зарплат бюджетникам и пенсий, ни за такой бешеный рост цен на продукты питания, лекарства и тарифов на коммунальные услуги, что совсем уже близко время, когда за все это значительная часть населения сможет расплачиваться только дружным «спасибо партии и правительству!»

Да, да, партии тоже, конкретно – «Единой России», которая превратилась в руководящую и направляющую силу, а следовательно, должна нести ответственность за выдающиеся успехи, достигнутые под ее водительством. Только как с нее, с партии, спросишь? Не в ссылку же отправлять «единороссов», не в психушку же их загонять, чтобы познали не только сладость власти, но и горечь ответственности.

Насчет депутатов и вовсе говорить нечего – их ни отозвать, ни посадить не моги, и каждый до такой степени любит своих избирателей, что тех аж тошнит от такой любви. Знаете, из кого у нас состоит вертикаль власти? Из новой номенклатуры, которая лишь тем отличается от своей предшественницы, номенуклатуры партийно-советской, что еще более алчна, нагла и менее компетентна. Да и воли ей дано побольше, на ковер в райком или горком не вызовут, правоохрана же, во-первых, слаба и, во-вторых, сама смотрит, на чем бы поживиться.

Ясное дело, жизнь такова, какова она есть, и более никакова. Поэтому меня беспокоит еще один аспект обсуждаемой проблемы – при дальнейшем развитии событий в том же направлении не случится ли так, что дозволено будет творить безнаказанно все, за исключением одного – назвать человека «козлом». За это при любых обстоятельствах можно понести ответственность, в смысле – схлопотать по морде.

Валерий КУЦЫЙ.


P.S. Из интервью бывшего главы администрации г. Владивостока Юрия Копылова газете «Комсомольская правда» выяснилось, что он замечательный кулинар и умеет превосходно готовить разнообразные блюда. У меня даже слюнки потекли, когда я узнал, какие вкусные у него получаются «двойные драники». И подумалось: может быть, это и есть истинное призвание Юрия Михайловича? Совсем неплохо было бы завершить наконец-то эксперимент управления государства Российского кухарками, а регионов и городов – поварами.

В.К.


Другие статьи номера в рубрике Политика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100