Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 32 (595) от 4 августа 2004  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Политика

На пороге больших перемен

Валерий КУЦЫЙ

Скатертью дорога, гражданин Копылов

ВЫБОР СДЕЛАН
Знакомый спросил меня, почему я не участвовал в освещении борьбы за пост мэра нашего краевого центра. Я ответил ему в том духе, что не хотелось мараться в грязи, густо замешанной на лжи, лицемерии, своекорыстии и предательстве. И хотя итоги голосования долго еще будут объектом тайных интриг и публичных разборок, главное состоит в другом: никакие судебные тяжбы, никакие предсказания ангажированных оракулов из «кастрюльного» университета, никакие горестные причитания и дамские сопли-вопли в эфире и на страницах газет не могут всерьез опровергнуть того факта, что владивостокцы сделали свой выбор, и с этим, хочешь не хочешь, придется считаться.

Я начал диктовать эти строки после того, как в главном кабинете «серого дома» появился новый мэр (надеюсь, перед этим хорошенько проветрили помещение).

МЕНЯ ИНТЕРЕСУЕТ БУДУЩЕЕ, А НЕ ПРОШЛОЕ
Меня нисколько не интересуют споры относительно прошлого Владимира Николаева. Что в сведениях о нем правда, а что досужие вымыслы – какое это имеет значение? Где уж ни сучка, ни задоринки, так это в прошлом Копылова: и на комсомольской работе был, и в первых секретарях Первомайского райкома КПСС обретался, а вот поди же ты… О прошлом Константина Толстошеина тоже ничего плохого не скажешь – и в председателях Первореченского райисполкома ходил, и в заместителях у губернатора Наздратенко. А вспомнишь времена его правления, так мороз по коже подирает – веерные отключения электроэнергии, холодные батареи в квартирах, перекрытие улиц доведенными до отчаяния горожанами…

Поэтому прямо говорю: для меня важней не реальные или придуманные подробности биографии Николаева, для меня важно совершенно другое – сумеет или не сумеет он наладить нормальную жизнь в краевом центре, покончить с надоевшей, как горькая редька, копыловщиной.

НОВОМУ МЭРУ НЕ ПОЗАВИДУЕШЬ
На мой взгляд, новому мэру не позавидуешь. Он принимает город, обремененный трехмиллиардным долгом (такого еще не было), с разрушенным жилищно-коммунальным хозяйством, находящимися в жалком состоянии инженерными коммуникациями и городским электротранспортом, с экологией, от которой хочется плакать, с социальной напряженностью, вызываемой многомесячными задержками заработной платы бюджетникам, и т.д., и т.п. Как вам такое наследство?

А между тем времени на раскачку нет – зима не за горами, и нужно молить Господа, чтобы она была такой же теплой, как две предыдущие. Иначе быть беде, ибо, по моему мнению, бывший мэр не столько думал о предстоящих холодах, сколько о том, как продлить свое пребывание у власти.

Отсюда вывод: задача № 1 – за оставшееся до зимы время сделать все, чтобы предотвратить последствия бездеятельности армии чиновников, неплохо устроившихся на шее налогоплательщиков.

Другая задача первостепенной важности – обновление городского водопровода. В противном случае треть поступающей во Владивосток воды будет по-прежнему утекать в дыры проржавевших труб, горожанам снова и снова придется испытывать прелести режимного водоснабжения, а из кранов будет так же литься жидкость, употреблять которую без угрозы для здоровья могут одни лишь тараканы.

ЕСЛИ БЫ ПОД СТРАХОМ СМЕРТНОЙ КАЗНИ...
Знаю, у нового главы администрации найдется уйма советчиков, поскольку, как известно, каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны. Не хочу уподобляться всезнающим умникам, скажу лишь о том, что обязательно предпринял бы я, если бы меня вдруг под страхом смертной казни сделали мэром.

Прежде всего я постарался бы наладить деловые отношения с городской думой. После консультаций с депутатами предложил бы к рассмотрению приемлемый проект бюджета на 2004 год. Тот, который пыталась провести через думу прежняя администрация, нуждается в серьезнейшей корректировке.

Одновременно с этим дал бы задание службам и подразделениям мэрии уже сейчас приниматься за подготовку бюджета следующего года, сделав его социально направленным, нацеленным на подъем уровня жизни горожан, а не на осуществление показушных проектов в угоду моим властным амбициям. Это же нонсенс, когда муниципалитет правит таким образом, словно никто лучше него не знает, как сделать нас счастливыми.

Отсюда вывод: надо широко практиковать социологические исследования, опросы, широкое обсуждение в прессе всех значимых для города проектов, и в первую очередь – нового генерального плана развития Владивостока.

Безусловно, я возобновил бы личный прием граждан, который проводили все мэры до пришествия в «серый дом» Копылова. Никакие прямые эфиры и телефонные переговоры не заменят живого общения с людьми, когда человек может поделиться с тобой своей болью, показать документы, получить нужную резолюцию.

ВСЯ ПРАВДА - У ОППОНЕНТОВ
В немалой степени о том, насколько сильна и уверена в себе власть, говорят ее отношения с прессой. Я не стал бы заваливать суды исками к журналистам и редакциям о защите чести и достоинства, как это делал Копылов. По моему мнению, мэру бывает очень даже нетрудно заручиться благорасположением судей, и они охотно решат дело в его пользу.

Но этим уважения людей не достигнешь. Оно завоевывается терпимостью к критике, пусть даже не всегда справедливой, умением аргументировать свою позицию в открытой печати, а не в судейском кабинете при закрытых дверях, ясным пониманием того, что мэр – это публичный политик, который по определению не может не находиться под критическим прицелом СМИ.

Сознавая все это, я, во-первых, привлек бы к работе в своей пресс-службе и муниципальной газете журналистов, не зараженных бациллами лести и подхалимажа; во-вторых, отказавшись от услуг продажной прессы, готовой за хорошую плату всячески возвеличивать мою персону, я гораздо чаще, чем это принято у нас, встречался бы с представителями средств массовой информации независимо от их направленности и отношения ко мне, и с их помощью осведомлял бы общественность о положении дел в городе, о деятельности и планах администрации.

Например, президент США, несмотря на занятость, проводит еженедельные пресс-конференции. Не мешало бы перенять этот опыт. Руководитель высокого ранга должен понимать, что правду он может услышать отнюдь не от угодников, а от оппонентов.

Да, критика неприятна, но она куда менее опасна, чем безудержное хвастовство и неумеренные похвалы, вызывающие смех у читателей газет, радиослушателей и телезрителей. Глава города, воспринимающий критику своих недостатков, может исправить их; руководителю, перебирающему в похвальбе, впору подавать в отставку – он начинает вызывать смех, а быть смешным приличествует разве лишь цирковому клоуну, но никак не градоначальнику.

РЕАЛЬНЫЕ ТАРИФЫ НА РЕАЛЬНЫЕ УСЛУГИ
Что бы я еще сделал, оказавшись при власти, к которой никогда не стремился? Ох, как много сделал бы! Если же говорить о конкретных вещах, то, скажем, избавился бы от фирм-посредников, собирающих коммунальные платежи для бюрократического аппарата мэрии.

Правом получать от нас деньги должны обладать ЖЭУ. Это поможет им укрепить свою материальную базу и закрепить кадры, повысить своим работникам зарплату и вовремя ее выдавать. Тогда прекратятся перманентные забастовки наших дворников и слесарей, а при введении системы премий за отсутствие жалоб будет заинтересованность в повышении качества работы. Изымать у ЖЭУ надлежит лишь ту часть средств, которая необходима для содержания коммунальных служб, занимающихся водоснабжением, вывозкой мусора и т.п., ну и совсем немножко для сокращенного до минимума штата управленцев по линии ЖКХ.

При этом оплачивать мы должны реальные, а не мифические услуги, и по реально обоснованным тарифам, но ни в коем разе не исходя из желания муниципальной власти содрать с человека как можно больше, сделав для него как можно меньше.

ГНАТЬ В ТРИ ШЕИ ГОРОДСКИХ ЛЕСОРУБОВ
Не забыл бы я и об озеленении города. Понадобится 20-30 лет, чтобы выросли новые деревья, которые варварски были вырублены в эпоху разгула прежней администрации. Наш краевой центр и раньше-то не числился в ряду наиболее озелененных городов Дальнего Востока, а уж в результате массового копыловского лесоповала дело дошло до форменного безобразия.

Не поддается исчислению вред, наносимый здоровью людей уничтожением деревьев только ради того, чтобы мостить улицы дорогостоящей и опасной при гололеде плиткой, или, вероятно, не без выгоды для собственного кармана, распродавать под строительство чего-то элитного земельные участки в престижных местах вместе с расположенными на них сквериками. На мой взгляд, городских лесорубов надо гнать в три шеи да еще разобраться, кто и на каком основании облагодетельствовал их.

ГДЕ ДЕНЬГИ И ГОРОДСКАЯ СОБСТВЕННОСТЬ?
Разобраться я постарался бы и еще кое в чем. Скажем, непременно назначил бы глубокую аудиторскую проверку финансово-хозяйственной деятельности команды Копылова за минувшие пять лет. Мало того, опубликовал бы акт проверки в открытой печати.

А то попробуй понять, куда ушли деньги, взимаемые с населения за капитальный ремонт, во что обошлось издание копыловских портретов, на какие средства сооружался некий теннисный корт, безвозмездно переданный потом частной фирме, а также каким образом ухитряются некоторые чиновники на свою зарплату строить особняки стоимостью сотни тысяч долларов.

Я жестко поставил бы вопрос о завершении судебного процесса по фактам распродажи за бесценок муниципальной собственности и о возвращении этой собственности законному владельцу – городу. Наверное, можно было бы вернуть и еще кое-что. И это очень важно, потому как Владивосток в сегодняшнем его состоянии по существу является банкротом и остро нуждается в денежных средствах.

ЁЛКИ-ПАЛКИ... В КАДУШКАХ
Замечу кстати, что город должен выиграть от прихода новой команды в чисто финансовом плане. И краевое Законодательное собрание, и администрация края не могут не понимать: без их помощи Владивостоку не выбраться из того болота, в которое его завели прежние правители.

Можно не сомневаться и в другом: деньги, буде их выделят из казны «белого дома», пойдут не на сооружение фонтанов и строительство дурацких канатных дорог, не на елки в кадушках и форменную одежду для служащих мэрии, а на действительно неотложные нужды по специально разработанным программам.

Опять-таки скажу, что с моей стороны было бы слишком самонадеянно давать Владимиру Николаеву советы, как ему действовать в качестве главы администрации. Но и без всяких советов видно: кадровая чистка в «сером доме» неизбежна – слишком уж много там работничков, не привыкших отвечать за результаты своей деятельности и преуспевших в основном по части роста собственного благополучия.

ТРИ ВАРИАНТА ДЛЯ КОПЫЛОВА
А сам гражданин Копылов? Наша система такова, что туда, куда следовало бы, его вряд ли удастся определить. Так, может, он как крупный ученый займет профессорскую должность где-нибудь в Гарвардском университете? А возможно, учитывая, что и капитану I ранга неплохо бы хоть немножко послужить на Военно-морском флоте, примет командование крейсером или большим противолодочным кораблем? Есть, правда, еще один вариант – переселиться в Москву, под крылышко к Юрию Михайловичу Лужкову, которого Копылов, по его словам, считает своим старшим братом. Вопрос только в том, считает ли столичный мэр младшим братом владивостокского коллегу, потерпевшего фиаско, и горит ли он желанием принять такого родственничка в свои объятия.

Валерий КУЦЫЙ

P.S.: Сообщаю уважаемым читателям, что в ряде случаев мое мнение не только не совпадает с мнением редакции, но и диаметрально противоположно ему.


Другие статьи номера в рубрике Политика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100